105 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  2. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  3. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  4. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  5. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  6. Белорусские биатлонистки стали вторыми в эстафете, проиграв одну секунду
  7. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  8. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  9. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  10. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  11. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  12. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  13. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  14. Новый декан у ФМО БГУ и большой красно-зеленый флаг в Новой Боровой. Что происходило в Беларуси 4 марта
  15. Год с коронавирусом. В какие страны сейчас могут слетать белорусы и что для этого нужно
  16. Минское «Динамо» снова проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  17. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  18. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  19. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  20. Казакевич озвучил социальный портрет «преступника», «связанного с протестной активностью»
  21. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  22. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  23. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  24. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  25. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  26. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  27. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  28. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  29. Итоги ажиотажа: за два месяца техосмотр прошло столько машин, сколько раньше за полгода
  30. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности


/

С лидерами топ-3 нарушителей скоростного режима за прошедший год AUTO.TUT.BY читателей уже знакомил: два рекордсмена превысили скорость 69 и 68 раз, каждый из них оплатил штрафы на сумму более 20 млн рублей. Кто же эти лихачи? В лидерах оказались формально физические лица — но не рядовые автолюбители, а индивидуальные предприниматели, сдающие автомобили напрокат.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

— Рейтинг этот совсем не объективен — ведь на нас «навешиваются» нарушения скорости тех людей, которые у нас брали машины в аренду. Все время ГАИ нас наказывает за нарушения, которые мы не совершали, — рассказывает лидер топа Ирина, владелица столичного автопроката IS-CAR. — Взял у нас в прошлом году гость из Турции BMW и проехал за два дня по всем камерам с превышением. А нам потом пришел штраф на сумму более 4 млн рублей. Найти нарушителя не удалось, вот и пришлось выплатить штраф самим.

— ГАИ не хочет разбираться с нашими вопросами, им проще выписать штраф на владельца авто, чем искать настоящего нарушителя за пределами республики, — убежден владелец NextCAR Дмитрий, который, по данным МВД, занял второе место в топ-3 нарушителей скорости. — Иначе почему они не берут в расчет наши доказательства в виде документов, подтверждающих, что в момент превышения скорости за рулем был арендатор? Чаще в отделении административной практики говорят: «Мы не имеем возможности связаться с нарушителем, ищите его и приводите к нам».

Приезжает гость в столицу Беларуси, берет прокатное авто, подписывает все необходимые документы, в том числе — договор аренды, в одном из пунктов которого прописано — при движении обязуюсь выполнять ПДД и не превышать установленный скоростной режим. Да вот только не все этот пункт выполняют.

80% клиентов автопроката Дмитрия — иностранные граждане, в основном россияне. Конечно, не все нарушители. Однако из общего числа клиентов около 30% — любители полихачить.

— Суммы штрафов разные, чаще всего нарушения минимальные — от 10 до 20 км/ч, но были случаи, когда все камеры клиент пролетал с большим превышением, и штрафы соответствующие. В месяц по прокату приходят 15−20 постановлений.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Предъявить постановления клиенту в момент возврата авто невозможно — «письма счастья» приходят после нарушения примерно через три недели. Как правило, арендатор находится уже за пределами Беларуси, поймать его, а уж тем более заставить переписать на себя штраф и оплатить его — невозможно. Встречаются, конечно, сознательные граждане, которые соглашаются оплатить нарушение, но таких очень мало.

Среди всех белорусских автопрокатчиков все же нашелся человек, который не заплатил ни рубля из собственного кармана за нарушения скорости, которые допустили его клиенты.

— У нас семейный бизнес, мне и жене регулярно приходят «письма счастья», которые «наездили» клиенты, — рассказал предприниматель Денис Пчелка, совладелец проката «Пчелка Майя». — Сразу, как только мы столкнулись с этой проблемой, начали доказывать, что не должны оплачивать чужие штрафы. В ОГАИ Первомайского района в 2013 году нас и слушать не хотели. Мы пошли дальше — ГАИ Минска, районный суд, городской суд. Везде были отказы. И только в Верховном суде постановление ОГАИ Первомайского района отменили.

Но даже и после этого нам приходилось доказывать свою невиновность. В ГАИ не брали в расчет решение Верховного суда на поступающие следом аналогичные нарушения. А начальник Первомайского ОГАИ так прямо и сказал: «Будете каждый раз ходить в суд». Мы и ходили, хоть иски эти стоили денег и отнимали время. В Ленинском районе меня даже лишали водительских прав из-за превышения скорости клиентами. Тоже через суд возвратил.

Денис Пчелка сумел добиться, чтобы его услышали в ГАИ. Сейчас все штрафы, которые «наездили» клиенты его автопроката, рассматривают в ОГАИ Фрунзенского района Минска. Там, говорит Денис, успешно находят реальных нарушителей скорости из России и других стран — сотрудники ГАИ звонят им, рассылают SMS, пишут на e-mail.

— Пока неформальный подход к рассмотрению проблем автопрокатчиков — скорее исключение, чем правило, помогут только массовые обращения в суд, — считает предприниматель.

Ранее в ГАИ Минска AUTO.TUT.BY поясняли: с такими проблемами прокатчики сталкиваются лишь потому, что хитрят с оформлением автомобилей.

— Если автомобиль зарегистрирован на юрлицо — например, на компанию по прокату машин или дилера автомобильной марки — никаких проблем с переоформлением штрафа на водителя без его личного присутствия нет: юрлицо подает в Центр фиксации правонарушений сведения об арендаторе (номер водительского удостоверения, паспортные данные), копии документов, на основании которых автомобиль был передан в пользование другому лицу, — и административный процесс в отношении юрлица-владельца прекращается и автоматически начинается в отношении водителя.

Проблема возникает только в тех случаях, когда автомобиль — даже если он фактически сдается в прокат — принадлежит физлицу: на него по законодательству возложена обязанность доказывания, кто в момент правонарушения находился за рулем. И мы требуем, чтобы это сопровождалось личным присутствием водителя в ГАИ: тогда инспектор прекратит административный процесс в отношении владельца и начнет — в отношении фактического нарушителя.