Иван Петренко, фото: Глеб Малофеев и из архива Андрея Онищука,

Андрей Онищук, инженер-программист из Минска, полтора года назад решил подарить сыну Ивану на день рождения детский электромобиль. Но те варианты, которые были в продаже в Беларуси, России и даже Китае, Андрея не устраивали — запас хода маленький, схожести с реальными образцами нет, а качество материалов, из которых сделаны машины, оставляет желать лучшего.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Были мысли сделать на базе такого серийного электромобиля свой. Но после детального изучения оказалось, что и электрочасть — дешевая и некачественная, потребностям инженера не удовлетворяла. Тогда-то Андрей вместе с сыном Иваном и решил создать автомобиль сам, благо специализированных сайтов единомышленников хватало. Через три месяца уменьшенный электромобиль Willys MB был готов.

«Начинал с колес, а остальное под них подгонял»

Андрей, опытный инженер-программист, начал создание подарка для сына с продумывания концепции, множества расчетов и рисования 3D-модели. Серьезным оказалось решение о принципе работы — бензиновый или электродвигатель ставить. В итоге мастер остановился на втором варианте. Все-таки это детский автомобиль, а не карт или квадроцикл. Да и использовать его чаще всего планировалось в парках культуры и отдыха. О каком бензине в таких местах может идти речь?

На проектирование кузова будущей модели в компьютерной программе у Андрея ушло всего пять дней. «Это было самое простое», — уверен инженер. А вот на рисование рамы, рулевой трапеции, задней оси, привода и других деталей пришлось потратить около трех недель. А перед этим еще две недели — на покупку необходимых комплектующих. На тот момент проект был уже в голове инженера.

— Из-за такой спешки оказалось, что я купил много лишних деталей, — вспоминает мужчина. — Потому как в голове держишь одно, затем покупаешь под это запчасти, а потом приходит другое, лучшее решение. И снова начинаешь все заново. Так может длиться до бесконечности, главное, вовремя остановиться. Труднее всего было найти подходящие по диаметру и рисунку протектора колеса. Я нашел похожие в обычном строймаркете. Они так и назывались — колеса от сельхозтехники. Не знаю, где они использовались, но мне на тот момент подходили полностью. Уже под размер этих колес создавалась рама и кузов. Фактически из-за колес масштаб машины получился один к двум. Это очень большой размер для детской игрушки.

В перерывах между основной работой Андрей Онищук варил раму, делал рулевые сошки. Все детали и узлы — почти точно скопированные с настоящих машин. Для создания кузова инженер использовал водостойкую 12-мм фанеру, резал ее гидроабразивом — струей воды под высоким давлением, и красил обычной автомобильной краской. А после того как все схемы и чертежи были готовы, а запчасти куплены, началась работа по воплощению задумки в реальность.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

— Я каждую деталь максимально старался подготовить, чтобы собрать машину в максимально короткие сроки. Так и получилось — кузов и рама с механической частью были собраны за один день. С перекурами и перерывом на обед. В какой-то момент появилась мысль, что могут возникнуть проблемы при сборке, т. к. каждая деталь изготавливалась индивидуально без подгонки по месту. Но получилось здорово — сошлись все детали до миллиметра. Компьютерное проектирование — вещь!

Детская машина начала обретать схожесть с настоящим Willys. И хотя электрическая часть еще установлена не была, Ваня провел первый тест-драйв в тот же вечер. Вместо двигателя тягу обеспечивала мускульная сила папы Андрея.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Теперь автомобиль приводится в движение двумя двигателями на 36V 350W, максимальная скорость — около 12 километров в час. Задний вал разрезной, обеспечивает независимое вращение колес. Фактически это копия межосевого дифференциала полноприводных внедорожников. Есть и тумблер его блокировки. Электродвигатели соединяются с контроллером последовательно, тем самым реализуя принцип дифференциала, а с помощью вышеупомянутого тумблера их можно соединить параллельно, получив «блокировку». Также в машине есть дистанционный «родительский контроль» в виде брелка, чтобы можно было отключить питание на расстоянии до 50 метров. Источником питания служат четыре аккумулятора от блоков бесперебойного питания. Заряжать их можно, не снимая аккумуляторы с авто, с помощью переоборудованного разъема от блока питания компьютера — чтобы не перепутать полярность.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Еще автомобиль оборудован светодиодными фарами, габаритными огнями, есть даже рабочие поворотники, аварийная сигнализация и стоп-сигналы. А при движении задним ходом, кроме загорающегося света фонаря заднего хода, срабатывает звуковой зуммер.

«Соседи думали, что я решил сэкономить»

— Родственники и знакомые отнеслись к идее создания детского электромобиля неоднозначно, — вспоминает отец-конструктор. — Были даже такие мнения: сэкономить решил и вместо хорошей фабричной машины деревянную сделать. Я лишь улыбался им в ответ. В общей сложности на изготовление мини-Willys было потрачено $ 1200. Это только стоимость запчастей и материалов. О какой экономии может идти речь? Но о конечной стоимости я не думал тогда, мне важен был контакт с ребенком в процессе работы. Заинтересованность четырехлетнего Ивана историей военной техники Победы, увлеченность — вот что гораздо важнее финансов.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

После того как машина была готова, планировались выезды на ней в парки столицы. Премьера самодельного Willys MB должна была состояться 9 мая прошлого года. Но Ваня заболел, и машина осталась дожидаться своего часа в гараже у тестя.

— Мы очень сильно расстроились тогда, — вспоминает Андрей. — Военная форма фронтовая была пошита на заказ для Ванечки. А тут отит. Но тогда мы почувствовали поддержку совершенно незнакомых людей, форумчан. Я на тот момент уже создал ветку про эту машину на специализированном форуме, где рассказывал про каждый этап создания. И вот мне стали приходить сообщения, люди сожалели, что нас не будет на празднике и мы не сможем увидеться. Поэтому мы решили во что бы то ни стало приехать ко Дворцу спорта в Минске на этом Willys 3 июля, когда отмечался День независимости.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Но и тут ждали первые разочарования. Андрея, Ивана и их Willys не хотели пропускать в центр города на площадку, где шло празднование, сотрудники милиции. Они крутили-вертели машину со всех сторон, восхищались ей, но принять решение на пропуск никто не решался…

— Назад дороги не было — я сыну обещание дал, что покатаемся на празднике. Поэтому я стал действовать решительнее. Попросил пригласить старшего от милиции или провести меня к нему. Надо отдать должное тем ребятам, они пригласили своего командира. Он тоже внимательно изучил все, попросил продемонстрировать машину в движении, чтобы убедиться, что все детали рабочие и не несут никакой опасности для окружающих, и разрешил нам пропуск на праздник. А на празднике нас уже ждали виртуальные знакомые, подходили и другие люди. Все восхищались машиной, а Ваня с гордостью рассказывал детям (да и взрослым) про свою машину.

Хотя были и казусы. Например, инспекторы ГАИ, увидев машину на площадке, в шутку порекомендовали пройти техосмотр и заплатить страховку. Сказали, что такой и на дороги общего пользования не стыдно выпускать. А еще детишки вырывались от бабушек или мам и бежали к машине Онищуков. А сопровождающие хватали малышей за руки и уводили подальше от электромобиля.

— Думали, что мы деньги у них попросим за фотографию возле Willys или за катание на нем. Но мы сразу поясняли: все бесплатно! Фотографируйтесь, катайтесь на здоровье — праздник ведь! Отбоя от детей не было, а друзей сколько у Вани появилось сразу! Но счастливые глаза моего сына — самая высокая оценка моего труда. Значит, не зря мы это сделали. Вместе с ним, кстати, он мой помощник!

Безвозмездно, то есть даром

Но это не последний проект Андрея Онищука — не смог все-таки мужчина остановиться. Теперь он работает над новым автомобилем Willys-2. В перспективе — создание универсальной конструкции рамы, на которую можно устанавливать различные кузовы.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

— «Иван-виллисами» в войну называли ГАЗ-67. Поэтому планируем со своим Иваном сделать еще и кузов ГАЗ-67Б. А там, может, и еще что-нибудь изготовим.

По словам Андрея, рама нового детского электромобиля тоже подверглась существенным изменениям — например, подвеска. Передняя полунезависимая с полиуретановыми сайлентблоками и одним, общим, амортизатором. Задняя — резиново-жгутовая как разновидность торсионной. Появились и новые колеса — точная копия тех, что устанавливались на военные внедорожники. Помогли найти их, опять же, форумчане. Еще в планах создание складывающейся брезентовой крыши, как в настоящем автомобиле.

Самое серьезное изменение в конструкции нового Willys MB — установка нового контроллера и бесколлекторных моторов постоянного тока (BLDC). По задумке конструктора и инженера Андрея, обновленный автомобиль будет иметь умный реверс (чтобы у ребенка не было возможности включить заднюю передачу на ходу), рекуперативный тормоз (торможение двигателем с возвратом энергии назад в аккумулятор, в данном случае дисковые тормоза выполняют роль запасных), круиз-контроль и дифференциал с блокировкой. Контроллер может подключаться по Bluetooth к смартфону или ПК, для тонкой настройки. В планах еще сделать подобие ESP и ASR. Когда автомобиль будет готов, Андрей ответить затрудняется.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY


Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY


Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

— Один уже есть, поэтому со вторым мы не торопимся, делаем все качественно, не считая сил и средств. Куда дену первый проект после завершения нового? Еще не думал об этом. У меня много знакомых и родственников с детьми, да и сам останавливаться на достигнутом не собираюсь — планируем активно работать над улучшением демографической ситуации в стране. Поэтому и продавать его точно не буду. Хотя предложения о продаже поступали неоднократно. Те, кто реально заинтересованы и видели весь объем выполненных работ — оценивали адекватно. Давали в несколько раз больше затраченной на запчасти суммы. Но всегда были и те, кто пытался «поторговаться» и сравнивал уникальный в своем роде уменьшенный Willys MB с китайскими машинками, у которых моторы от шуруповертов.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

Чаще всего у меня просили выкупить чертежи и проектную документацию, разработанные электросхемы — это ведь все собственной разработки. Но детский Willys — это некоммерческий проект, и продавать ничего я не собираюсь. А люди были заинтересованы, я это видел. Поэтому месяц назад я открыл сайт LooksLikeAPro.com, где бесплатно загрузил все документы, чертежи и схемы. Для тех, кто действительно захочет порадовать своего ребенка качественным электромобилем, это будет хорошая помощь.

Однако перед скачиванием чертежей обязательно нужно ознакомиться с документом — подобием договора. В этом файле Андрей привел полную калькуляцию создания своего электромобиля и порекомендовал даже не начинать работу тем, кто не готов выложить около 20 миллионов на создание этой машины.

— Всегда найдется тот, кто сделает дешевле, — подводит итог инженер. — Можно вместо водостойкой фанеры использовать обычную. Но это уже не то… Можно вместо японских подшипников купить «китай». Но насколько их хватит? Можно даже вместо дорогих электромоторов установить двигатели вентилятора от «Газели», «приколхозить» к ним редукторы и ждать, когда чья-то нога в них попадет. Я при создании этой машины думал буквально обо всем — от внешнего вида до безопасности. А иначе лучше не начинать этот проект.

Фото: Глеб Малофеев, TUT.BY

-20%
-65%
-20%
-30%
-10%
-50%
-30%