109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  2. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  3. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  4. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  5. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  6. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  7. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  8. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  9. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  10. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  11. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  12. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  13. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  14. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  15. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  16. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  17. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  18. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  19. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  20. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  21. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  22. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  23. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  24. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  25. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  26. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  27. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  28. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  29. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  30. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки


Валентин Михальцов,

На городских улицах в разгаре точечный ямочный ремонт. Постоянные перепады температуры ускоренно разрушают дороги, места повреждений столь же ускоренно латают «специальным» асфальтом. Как делают «пластырь» для дорог — в репортаже AUTO.TUT.BY.

фото: Валентин Михальцов

Горячая работа

В холодное время года производить асфальтобетонную смесь можно, только имея крытые склады и транспортеры для исходных сыпучих материалов. На открытых площадках в песок и щебень попадают снег и дождь, при первой же возможности вода замерзает — и куча песка смерзается в твердый монолит. Пустить его в работу уже не получится до весны.

В Минске зимой работать может только один завод — ОАО «Макродор». Именно сюда, на улицу Селицкого, едут за горячим свежим асфальтом все машины дорожников.

Заместитель директора по производству Григорий Бураковский показал AUTO.TUT.BY, как делают асфальт.

Фото: Валентин Михальцов

В асфальтобетонной смеси две основные составляющие — сыпучий заполнитель и связующее вещество. В качестве заполнителя используется смесь материалов с разным размером частиц: щебень, песок и доломитовый порошок. Связующее вещество — битум, продукт нефтепереработки. Щебень придает покрытию прочность, песок и доломит заполняют пустоты. Горячий битум склеивает все вместе.

Все материалы — белорусские: песок добывают под Минском, щебень — из карьера в Микашевичах, битум приезжает с мозырского НПЗ. Для улучшения характеристик в смесь могут добавляться полимерные добавки. «Песок и щебень по закрытому транспортеру со склада поднимаются в накопительные бункера. Из бункера они попадают на смесительный конвейер. Оператор выбирает пропорции, сколько песка и щебня попадет в смесь», — рассказывает Григорий Бураковский.

Фото: Валентин Михальцов

Следующая остановка — сушильный барабан. Мощная газовая горелка удаляет влагу и разогревает смесь до 250 градусов. Остается смешать все с битумом. Все компоненты вместе соединяет технологический комплекс, расположенный в строении высотой с семиэтажный дом. Дозатор и смесительная установка контролируются современной электроникой, процессом управляет один оператор.

Фото: Валентин Михальцов

Зимний микс

Зимой производят несколько видов так называемого литого асфальта — смеси, предназначенной специально для ямочного ремонта при низкой температуре воздуха. В ней больше битума, поэтому она более жидкая. Только такую смесь можно доставить к месту работ горячей в специальном прицепе к трактору. Гидравлический мотор в прицепе постоянно перемешивает смесь, а горелка не дает остыть.

Фото: Валентин Михальцов

Несколько тракторов с этими прицепами выстраиваются в очередь и ждут команды на загрузку. Команду трактористам дают дорожники на местах работ: когда будут готовы укладывать асфальт, тогда его и нужно везти. Система тут, как в «Макдрайве»: тракторист подъезжает и через микрофон заказывает оператору нужное количество смеси. Оператор включает смесительную установку — и через пару минут две, например, тонны свежего асфальта выливается в прицеп.

Фото: Валентин Михальцов

Фото: Валентин Михальцов

— Литой асфальт не нужно утрамбовывать. В нем много битума и щебень меньшего размера, поэтому он текучий. Сам выравнивается и быстро застывает. При строительстве и капитальном ремонте дорог используется асфальт другого состава, с меньшим количеством битума и специальными полимерными добавками. Но с таким асфальтом можно работать только в теплую погоду, — поясняет специалист.

Применение литого асфальта — мера временная и почти что чрезвычайная, эдакий «пластырь» для дороги. Он обязательно требует замены в течение пары месяцев — на тот вид асфальта, из которого сделано остальное дорожное полотно: однородное покрытие устойчивее к нагрузкам и не так сильно деформируется в жару, как литой асфальт.

Сколько стоит

Тонна литого асфальта стоит около 800 тысяч рублей. Плюс затраты на транспортировку и укладку. Выходит недешево для «пластыря» с учетом того, что «латку» меняют через пару месяцев. Правда, сейчас разрабатываются новые асфальтные смеси для тех же целей: они будут долговечнее сегодняшнего литого асфальта. Добиться большего срока службы помогут полимерные добавки — тоже белорусского производства.

«Мы начали применять добавки пять лет назад и уже видим положительный эффект. На главных проспектах Минска кладется этот более прочный асфальт, и там повреждений покрытия вдвое меньше по сравнению с обычным асфальтом. Но и цена такого асфальта выше в полтора раза», — пояснили на заводе.

Фото: Валентин Михальцов

Читайте также:

День с дорожниками: AUTO.TUT.BY латал столичные ямы и разбирался, от чего страдают асфальт и водители

-25%
-50%
-10%
-30%
-10%
-50%
-10%