109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  2. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  3. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  4. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  5. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  6. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  7. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  8. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  9. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  10. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  11. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн прошедшего дня
  12. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  13. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  14. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  15. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  16. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  17. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  18. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  19. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  20. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  21. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  22. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  23. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  24. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  25. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  26. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  27. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  28. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  29. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  30. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта


/

«Я купил шины „Белшина“ в Беларуси, выехал на них из страны и — не смог вернуть их обратно, чтобы дилер заменил по гарантии. Шины забрали на таможне, а мне выписали штраф. Будет суд».

«Купил белорусское»

41-летний белорус Сергей Мурзин 15 лет назад уехал в Португалию — в поисках счастья и денег. Начал подсобным рабочим на стройке, потом стал дальнобойщиком, а вскоре открыл свой бизнес — компанию по грузоперевозкам. Получив вид на жительство в Португалии, Сергей родной стране не изменял: исправно ездил в Могилев к матери и даже решил поселить здесь семью — жену, гражданку Румынии, и детей.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

«Никогда с законом не было никаких проблем. Обычно лозунг „Государство для народа!“ работал. Мне в свое время помогал консул Беларуси в Париже, Комитет госконтроля — все всегда решалось по-человечески и по закону. Жена тоже спокойно получила белорусское гражданство. Более того, наши дети выращены на „Беллакте“ — прекрасном белорусском питании. Ну все было прекрасно. И вдруг — такое, на ровном месте», — рассказывает Сергей.

В ноябре 2014 года мужчина купил на свой Mercedes Vito пару шин R16 от «Белшина» у официального дилера в Могилеве. На них — вторая пара уже стояла и тоже была белорусской — уехал в Португалию. Там одна из новых шин лопнула, дилер по телефону сказал: «Нет проблем. Везите — поменяем бесплатно по гарантии».

«Бэушные шины возвращать на родину нельзя — платите штраф»

«Я упаковал эти колеса в целлофан, чтобы в салоне не пахло резиной, заехал к другу — он поставил мне 2 колеса, чтобы я до дома дотянул, — и поехал. На «Варшавском мосту» в Бресте мы стали в «зеленый» коридор. Я еще колебался, а жена говорит: «Мы же везем то, что и вывезли. А если все-таки неправильно стали, нам подскажут, что не так, и развернут».

Тут подходит молодой человек, спрашивает, что в салоне. Я говорю: «Ничего». Открываю ему двери, показываю. Он спрашивает: «А это что?». Отвечаю: «Покрышки». Достаю документы, показываю, рассказываю, что купил в Беларуси, что везу менять по гарантии.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Гарантийный талон, который Сергей Мурзин предъявлял сотруднику таможни

Он говорит: «Хорошо. Проезжайте вперед — становитесь сбоку». Я сразу понял, что начались проблемы. Подбегает какой-то офицер, начинает орать. Я спрашиваю, почему он на меня орет, кто он такой и прошу назвать фамилию. Он разворачивается и уходит: «Ждите дежурного офицера».

Я и дежурному объяснил, что это за покрышки. Развернул целлофан, показал, что на покрышках написано «Белшина», есть номера, которые соответствуют тем, что в документе. Он мне говорит, что ввоз бэушных покрышек в Республику Беларусь запрещен, что будет составлять административный протокол.

Я спросил, что я должен был сделать, чтобы эти покрышки попали в Беларусь, а «Белшина» выполнила свои обязательства. Он долго думал: «Никак. Вы ничего не сделаете». Понимаете, для него это польские покрышки, потому что они едут из Польши. И его не интересует то, что на них есть все знаки и есть документы, подтверждающие, что родина их — Беларусь".

Шины изъяли до решения суда.

Жонглирование звонками и письмами. И суд

По словам Сергея, на пункт пропуска они приехали в 22.00. Протокол таможенного досмотра начали составлять около 2-х часов ночи. Подписывать его он не стал, как и протокол об административном правонарушении, объяснив своим несогласием с изложенным.

«Я им сказал: вы же понимаете, что я буду звонить выше. Потому что вы сейчас творите непонятно что. Мне начальник смены сказал, что это мое право, что он меня понимает, но с точки зрения закона прав он», — вспоминает бизнесмен.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Стоя в пункте пропуска, мужчина позвонил на телефон доверия Брестской таможни. После того как Сергей объяснил ситуацию, состоялся примерно следующий диалог.

— Вам нужен начальник смены.

— Вот он рядом стоит.

— И что говорит?

— Что будет составлять протокол.

— Хм. Ну значит, будет протокол.

— Мне куда-нибудь еще можно позвонить?

— Можете в Минск попробовать дозвониться.

На другом конце провода сотрудник Таможенного комитета сказал примерно то же самое: «Раз старший смены так решил, значит, так и нужно. Мы ничем вам помочь не можем». Мурзин полагает, что с такой ситуацией белорусские таможенники просто не сталкивались, поэтому всю ответственность переложили на начальника смены.

Далее были десяток звонков в Таможенный комитет, начальнику Брестской таможни, письма президенту, которые снова и снова перенаправляли в Таможенный комитет и Брестскую таможню.

«Как-то звонят мне из Бреста: «Мы через 2 часа будем рассматривать вашу жалобу. Вы не хотели бы приехать послушать?». — «Хотел бы. А вы мне самолет вышлете? Как вы представляете, чтобы я за 2 часа проехал 600 км?» — «Значит, вы отказываетесь». — «Нет, но я не могу приехать через 2 часа». — «Мы вас поняли», — вспоминает Сергей.

Итог был один: таможня считает Мурзина виноватым, а разрешить спор может лишь судебное разбирательство.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY
Фрагмент из решения Брестской таможни на жалобу С. Мурзина с просьбой объяснить, как ему следовало поступить, чтобы не нарушить закон

«Решение суда обжалую — я ничего не нарушал»

Суд состоялся 5 февраля в Бресте. Сергей сообщил, что слушание прошло без него. Суд постановил конфисковать у мужчины покрышки и заплатить штраф 5 базовых величин, или 1 млн 50 тыс. рублей. «Я не согласен с этим решением, буду его обжаловать и предупредил секретаря об этом. Займусь этим вопросом, когда вернусь из Португалии в конце февраля», — сказал мужчина

Он пояснил, что дело не в деньгах, а в принципе и банальной защите прав потребителя. Сергей настаивает: он ничего не нарушил, а из-за действий сотрудников таможни «Белшина» не может выполнить свои гарантийные обязательства.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

«А то получается: купите белорусское — и заплатите за это штраф, а потом идите в суд. Это ведь абсурд! Я, кстати, писал письмо президенту — приглашал в суд в качестве свидетелей и его, и весь Совет министров, которые рассказывали по телевизору, чтобы я белорусское покупал. Мне ответили, что «изложенное принято к сведению», а «вмешательство государственных органов и должностных лиц в осуществление правосудия законодательством запрещено», — добавил Сергей Мурзин.

А еще он сказал, что хотел «обуть» в «Белшину» и свои машины для грузоперевозок, но теперь вряд ли будет: в Португалии белорусские покрышки есть, но гарантийного обслуживания, выходит, нет.

«Обращайтесь в Литву»

Начальник управления реализации продукции ОАО «Белшина» Александр Казаченко рассказал TUT.BY, что впервые сталкивается с такой проблемой. Не знали о подобных сложностях и его коллеги.

«У нас есть единственный торговый дом в Европе — в Литве. Он мог бы обратиться туда. По гарантии заменили бы без вопросов. Возможно, пришлось бы подождать около недели, если необходимых ему покрышек не было на складе и пришлось бы везти их отсюда. Просто легковая шина в Европе практически не продается — только сельхоз- и сверхкрупногабаритная. К концу года планируем еще открыть свой торговый дом в Польше — по крайней мере, такая задача стоит», — сказал Александр Казаченко.

TUT.BY будет следить за дальнейшим развитием событий.

-20%
-5%
-10%
-30%
-10%
-12%
-10%
-18%