опубликовано: 
обновлено: 
/ /

С 6 по 8 мая Минск принимает участников 9-го Международного Слета ретро- и классических автомобилей «Ретро-Минск» — 2016. Субботним утром к Дому-музею I съезда РСДРП приехали более 80 ретроавтомобилей из семи стран мира, где их тут же обступили зрители. Потом колонна уникальных автомобилей проследовала на площадку к Музею ВОВ, а после обеда — в Музей авиационной техники в поселке Боровая.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Практически все машины для участия в слете приехали в Беларусь своим ходом. Не более 5% техники доставили на лафете. Но это вовсе не из-за того, что авто старые и едва ездят — просто хозяева их очень берегут. К тому же ехать на ретроавтомобиле на большое расстояние довольно утомительно, особенно учитывая тот факт, что современные автомобили оборудованы климат-контролем, кондиционером и прочими опциями, делающими путешествие легким и комфортным.

— Выделить какую-то одну, особо уникальную машину, которая приехала к нам на слет, — невозможно. Они все из разных стран, но объединяет их одно — они особенные, — рассказали организаторы мероприятия. — Помимо белорусов, к нам приехали автомобилисты из России, Литвы, Эстонии, Украины, Казахстана, Великобритании.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

За 9 лет проведения ретрослета некоторые автомобилисты стали постоянными его участниками, среди них есть и те, кто каждый год приезжает на разных машинах. В этот раз на мероприятие не менее трети авто приехали впервые. Машины разные — от советских «ушастых» «Запорожцев» и тяжелых ЗиМ и ЗиЛ до шикарных «американцев» — Chrysler, Oldsmobile и Plymouth.

Впервые приехали в белорусскую столицу из Эстонии Маргус Тремпи с друзьями. Маргус сам занимается восстановлением машин. Более 600 км ехали таллинцы на SAAB 96 1972 года выпуска с четырехцилиндровым V-образным двигателем объемом 1,5 литра.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— SAAB стоял около 20 лет у одного пожилого эстонца. Он был не на ходу, весь кузов ржавый, в полу огромные дыры. Я ее купил в январе этого года за 250 евро. Восстановил рекордно быстро — за месяц. Поменяли коробку передач, переварили кузовные детали, электричество сделали полностью, лобовое стекло под заказ за 200 евро… Пару тысяч евро вложил в эту машину. Если найдется покупатель, то продам SAAB тысячи за 3−4, хотя в Германии аналогичные машины стоят 7−8 тысяч евро.

Заодно Маргус поделился первыми впечатлениями от Беларуси.

— Когда мы ехали, то казалось, что мы попали в СССР или в Эстонию 20-летней давности. Все потому, что есть на улицах такие старые машины! У нас таких уже нет, и мы их покупаем как «уники». Сегодня смотрим и удивляемся — едет по улице «жигули»-уник, а это, оказывается, спортсмены ехали, — смеется парень. — Есть у вас уазики, у нас таких уже давно нет, разве что у кого-нибудь в деревне только найдется.

Старыми «жигулями» можно удивить только эстонцев. Белорусы же с открытыми ртами ходили возле настоящего «уника» — Citroën C4 1931 года, который приехал из Витебска.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Хотел купить именно этот автомобиль, искал его очень долго, — рассказал хозяин раритета Михаил Овчинников. — Три года назад удалось купить его в Германии. Это очень редкая модификация — Grand Lux. Вместе с растаможкой и восстановлением машина обошлась мне около 50 тысяч долларов.

Хозяин признается, что такие большие деньги может потратить на это лишь человек, который заболел ретроавтомобилями.

— У нас заболел не только я, но и вся семья, — улыбается автомобилист, а его супруга Ирина в знак согласия со словами мужа кивает головой.

Citroën C4 с хозяином за рулем («только так и никак иначе», говорит Михаил) снялся уже в нескольких фильмах. Но все желающие могут прокатиться в раритетном авто — хозяин сдает его напрокат.

Участники из Великобритании — Владимир с друзьями Сэмом и Крисом — изначально ехали на «Москвиче 412» с правосторонним рулем, но в Польше машина подвела — заклинило двигатель. На ремонт ушло бы очень много времени, поэтому авто пришлось оставить. Но так велико было желание лондонцев приехать в Беларусь, что в Гданьске они купили за 2 тысячи евро Polonez FSO 1998 года выпуска, предназначенный для нужд скорой помощи. В машине ничего не надо было делать, поэтому через три дня мужчины смогли приехать на ретрослет в Минск.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Сэму, жителю Лондона, Беларусь понравилась, хотя отличия, говорит, от Англии разительные. Однако самые большие впечатления, к сожалению — не лучшие, остались у него от встречи с белорусскими таможенниками и сотрудниками Транспортной инспекции.

— Мы ехали через пункт пропуска «Тересполь-Брест», — рассказал русскоговорящий Владимир. — Польскую часть границы прошли за 40 минут и около 4,5 часа провели на белорусской части. Белорусская таможня обнаружила у нас в багажнике 9 лишних бутылок пива, за это мы заплатили 25 евро. Чтобы оформить эти 25 евро, им понадобилось два с лишним часа.

После того как англичане покинули пункт пропуска, они захотели посмотреть Брестскую крепость.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Мы свернули налево и пропустили первый пункт, где можно было купить электронное устройство для оплаты проезда по платным дорогам, купили его уже в следующем месте. А через некоторое расстояние нас догнала Транспортная инспекция и заставила заплатить 100 евро, потому что мы проехали немного без оплаты.

— Почему не продают эти устройства на границе? — недоумевает гость. — Может быть, мы избалованы европейским сервисом, но в Европе в этом случае вина была бы не наша, а того, кто должен организовать процесс оплаты проезда по дорогам. У вас очень советский сервис. У нас постоянное ощущение, что тебя хотят чуть-чуть укусить в финансовом плане. Очень некомфортное чувство.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Длительным оформлением на границе возмущались и украинцы.

— Мы часа четыре проходили белорусскую часть границы. Никакого углубленного досмотра не было. Очень долго идет документальное оформление. Таможенник в кнопки на компьютере одним пальчиком тычет. Конечно, они очень стараются. Но выходит очень долго. Рассчитывали приехать в одно время, а получилось на три часа позже, — рассказал Дмитрий, приехавший из Киева на ГАЗ-23.

Ждал три часа оформления на белорусской границе и Игорь из Днепропетровска, который вез свой ЗиМ Фаэтон на лафете — так же он поедет домой.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Этот автомобиль доехал бы своим ходом, но я его берегу, так же, как и остальные мои ретроавтомобили, — рассказал коллекционер. — Таких автомобилей, как ЗиМ Фаэтон, было выпущено всего 2−3 экземпляра. К сожалению, ни один из них не сохранился. Этот автомобиль воссоздавался по чертежам, архивным фото и документам. Все детали здесь оригинальные — даже ламповое радио, часы, резина и запаска — оригинальные, еще тех времен. Эта машина внесена в реестр коллекционных автомобилей России.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Три года ушло на восстановление ЗиМ. В феврале 2010 года он был полностью сделан.

Участники ретрослета могут часами рассказывать о своих авто. Многие автомобилисты, несмотря на стоимость автомобиля, с удовольствием разрешали зрителям залезть в салон автомобиля — сфотографироваться и просто посмотреть.

— Пусть садятся, мне не жалко. Может, вот так посидят, полюбят старые машины, а потом в нашей армии станет больше коллекционеров, — улыбается пожилой водитель «Волги», запуская в салон очередную партию детворы.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

До 18.00 8 мая все желающие еще могут увидеть уникальные ретроавтомобили, которые переместились в Музей авиационной техники в поселке Боровая. Вход в музей платный.

-20%
-35%
-40%
-9%
-20%
-20%
-20%
-20%