Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  2. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  3. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  4. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  5. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  6. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  7. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  8. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  9. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  10. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  11. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  12. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  13. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  14. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  15. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  16. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  17. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  18. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  19. Тайна, которую хранили 30 лет. Белоруска узнала, что мать всю жизнь скрывала: она ей не родная
  20. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  21. Провели неделю с Samsung Galaxy S21 Ultra за 3849 рублей и вот какие плюсы и минусы мы заметили
  22. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  23. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  24. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  25. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  26. ВНС как «торжество демократии», Путин — о дворце и протестах, чудо пенсионера и минус 55 кг — все за вчера
  27. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  28. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  29. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  30. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания


Иван Петренко, фото: Глеб Малофееев,

Их часто обвиняют — здесь снег не убрали, а если убрали, то солью не посыпали, или наоборот, очень много посыпали, кучи в первой полосе оставили.

Зачем водители снегоуборочных машин едут по центру дороги, почему не посыпают солью тротуары и что бывает с теми, кто пытается «прощемиться», рассказал AUTO.TUT.BY водитель второго класса ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Виктор Черкас.

Фото: Глеб Малофеев

О новых MAZ-MAN

Начинал свою трудовую деятельность Виктор Алексеевич с водителя автомобиля скорой медицинской помощи. Но проработал там недолго. Говорит, платили совсем мало. Потом устроился водителем грузовика — развозил продукты в минские магазины. Но когда позвали в «Горремавтодор», отказываться не стал. В этом году будет 12 лет, как Виктор Черкас трудится в этой организации. Его общий стаж работы водителем — почти 20 лет.

— Терять тогда нечего было, зарплаты копеечные. А тут обещали, что если работать много, то и зарплата будет хорошей. Сначала был просто водителем самосвала, потом сел за руль снегоуборочной машины.

По словам собеседника, водителем в «Горремавтодоре» работать нелегко. Это и ненормированный рабочий день, и частые подъемы ночью. Но платят хорошо. А недавно Виктору Черкасу и его напарнику доверили новенький MAZ-MAN с современным снегоочистительным оборудованием.

Фото: Глеб Малофеев— Говорить о надежности MAZ-MAN пока очень рано — всего 1400 километров на этом грузовике прошел. А ведь еще и месяца нет, как он поступил к нам. Даже обкатку не прошел полностью. Но машина комфортная, работу всего оборудования можно контролировать, не выходя из кабины. Все автоматизировано.

Фото: Глеб МалофеевФото: Глеб МалофеевФото: Глеб Малофеев

Водитель показывает пульт управления с ЖК-дисплеем и джойстиком.

— Вот я задаю плотность разбрасывания соли, а здесь я регулирую радиус. От 2 до 12 метров можно разбрасывать. Два метра — это даже меньше стандартной полосы на проспекте. Только для тротуаров годится, но солью мы тротуары теперь не посыпаем — жаловаться пешеходы стали, что обувь портит. Но мне кажется, что лучше обувь испачкать, чем ногу сломать.

Фото: Глеб Малофеев

По словам водителя, 9 тонн соли в кузове достаточно, чтобы полностью обработать проспект Независимости в обоих направлениях. Стоимость одной тонны — около 270 тысяч белорусских рублей. Считайте сами, сколько миллионов уже высыпано только на одной центральной улице столицы. Расход дизельного топлива у нового грузовика варьируется от 40 до 100 литров. Все зависит от состояния проезжей части и количества опущенных отвалов. В свой лексикон водители даже ввели термины «лето» и «зима». Трудно представить, что во время «Эммы» или «Даниеллы» на проспекте Независимости, по мнению водителей снегоуборочной техники, было «лето».

Фото: Глеб Малофеев

— Если «лето», то минимум 40,8 литра солярки на сотню расходуется. О какой экономии топлива может быть речь? Машина новая, еще даже обкатку не прошла. Всегда за рамки лимита выхожу. Мне вообще эту машину жалко — только пришла и сразу в бой со стихией.

Как работник «Горремавтодора» Виктор Черкас понимает, что новую машину нужно как можно больше нагружать — она современная и может выполнить гораздо больше работ, чем старые ЗиЛы. Но сердце опытного водителя разрывается от боли — жалко ему нагружать новый двигатель до завершения обкатки…

Фото: Глеб Малофеев— Берегу новый МАЗ. Лучше пару раз проеду по заснеженной дороге с одним работающим отвалом, чем один раз на максимальных оборотах чистить двумя. Думаю, руководство меня понимает. Минусы конкретно этой машины — очень большая для города. Порой очень трудно маневрировать в потоке. При стандартной ширине полосы МАЗ занимает полторы. Остается только метра полтора-два свободной второй полосы. А вообще 7 метров по ширине можно сразу очищать! Но все равно находятся те, кому быстрее всех надо. И мигалки работают, и ограничители горят. А они сунутся.

О водителях, ДТП и эвакуаторах

Кстати, эту машину в «Горремавтодоре» уже дорабатывали — устанавливали флагштоки с габаритами, чтобы сами водители видели, где сейчас находится край отвала. Перед каждым выездом в город водитель обязан помыть машину и ограничители. Грязную машину просто-напросто не выпустят с базы.

Фото: Глеб МалофеевФото: Глеб Малофеев

— Самое главное — помыть дорожные знаки на корме кузова. Пару кругов по проспекту с солью — и знаки снова закиданы грязью, снегом и солевой пылью. А они должны быть всегда чистые, чтобы водители их издалека видели и объезжали нас. Вот смотрите на эту машину! Ну куда лезет…

Фото: Глеб МалофеевВодитель показывает в зеркале немецкий минивэн. Расстояние кузова до края отвала — всего сантиметров 20−30.

— А если его занесет? А вдруг я не замечу вообще его? Малолитражку какую-нибудь не видно ведь, но никто об этом не думает. А если половину кузова снесу, я буду виноват — судьба водителей снегоуборочной техники такая.

Совсем недавно был случай. Чищу проспект Независимости. Вижу, загорелся красный. Начал плавно снижать скорость, еду, как обычно во время работы, по центру. А тут девушка решила меня обогнать, видимо, не заметила красный на светофоре. Обгоняет, замечает красный и резко тормозит. Я в экстренное торможение перешел, чтобы ее не ударить отвалом. Обматерил ее мысленно, смотрю, а у нее на пассажирском сиденье глянцевый журнал открытый лежит. Рассматривает его на ходу!

Но больше всего Виктор Черкас возмущен «учителями». Да, есть у нас в стране и те, кто пытается «поучить» водителей снегоуборочной техники.

Фото: Глеб Малофеев

— Объезжаю как-то автобус на остановке. Вижу, никому препятствий не создаю. А в этот момент по соседней полосе BMW ехал. Досталось ему тогда солью немного.

Виктор Алексеевич сразу пояснил, что солью повредить машину невозможно. Если, конечно, не подъехать к рассеивателю ближе чем на полметра. Да, постучит по кузову, но повреждений не оставит.

— А водитель, видимо, подумал, что я специально его осыпал. И решил поучить — обогнал и резко затормозил. Мне объезжать его негде было, начал резко тормозить, но понимаю, что тормозного пути не хватит. Зацеплю его все равно отвалом, не в автобус же с пассажирами врезаться. Повезло, что BMW додумался поехать. Иначе аварии не избежать было.

Фото: Глеб МалофеевБыли за время трудовой деятельности у Виктора Черкаса и два ДТП. Как произошло одно из них Виктор Алексеевич даже не заметил — вернулся на базу, а следом девушка на легковушке.

— Приехала и говорит, что я задел ее на площади. Если вот так влезла, как эти сегодняшние водители, то мог и не заметить. А ей глаза зачем? Инспектор ГАИ минимальный штраф дал мне, а ей страховая все покрыла.

Приходилось Виктору Черкасу вытаскивать из кювета тех, кто пытался обогнать на трассе снегоуборочные машины.

— Выходят на обгон, а состояние дорожного покрытия не учитывают. В итоге машину начинает носить прямо перед моим носом и выкидывает на обочину или в кювет. Один такой, тоже на BMW, не справился с управлением и съехал с дороги. За рулем — совсем молодой паренек. Говорит, не думал, что так может получиться. А чем он вообще думал, выполняя такой маневр, для меня загадка. Связали несколько тросов тогда, и я вытаскивал его.

Второе ДТП произошло в «Хавьер» на трассе Минск — Микашевичи. Виктор Черкас тогда еще на самосвале с прицепом работал.

— Поехал за солью в Солигорск, и раскрутило машину на скользкой трассе. Хорошо, что не перевернулся сам и никого не задел. Повезло, можно сказать. Вытянули машину, вернулся на базу, а домой только через два дня попал — все снег убирали и вывозили из города. Помните те времена? Досталось тогда всем.

Фото: Глеб Малофеев

Сразу после «Хавьера» были разработаны планы по взаимодействию «Горремавтодора» и ГАИ во время очистки города. Лично мне так работать легче. Скорость движения колонны выше, дорога очищается лучше, снег выбрасывается дальше. И «торопыг» меньше. Но, признаюсь, и во время совместной работы с ГАИ такие бывают.

О рабочем дне

С 3 января Виктор работал без выходных. В воскресенье, 24 января, — первый выходной. Мужчина хочет провести его дома, отдохнуть после трудного «боя» со снегом.

— С восьми до восьми работали. Утром приезжать нужно раньше. Ну и уехать вовремя тоже не получается — машину помыть нужно, напарнику ее передать.

Фото: Глеб Малофеев

Бывали у Виктора Черкаса во время «Даниеллы» и подъемы среди ночи — мобильный телефон должен быть всегда включен.

—  Я на личной машине быстро приезжал. А за теми, у кого нет своего транспорта, выезжала «дежурка».

Ночью, по словам водителя, чистить дороги легче. Машин почти нет, и на уборку проспекта Независимости в одну сторону колонной машин уходит чуть более получаса. Потом начинается чистка тротуаров, площадей и уборка сугробов в первой полосе.

После окончания рабочего дня Виктор Черкас садится в свой Peugeot и едет домой. Возле дома традиционно достает из багажника лопату — всегда ее возит с собой — и чистит себе место для парковки. Такая история повторяется изо дня в день…

— Как буду бороться с теми, кто паркуется на местах, которые я почистил? Да никак. Не в том возрасте я, чтобы свое расчищенное место коробками или табуретками заставлять. Парковка ведь общая, не моя. Да, обидно, что кто-то три места почистил, а другой — ни одного. Поэтому и считаю, что давно пора было обязать водителей очищать место возле своей машины. Это нормальная практика. А вообще до нашего общежития уборочная техника редко доходит. Сами все подходы и парковку чистим.

Фото: Глеб МалофеевРаньше, может, и сам бы Виктор Черкас возмутился этому, но теперь понимает, что для «Горремавтодора» важнее открыть движение на основных артериях города, чем заниматься чисткой парковок и дворовых территорий.

Фото: Глеб Малофеев— До них тоже очередь доходит, но в самый последний момент. Потому Мингорисполком и призывал минчан помочь в уборке. А вообще мне кажется, что большинство людей и просить не нужно — белорусы ответственные, сплоченные и всегда откликаются на помощь. Но везде есть исключения, к сожалению…

-40%
-20%
-40%
-10%
-10%
-25%
-20%
-25%
-15%