/ Фото: Инга Шкелер,

До 14 апреля — дня введения новых лимитов на товар, ввозимый в Беларусь для личных целей, — осталось совсем чуть-чуть. Отправились ли обладатели шенгенских виз в соседние страны, чтобы закупиться импортом еще по старым нормам и как их «трясут» на таможне? AUTO.TUT.BY провел воскресный день на белорусско-литовской границе, в пункте пропуска «Каменный лог» — самом популярном направлении для столичных жителей.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Президент 11 февраля подписал указ № 40, которым вносятся изменения в порядок ввоза товаров через границу для личного пользования. Указ закрепил изменения в порядок перемещения товаров для личного пользования через автомобильные и железнодорожные пункты пропуска. С 14 апреля в случае ввоза товаров в Беларусь чаще одного раза в три месяца товары стоимостью свыше 300 евро и (или) весом более 20 кг не будут относиться к товарам для личного пользования. При этом нормы беспошлинного ввоза товаров в 1 500 евро и 50 кг продолжают действовать.

— В последнее время мы не ощущаем увеличения нагрузки на пункте пропуска из-за скорого введения новых норм на ввоз товара, поэтому никаких изменений и перестановок людей у нас нет, — рассказал начальник таможенного порта «Каменный лог» Николай Сафронов. — Новый указ не принес ничего нового в нашу работу. Пошлины ведь уплачивались и ранее, поэтому вся инфраструктура для этого уже была создана.

Единственное, что планируют дополнительно сделать таможенники с 14 апреля, — выделить специалиста, который при превышении норм ввоза въезжающими координировал бы их действия: куда переставить машину, где оплатить пошлину, как заполнять декларацию и пр. Это нужно для того, чтобы из-за одной машины, которой нужно задержаться, не стояла вся очередь.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Таможенники пока не могут сделать точный прогноз, изменится ли объем ввозимого товара, но предполагают, что все останется на прежнем уровне — граждане будут укладываться в нормы.

— По статистике, более 70% белорусов, которые выезжали за пределы страны, ввозили товары на сумму до 300 евро, поэтому неудобств новый указ обычным людям не создаст. Больше это рассчитано на тех, кто возит товар для перепродажи и извлечения коммерческой выгоды, — уверен Сафронов.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Кстати, по всему посту уже развешена информация об изменениях, которые будут действовать с 14 апреля.

Как рассказали таможенники, наши земляки из-за границы везут весь спектр товаров: запчасти к автомобилям, шины, сантехнику, мебель, технику, бытовую химию, продукты питания, одежду и обувь.

— Информацию о нормах ввоза все знают, а кто не знает — спрашивает об этом представителей таможни, когда выезжает из республики. Чтобы машины, которые едут из Литвы, были до потолка загружены товаром — большая редкость. Превышения по весу и стоимости товаров также встречаются не часто.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Потребуют ли таможенники заплатить пошлину, если будет превышение буквально на 1 кг? Николай Сафронов говорит, что это маловероятно.

— В моей практике превышение на 1 кг не встречалось. Если мы отправляем товар на весы, то превышение крупное — килограмм на 20−30. При этом реакция нарушителей разная: кто-то соглашается с тем, что норма превышена, а кто-то начинает возмущаться и доказывать, что у нас весы неправильно взвешивают. Бывает, и жалобы пишут, порой даже абсурдные. Например, мы своих работников учим, чтобы они были вежливыми, приветливыми и учтивыми. Так недавно один гражданин написал, что сотрудник таможни улыбался ему, но не просто так, а язвительно, поэтому гражданин просит принять меры. Как на такое реагировать? — разводит руками начальник поста.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Таможенные пошлины при превышении лимитов платить соглашаются не все — некоторые просят вернуть товар на сопредельную сторону. Те, кто везет по-крупному, чаще всего знает, что на таможне придется заплатить. Недавно, например, белорус ввозил итальянскую мебель: сам ехал на легковом автомобиле, а за ним — микроавтобус с дорогущим гарнитуром. Пошлину хозяин груза заплатил в размере около 200 млн рублей.

— Вообще, литовское направление — не для шопоголиков. Большинство людей в эту сторону выезжают для того, чтобы отдохнуть, погулять, на концерт сходить, кто-то в аэропорт едет.

Действительно, в течение четырех часов журналисты в пункте пропуска ждали машину, доверху наполненную товаром, но большинство автомобилей въезжали на зеленый канал, а значит — везли мелочевку или вовсе ничего.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Я работаю в Вильнюсе, поэтому поездки из Литвы в Беларусь и обратно у меня очень часты. За полтора года поездок туда-сюда я только один раз стоял в красном канале — матери купил телевизор, надо было декларировать. Бывает, везу что-то по просьбам знакомых, как правило, это какие-то предметы для дома, без необходимости декларирования, — рассказывает Олег на Audi A6.

— Едем из Риги в Пинск, у нас была туристическая поездка. Цели что-то купить не было, — говорит Михаил, который путешествовал в компании своих друзей. — Я вообще считаю, что большинство наших людей не умеют считать свои расходы. Не учитывают, сколько времени и средств они затрачивают на поездку, выбор товара. Если учесть все траты, то товар может оказаться даже дороже, чем он продается в Беларуси.

AUTO.TUT.BY заглянул в багажники белорусов, которые стояли в зеленом канале: тортики, фрукты, одежда, обувь, туалетная бумага, средство для стирки, товары из «ИКЕА».

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Супруги Николай и Наталья едут на белом пикапе из Каунаса в Минск. Багажник большой машины пуст.

— Мы часто ездим в Литву, раз в месяц точно. Поэтому закупаться по-крупному в одну поездку нет необходимости. Вообще мы в Литве покупаем все, потому что «купляць беларускае» пока не получается. Сегодня везем детям рубашки и кое-что по мелочи, — показала рукой на заднее сиденье с вещами Наталья. — Что-то в Литве покупать выгодно, есть же скидки. Например, кроссовки раньше стоили 100 евро, а сейчас — 30. В Минске за 30 евро такие не купишь.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Если на пункте пропуска выявляют нарушителей, их автомобили отгоняются на специальную стоянку, где под переднее колесо подкладывают рамку с железными «зубами» — при попытке сбежать далеко не уедешь

В красном канале машин поменьше. Товаров в багажнике так, чтобы крышка не закрывалась, ни у кого нет.

Например, Павел возвращается из Вильнюса в Несвиж. Погулял с семьей по городу и заехал в «Акрополис» — «за подарком жене». Каким — не признался, но его потребовалось декларировать.

— Мы ездили в гости, а заодно закупились, — рассказала компания из четырех человек на минивэне. — Декларируем микроволновку, посудомоечную машину, смесители, кухонную раковину. Таможенники нас отправили на взвешивание, но мы не боимся: подсчитали, какой предмет сколько весит, — вмещаемся. Выгодно съездили, еще и возврат НДС оформили. На одной только мойке сэкономили 100 долларов. Еще купили хозяйственно-бытовые товары. Знаем, что скоро будут уменьшены лимиты на ввоз товаров, поэтому решили купить все сегодня.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Еще одни минчане задекларировали товары из «ИКЕА» и предъявили к таможенному досмотру битком набитые фирменные зеленые пакеты из Auchan: «В Вильнюсе выгоднее покупать — дешевле, чем у нас. Поедем еще, но уже нескоро — денег нет».

— Как денежка соберется, так мы и едем. Хотели бы ездить чаще, но не с чем, — рассказывает еще одна из пассажирок минивэна, ожидающего въезда в красный коридор. — Мы с семьей ездили на рынок «Гюринай», в «ИКЕА». Утром выехали, сейчас возвращаемся. Все в один день успели.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY
Иногда через систему досмотра Rapiscan сканируют не только грузовики, но и автобусы и легковой транспорт — припрятанный товар сразу увидят таможенники

Женщина говорит, что экономия на покупках у них получилась большая: на знаменитом «Гюринай» товары дешевле, чем у нас в Ждановичах, очень много польских товаров, а также местных производителей. В «ИКЕА» тоже все дешевле, поэтому купили там комод в детскую комнату и много посуды, на этот товар оформили возврат НДС. А вот продукты купить не удалось — дороже чем в Беларуси оказалось. «40 тысяч за 250 грамм вермишели! А кофе 10 евро на рынке, такой же в „Акрополисе“ уже 15 евро.»

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

— Может, в Польше и дешевле, но ехать далеко — расход топлива больше, и времени много займет. Все равно, все, что мы купили в Вильнюсе, у нас на эти деньги не купишь. В нормы по весу и деньгам мы вложились — подсчитывали. Зачем лимиты на ввоз ужесточают — непонятно, — сетует пассажирка. — Мы не торгаши, для себя везем. В старые нормы вместились, а вот по новым, может, и не прошли бы. Например, комод весит 32 кг — вот уже и превышение нормы на одного человека по новому указу.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

По традиции практически все водители заезжают в Duty Free — чаще за спиртным. «Почти все в Беларуси дороже. Поставим дома до праздника, оно же не портится.»

Таможенники рассказали, что некоторые белорусы забывают, что алкоголь можно покупать лицам, достигшим 18-летнего возраста, и закупаются, рассчитывая нормы даже на детей. А потом недоумевают: «Почему же нельзя, ведь по три литра на человека?»

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

В красном коридоре заметили вильнюсского таксиста. «Наверняка за топливом едет», — предположил начальник таможенного поста. Таксист, даже если и ехал за топливом, то не признался.

— Я раза 2−3 в месяц езжу в Беларусь. Сегодня еду к знакомым в Ошмяны, а не за топливом. Через часа два буду возвращаться обратно. Чтобы доехать до белорусских таможенников, часа три стоял в очереди.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

У Андрея из Минска багажник практически пуст. Он везет варочную панель и несколько покупок из «ИКЕА». С учетом возвращенного НДС, панель оказалась дешевле, чем в Беларуси, на 100 евро. Мужчина рассказал, что ездит в Литву 1−2 раза в полугодие. На цены особенно не смотрит, поэтому сказать, что там выгоднее покупать, затрудняется. «Если мне что-то нравится и по цене приемлемо для меня — покупаю». В нормы, даже новые, Андрей вкладывается, так что ему совершенно все равно, что скоро ввозить товаров можно будет меньше, чем сейчас. «Кто постоянно ездит, по тому и рубанет», — констатирует он.

Фото: Инга Шкелер, TUT.BY

Читайте также:

Когда и какие пошлины придется платить при ввозе товаров из-за границы? Прямая линия с ГТК

-15%
-30%
-30%
-33%
-40%
-10%
-10%
-45%
-10%
-9%