Иван Петренко,

Продажи кроссоверов растут не только в Европе, но и в Беларуси. Причем в нашей стране ограниченных парковок кроссовер становится хорошей возможностью припарковаться там, где обычно не паркуются: на газоне, высоких бордюрах и прочее. Выясним, можно ли стать обладателем хорошего SUV, имея в кармане 10 000 долларов.

Мы решили взять с места в карьер и выбрали чудесный кроссовер в нашей базе объявлений — Lexus RX 330! Пробег 200 000 км, 2003 год выпуска, полный привод, «автомат» и цена подходящая — 9990 долларов. Но что сулит покупка подержанного премиального кроссовера? Для начала — комфорт. Кожаный салон, подогрев кресел, климат-контроль — все, что надо для роскошной жизни. Машины с мотором 3,3 литра мощностью 233 л. с. шли только из США. Впрочем, на надежности это не сказывается, а вот на состоянии — запросто. Претензий к надежности автомобиля нет — это подтвердит любой владелец Lexus. «Меняю только расходники» — это про RX. Но есть у машины и слабые места, о которых стоит знать. Например, текущие радиаторы, нахватавшие песчано-соляных смесей. Пятидиапазонный «автомат» требует регламентной замены масла каждые 40 000 км. Только в этом случае он прослужит долго. Очень долго. Ну, и слабое место — задние ступичные подшипники. Машин с пневмоподвеской лучше избегать — в ремонте слишком дорога. Еще владельцы жалуются на не слишком износостойкую кожаную обивку, хотя, если судить по фото этого экземпляра, все там хорошо. В общем, если понимать, что обслуживание Lexus, даже плановое, — это приличная статья расходов, то можно и нужно брать. Очень комфортабельный, мягкий и надежный автомобиль.

Если спуститься с небес на землю, можно взглянуть на Hyundai Santa Fe. Автомобиль 2006 года с пробегом 200 000 км, автоматической коробкой передач, бензиновым двигателем 2,7 литра и полным приводом. Что хорошего можно сказать об этом поколении Santa Fe? Да практически все. Удивительное дело, но этот корейский кроссовер можно считать едва ли не образцом надежности. Откровенно слабых или провальных мест у него практически нет. Мотор с ременным приводом ГРМ, причем менять его рекомендуют каждые 60 000 км. Могут подтекать сальник коленвала или прокладка поддона. Слабые места — полуоси, стойки стабилизатора. Сзади установлена «многорычажка» без особых проблем. Коробка передач — простой и надежный гидромеханический «автомат». Если его не убивали бездорожьем, прослужит долго. Полный привод — автоматически подключаемый, с возможностью блокировки многодисковой муфты. Тоже нареканий не вызывает. Материалы салона не слишком износостойкие, но собраны элементы интерьера хорошо. Салон просторный, вместительный. Едет Santa Fe без огонька, жестковато проходит мелкие неровности, а подвеске не хватает энергоемкости. Но это для притязательных. В общем же автомобиль заслуживает пристального внимания в качестве семейного кроссовера. Кузов не гниет, но к высокому расходу топлива с мотором 2,7 будь готов: 15 литров в городе — это еще хороший результат. Поэтому мы рекомендуем дизель, но с дизелем эти машины дороже.

Toyota RAV4 в плане надежности даст фору кому угодно, поэтому и цены на нее не падают. Чаще всего «рафики» к нам попадали из США. Вот и мы нашли экземпляр из Америки: 2003 года, с мотором 2,4 литра, АКП и передним приводом, с пробегом 135 000 км. Цена — 9500 долларов. Проблем у RAV4 еще меньше, чем у Santa Fe. Электрика ведет себя образцово. Независимая подвеска ходит долго — первые признаки износа появляются к 70 000 км, требуют замены втулки стабилизаторов. Остальные элементы выдерживают до 100 000 км. Моторы надежны, но при покупке машины из США есть риск, что ее там кормили минеральным маслом и не соблюдали сроки его замены. Четырехдиапазонная АКП может грешить лишь сбоем в электронном блоке управления, что приводит к ее переходу в аварийный режим, так что лишняя диагностика агрегата перед покупкой не повредит. С точки зрения комфорта и удобства RAV4 не идеал — задние места тесноваты, подвеска валкая, шумоизоляция тоже не образец для подражания. Но надежность позволяет закрывать глаза на эти проблемы. Хотя цены на «рафик» завышены — где это видано, чтобы RAV4 стоил как Lexus RX330? Понятно, что если обе машины в неплохом состоянии, лучше купить Lexus.

Европейский конкурент «Тойоте» — образцово-показательный VW Tiguan. За 10 500 долларов продается автомобиль 2009 года выпуска с мотором 1,4 литра, МКП и передним приводом. Пробег — всего 115 000 км. Мировые продажи Tiguan начались в ноябре 2007 г., а уже летом 2008 г. машину стали собирать в Калуге. Так что наиболее вероятно российское происхождение подержанных Tiguan. Первый и, пожалуй, самый главный недостаток Tiguan первых лет выпуска — как раз двигатель 1,4 TSI. Самая знаменитая его проблема — растягивающаяся цепь привода ГРМ, что вело к ее перескакиванию и последующему капитальному ремонту двигателя. Проблема известная, все о ней знают — отсюда и такая хорошая цена за «свежий» автомобиль.

Впрочем, если мотор попал под гарантийный ремонт, можно и попытать счастья, потому что во всем остальном автомобиль проявил нормальную надежность. В подвеске особых проблем нет, разве что на отдельных экземплярах ступичные подшипники могут сдаться уже к 30 000−50 000 км. Опорные подшипники стоек служат не менее 60 000 км. Рычаги подвески могут потребовать замены при пробеге более 120−150 тыс. км, амортизаторы тоже больше 100 000 выезжают без проблем. Иногда отмечался скрип и хруст сайлентблоков при низких температурах. Кузов надежен в плане коррозии, механическая коробка передач — тоже. Лучше избегать версии с DSG. Tiguan отличается отменной управляемостью, хорошим комфортом и выдающейся эргономикой, за что и полюбился публике.

Honda CR-V часто побеждала в сравнительных тестах за счет хорошего баланса характеристик. Значит, есть смысл присмотреться к подержанному экземпляру. Например, к такому: 2008 год выпуска, мотор 2,4 литра, АКП, полный привод. Чем может похвастаться CR-V? Просторным салоном, комфортом, хорошей плавностью хода. Что с надежностью? Ну, это же Honda, поэтому можно смело делать ставку на этот автомобиль. В плане беспроблемной эксплуатации он ничуть не уступает Toyota RAV4. Начнем с мотора. 2,4-литровый агрегат оснащен цепью ГРМ и изменяемыми фазами газораспределения. И родовых болячек у мотора нет. Разве что может потечь передний сальник коленвала. Меняйте масло и ездите вечно. Детали подвески служат минимум 70 000−80 000 км. Электрика всегда была сильной стороной Honda, так что тут опасаться нечего. Пятидиапазонный «автомат» будет служить не менее 250 000 км, если вовремя менять масло. Полный привод здесь — с многодисковой муфтой подключения задних колес. В ней тоже рекомендуется менять масло, и тогда проблем удастся избежать.

Говоря о японских компактных кроссоверах, нельзя не обратить внимание на Nissan Qashqai. Автомобиль 2008 года с пробегом 153 000 км, оснащен 1,5-литровым дизелем и механической коробкой передач. Привод — передний. Автомобиль хоть и японский, но собирался в Англии, поэтому, наверное, не снискал славу сверхнадежного. Первое, что отмечаем — большое количество мелких проблем по электрике: закисают стеклоподъемники, переламывается жгут проводов от подрулевых переключателей. Пластиковая фурнитура салона недолговечна и быстро истирается, теряя товарный вид. Полуторалитровый дизель — агрегат известный, со своими болячками и недостатками. Самая главная его проблема: топливная аппаратура. Есть у мотора и другие проблемы, правда, о них уже все известно и лечить научились. Подвески более-менее надежны. Слабое место спереди — опорные подшипники, амортизаторы. Сзади быстро разбиваются втулки амортизаторов. В общем и целом картина не сказать чтобы радостная. Надежность средняя — если сравнивать с «исконно японскими» машинами.

Безусловный хит нынешних лет — Renault Duster. Подержанные экземпляры уже появились в продаже, так что можно рассматривать. Даже нужно, если есть на примете автомобиль 2013 года выпуска с пробегом 21 000 км! Под капотом — двухлитровый бензиновый двигатель и четырехдиапазонная АКП, привод — передний. Ну что сказать — автомобиль вызывает столько же восторгов, сколько и проклятий. Восторгаются, естественно, его неприхотливостью, простотой конструкции, хорошей проходимостью и низкой ценой. А проклятия… Ими кишит интернет, так что вспомним самые яростные. Кузов обладает «волшебной» аэродинамикой, вследствие чего покрывается грязью быстрее, чем выезжает на дорогу. От перекоса кузова нередко трескалось лобовое стекло и краска. Проблему решили усилением сварных швов. Подвеска в целом вынослива, лишь сайлентблоки требуют относительно частой замены. Двухлитровый двигатель можно считать надежным. Наружные панели кузова не ржавеют, а вот в скрытых полостях и под уплотнителями ржавчина может появиться. АКП — чистая лотерея. Может работать, а может изводить мозг «пинками» при переключении с первой на вторую передачу. Чаще всего шалит гидроблок либо управляющая электроника, причем от пробега вероятность поломок вообще не зависит. В любом случае, именно «автомату» при проверке — особое внимание. Мы рекомендуем Duster с механической коробкой передач, это будет наиболее разумный выбор.

Что с людьми и ценами делает кризис и падение российского рубля! Porsche Cayenne за 10 000 долларов стал реальностью! Автомобиль 2003 года выпуска с пробегом 180 000 км. Есть все, и даже мелкие недостатки, о которых указано в объявлении. Разве могут настоящего мачо остановить сколы ЛКП? А вот то, что автомобиль из России — может. История такого Cayenne может быть темна, как черная дыра. Но и кроме этого проблем хватает. Ржавеют нижние кромки задних дверей, выходит из строя АКП, знамениты слабые передние полуоси, на моторе V8 вытягивается цепь ГРМ. Ну и так, еще по мелочи: «раздатки», проблемы с электроникой, подвеской. Всего не упомнить, но стоимость ремонта вполне может превысить стоимость автомобиля. Все еще хотите Porsche Cayenne?

За 10 000 нынче можно стать обладателем нового кроссовера. Ну и что, что китайского. Lifan X60, подозрительно напоминающий внутри Toyota RAV4, стоит вообще 8650 долларов. В наличии единственный бензиновый мотор 1,8 литра, механическая коробка передач и передний привод. И здесь, конечно, вопрос риторический. Что лучше, Toyota RAV4 2003 г. в. или новый китайский автомобиль?

Есть еще вариант — Chery Tiggo. Он будет с двигателем 1,6 литра, МКП и под заказ.

Но есть и автомобиль поменьше размером, но все же более именитого бренда — Nissan Juke. В каталоге TUT.BY базовая версия стоит 10 477 долларов. Это будет машина с мотором 1,6 литра, электропакетом, стереосистемой, шестью подушками безопасности, ESP.

Подводим итоги. Кроссовер за 10 000 долларов по нынешним временам — вещь отнюдь не утопическая. Разброс велик — от люксовых моделей постарше до свежих «бюджетников» и даже совсем новых. Хотя с «понтами» мы бы рекомендовали не торопиться. В непростые времена купить «люксовый» кроссовер — это одно, а обслуживать — совсем другое. Поэтому чем новее автомобиль, тем лучше. Или вы думаете иначе?

-15%
-20%
-10%
-10%
-20%
-45%
-20%
-15%
-48%