104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  2. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  3. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  4. Ловите весну. Как выглядит Минск в первые дни марта
  5. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  6. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  7. «Наш пессимизм не оправдался». Что сейчас происходит со стартап-сообществом в Беларуси
  8. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  9. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  10. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  11. Что происходит в Беларуси 4 марта
  12. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  13. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  14. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  15. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  16. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  17. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  18. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  19. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  20. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  21. В Viber появилась функция, которая должна защитить белорусов от звонков мошенников
  22. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  23. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  24. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  25. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  26. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  27. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  28. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  29. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  30. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском


/

С началом сезона мотоциклисты с ревом врываются в сводки новостей. Аварии с их участием происходят регулярно, часто — с очень тяжелыми последствиями. Но при этом мотоциклистов из года в год становится только больше. Зачем рисковать на двух колесах и как готовят будущих байкеров? AUTO.TUT.BY побывал в мотошколе.

Сдать «змейку»

Чтобы получить права категории «А», если у вас ранее были права на управление легковым автомобилем, сегодня достаточно отучиться в мотошколе и сдать практический экзамен на площадке. Он состоит из двух элементов — «змейка» и «колейная доска».

Сдавать «город» не нужно. Маневрировать в потоке, проезжать перекрестки, обходить внезапно возникающие препятствия мотоциклистов не учат и не проверяют их поведение на улицах. Если будущие водители автомобилей учатся ездить по городу с инструктором, то байкеры такую подготовку не проходят.

Одно из упражнений в мотошколе
Одно из упражнений в мотошколе

Сразу после простого экзамена в руках молодого водителя может оказаться мощный спортбайк. По сравнению с автомобилем он намного быстрее набирает скорость, менее устойчив и не защищает водителя при ДТП. Сочетание горячей головы человека и ураганной динамики байка провоцирует высокое количество мотоаварий с тяжелыми последствиями.

Проблема слабой подготовки мотоциклистов стоит уже давно. Еще три года назад лидер мотоклуба Racing Clan MMC Дмитрий Степаненко рассказывал AUTO.TUT.BY, что надо ввести четкую градацию прав, где мощность мотоцикла привязана к стажу.

Байкеры просят ужесточить законодательство в отношении… себя же: «Дерзость „молодняка“ ложится тенью на все байкерское движение»

Предложение байкеров оказалось частично реализовано. Раньше можно было при наличии прав категории «В» и выше получить мотокатегорию всего лишь после практического экзамена. 25 декабря прошлого года вступило в силу постановление Совета министров, которое ужесточает правила: теперь после экзамена дадут только права категории А1: можно ездить только на мотоцикле мощностью до 15 лошадиных сил.

Пересесть же на «взрослые» мотоциклы можно будет только через два года после открытия категории А1.

А еще можно пойти в мотошколу, отучиться восемнадцать часов, сдать ту же «змейку» и получить право законно ездить на мощных байках. Но с мотошколами в этом сезоне тоже проблема. Они есть далеко не везде и легально получить категорию А попросту негде.

Смотреть инфографику на мобильном устройстве

«Натаскивают на экзамен»

Минчанам повезло — в столице сразу несколько мотошкол. Но, по словам создателя школы Motorhelp, в Беларуси считаные специалисты занимаются контраварийной подготовкой мотоциклистов.

— Новые правила получения прав создали спрос, и теперь многие учат на категорию А. Не могу сказать так обо всех коллегах, но часто подготовка в автомотошколе представляет собой «натаскивание» на экзамен — курсанта научат проезжать «змейку», и всё. Хорошо если положенные 18 часов откатают, — рассказывает Дмитрий Бельский.

Дмитрий Бельский

Дмитрий говорит, что нужно улучшать систему подготовки мотоциклистов: кроме практического экзамена на площадке обязательно проверять, как себя ведет курсант в городских условиях.

 — Не меняя серьезно нормативно-правовую базу, уже сейчас можно усовершенствовать экзамен на категорию А.

Во-первых, усложнить экзамен на площадке — сейчас он настолько примитивный, что сдать его можно на холостом ходу. А нужно обязать курсанта попереключать передачи, тронуться в горку, проехать площадку по более сложному маршруту.

Во-вторых, организовывать мотодромы, где сымитировать городские условия: резкое появление препятствий, скользкое покрытие, перестроения, проезд поворотов и многое другое можно отработать и на закрытых площадках. Ну а максимум — организовать практику городского вождения с инструктором. Эти предложения мы доносили до ответственных людей, но до реальных действий дело не доходит.

Аналогичная позиция и у Дмитрия Питбуля Степаненко. Он приводит в пример европейские страны, где городское вождение — обязательный элемент подготовки мотоциклистов: инструктор выезжает вместе с курсантом, через внутреннюю связь дает ему команды, следит за тем, как водитель ведет себя на дороге, какие ошибки совершает.

— У нас есть только формальный экзамен на площадке, после которого на дорогу выезжают совершенно не подготовленные к городу мотоциклисты. Учатся уже на дороге. Так быть не должно — права должны получать только хорошо обученные люди, — считает Степаненко.

«Почувствовать ветер»

AUTO.TUT.BY спросил учеников мотошколы, что они находят в езде на мотоцикле и не пугают ли их многочисленные новости о гибели мотоциклистов.

— Есть целая жизнь, мотожизнь, которая где-то рядом. Хочется быть ее частью, видеть и пропускать через себя. Я не сомневаюсь, что буду на сто процентов аккуратным. Я отец двоих детей, и меня дома ждет их мать. В моем гараже уже стоит большой красивый байк с мотором 1,8 литра. Стоит он как автомобиль, но удовольствие от передвижения совсем другое. Байк — это стиль, — считает Вадим, курсант мотошколы.

Вместе с Вадимом на площадке учились делать «змейку» еще трое парней. Всем около тридцати лет и на мотоциклы они садятся, имея стаж вождения автомобилей. Мы поинтересовались зачем?

— Нужно просто комфортное средство передвижения. У меня нет всех этих байкерских стереотипов про беспечного ездока, я не хочу выпендриваться на мотоцикле. Мне нужно «резать» пробки и удобно парковаться в городе, — рассказывает Павел.

Двое других курсантов тоже признают, что мотоцикл экономичнее и обслуживать его дешевле, чем автомобиль. Во время езды можно почувствовать ветер в лицо, все окружающие запахи и звуки.

— А если страшно, то пешком надо ходить. Самый безопасный способ. На машине тоже попасть в ДТП можно. Только после автомобильных аварий нет такого резонанса, как после мотоциклетных, — считают курсанты.

-20%
-25%
-10%
-20%
-20%
-15%
-25%
-40%
-10%