Станислав Ивинский,

В медицине правильно поставленный диагноз — залог успешного лечения. Для ремонта автомобиля это тоже правило. Всегда ли наши автосервисы ставят правильный диагноз? Как понять, что диагност вписал в «рецепт» лишние детали? Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы провели эксперимент.

Для своих опытов мы выбрали не новый автомобильчик — Hyundai Getz, 2003 г. в., 1,3 бензин. В конце ноября автомобиль побывал на акционной (бесплатной) диагностике у официального автодилера Hyundai в новом автоцентре на Гинтовта, 1. Там выдали достаточно длинный список проблем. Кроме ремонта крепления АКБ, регулировки ремня навесных агрегатов, замены ламп «габаритов», подсветки номера и центрального стоп-сигнала, обнаружились и достаточно болезненные неисправности. К замене приговорили из-за люфта рулевую рейку (сервисмены уточнили, что это не обязательно — рейка сухая и еще послужит), лямбда-зонд, блок АБС, тяги стабилизатора и втулки стабилизатора. Обнаружилась течь масла ДВС из-под клапанной крышки. И нашли «ошибки» Airbag.

С этим списком отправляюсь к хорошему знакомому, автомастеру Дмитрию. Он согласился перепроверить диагноз автосервиса и подготовить машину к дальнейшему эксперименту. По задумке, в Hyundai нужно сделать несколько «загадочных» поломок, которые и должны будут найти автосервисы. Об эксперименте знали лишь несколько человек. Дмитрий, правда, сначала очень удивился нашей просьбе что-нибудь сломать:

— Для меня это даже дико. Всю жизнь чинил машины, а тут — «сломайте, пожалуйста»… Однако согласился, когда узнал, какую цель мы преследуем.

— Столько раз приходилось переделывать или доделывать после «стошников» — не сосчитать.

— По люфту рулевой рейки можешь не беспокоиться, — успокоил Дмитрий. — Все с ней в порядке, «люфтит» она в пределах нормы для возраста автомобиля. Тяги стабилизатора живые еще, их зря списали.

Иногда неисправность — это всего лишь плохой контакт в проводке. Но некоторые сервисмены не вникают глубже, и предлагают менять целую деталь

 — Лямбда-зонд рабочий, менять его не надо. Его «приговорили», скорее всего, из-за временного обрыва связи: видишь, в этом месте провод перемотан. Вероятно, здесь когда-то сделали «колхозное» соединение проводки, без спайки. Со временем оно могло окислиться, поэтому сначала нужно «прозвонить» эти провода. Скорее всего, нет постоянного контакта, поэтому во время проверки на сервисе компьютер определил датчик как нерабочий. Но сейчас он замечательно работает. Это «плавающая» неисправность, так бывает.

Как видим, еще на моменте старта «диагнозы» отличаются: как минимум в оценке состояния лямбда-зонда.

Что будем «ломать»? Чтобы в подвеске появились дополнительные звуки, слегка открутили крепление заднего амортизатора: сзади при движении появился стук.

Открученный задний амортизатор заметили все СТО

К уже гремящему переднему стабилизатору добавили звук от передней правой стойки — ее тоже открутили немного. Проявляется он четко при переезде лежащих полицейских, неровностей.

Слегка отжатую переднюю стойку обнаружили только на официальном сервисе в Ждановичах — но посоветовали менять амортизатор целиком

— «Открученную» стойку будет очень тяжело найти — все сразу полезут стабилизатор смотреть. — Но если кто найдет — снимаю шляпу.

Подвеской не ограничились — умышленно «сожгли» предохранители кондиционера и левой фары. Просто достали и замкнули. Потом воткнули на место.

Getz перестал «видеть» левым глазом, компрессор кондиционера перестал работать. Поехали! Первым автосервисом, куда мы приехали на диагностику, стал «Хендэ АвтоГрад» в Ждановичах. Отдал ключи и документы, назвал причину обращения, упомянул о беспокоящих стуках спереди и сзади, отсутствии света в левой фаре, рассказал о «новогодней елке» на панели приборов, неработающем кондиционере.

В ожидании машины провел два часа за чтением журналов и изучением новых моделей Hyundai. По итогу меня позвали и зачитали «приговор»: замена передних тормозных дисков и колодок, замена втулок стабилизатора, пыльников наружных ШРУСов, передних амортизаторов, пыльников, отбойников, замена лампочек габаритов и подсветки номера, заднего стоп-сигнала.

Причину отсутствия света левой фары объяснили — сгорел предохранитель. Нашли и сгоревший предохранитель компрессора кондиционера. При этом сервисмены диагностировали «посторонние звуки при работе компрессора, повышенное напряжение (от которого сгорает предохранитель)». Чтобы устранить причину этой неисправности, посоветовали обратиться к специалистам по кондиционерам. Задний амортизатор мастера прикрутили — стук пропал. Но с передними амортизаторами немного промахнулись, причину стука устранять предложили радикально — меняйте амортизаторы. Мастер Дмитрий появление в перечне деталей на замену тормозных дисков и колодок объяснил тем, что, если руководствоваться техническими нормативами производителя, их нужно менять. Но в нашем случае до критического износа еще далеко: по белорусским меркам, диски с колодками еще поездят. Диагностика на фирменном автосервисе обошлась в 412 тысяч 500 рублей. Из них 175 тысяч — за компьютерную диагностику, 200 тысяч за осмотр подвески, 37 тысяч 500 рублей — за… прием и оформление автомобиля в ремонт. Но нужно отдать должное: работают профессионалы, провести их не удалось.

Следующий автосервис — «БОШ автосервис» (ОДО «БТС-Авто») на Слободской. Сюда Getz приехал со всеми старыми проблемами, за минусом уже прикрученного в Ждановичах заднего амортизатора. Вердикт полуторачасового осмотра — втулки стабилизатора, люфт рулевой рейки (ремонт) и дырка в выхлопной трубе между средним и задним глушителем (заварить). Моторчик блока АБС предложили не менять, а отремонтировать. Компьютерная диагностика показала ошибки Airbag и старую ошибку в работе лямбда-зонда. Его тоже рекомендовали заменить. Сгоревшие предохранители не были обнаружены. По поводу неисправностей световых приборов предложили поменять лампочки, компрессор кондиционера посоветовали показать «кондиционерщикам». Итого: открутившийся передний амортизатор не замечен, сгоревшие предохранители тоже. Цена за диагностику составила 350 тысяч рублей, 150 — за подвеску, 200 — компьютер.

В продолжение эксперимента заехал на еще один минский автосервис — автоцентр «Маяк» на улице Маяковского. Машину приняли, «на что жалуетесь» — записали. Сижу два часа, смотрю телевизор в зоне ожидания. Здесь компьютерная диагностика выявила и неработающие подушки безопасности, и неисправность блока АБС. Автоэлектрик нашел один сгоревший предохранитель из двух — свет левой фары починил, поставив новый предохранитель. Кондиционер посоветовал показать узкому специалисту. По подвеске — замена втулок стабилизатора. Про открученную переднюю стойку — ни слова.

Стоимость диагностики — 648 тысяч. За компьютерную диагностику (опрос памяти ЭБУ) здесь берут 288 тысяч, осмотр ходовой части — 180 тысяч. В общую стоимость включили и «ремонт цепи питания левой фары» — 180 тысяч. Как-то очень дорого, дороже, чем на официальной дилерской СТО.

В гаражах оказалось дешевле всего, причем в распоряжении «гаражника» был даже сканер! Причем качество диагностики оказалось на высоте. Но, понятно, — как повезет

Последним пунктом в нашем эксперименте стало посещение одного из гаражных кооперативов — проверим, какие «болезни» найдут у Getz гаражные спецы. Но сначала заехал к Дмитрию — снова испортили парочку предохранителей, открутили задний амортизатор. У гаражника Василия из диагностического оборудования — смотровая яма, ломик и… сканер!

— Гремишь на весь кооператив, давно в подвеску не заглядывал? — Да все некогда… — замялся я. — Но чувствую, уже пора что-то делать. Посмотрите машину? И Василий начал свой комментарий из ямы: — Втулки стабилизаторов разбиты. Тяги давно менял? — В конце лета. — Можем сразу и их поменять, если уж туда полезем. Через пару месяцев все равно стучать начнут. — А пыльники на ШРУСах как? — Да вроде еще ничего. Есть микротрещины, но не смертельно. Поглядывай периодически. Если увидишь, что резинка лопнула, — срочно менять на любое первое СТО. Если попадет песок, «попадешь» на новый ШРУС. — Амортизаторы? — Нормальные, сухие. О, елы палы, как ты ездишь с открученным задним «мортером»?! — Василий добрался к задней подвеске. — Болт обрезало бы, и ехал бы на заднице. Кто-то не зажал, видать… Сайлент-блоки задние пора менять… — А рулевая рейка живая еще? — Да, проблем не видно. Все в норме. Подключили к компьютеру — ничего нового для себя не узнал. Тот же список проблем, что выдавали и на официальных автосервисах. — Ты бы без АБС не катался — поменяй. Поищи бэушный блок и приезжай на замену — возьму недорого.

Сгоревшие предохранители оказались не всем по силам: некоторые сервисмены советовали менять вполне работоспособные лампочки

Начали разбираться со светом. Сначала проверили лампочки — рабочие. Василий полез в предохранители — нашел сгоревший. — И часто у тебя они горят? Обратись к автоэлектрику — так просто предохранители не перегорают, какие-то косяки в проводке есть. А вот почему не работает кондиционер, мастер предположил, что где-то утечка газа. И у него есть знакомый, который что надо запаяет и заправит. В лучшем виде. За осмотр Getz — буквально полчаса — Василий взял 250 тысяч (150 — компьютер, 100 — подвеска). Задний амортизатор прикрутил, предохранитель поставил «за счет заведения». Открученный передний амортизатор — не нашел.

Что ж, подведем итоги. Очевидные поломки — АБС, Airbag, открученный задний амортизатор и втулки стабилизаторов нашли все. «Спрятанную» поломку в передней стойке диагностировали только на официальном сервисе в Ждановичах, правда, решение предложили дорогое — замена передних амортизаторов. Там же сочли изношенными тормозные диски и колодки, пыльники ШРУСов. На остальных сервисах состояние этих деталей нареканий не вызвало: видимо, сказывается разность подходов «официалов» и «просто сервиса». На официальном все строже. Неработающий компрессор диагностировали все, однако причину — сгоревший предохранитель — нашли только в официальном сервисе в Ждановичах. Остальные отправили искать причину к специалистам по кондиционерам. На автосервисе «БСТ-Авто» опять «всплыли» проблемы по лямбда-зонду. Прав наш эксперт Дмитрий: датчик работает нестабильно из-за плохого соединения проводки. Не понравилось здешним специалистам и состояние рулевой рейки — ее приговорили к ремонту. Отметим, что кроме этого сервиса и официального автосервиса на Гинтовта, рулевая рейка больше нигде не диагностировались как проблемная. Дырку в выхлопной трубе нашли только на «БСТ-Авто». Она, кстати, на самом деле, есть. Основную причину проблем со светом нашли и устранили автоэлектрик в «Маяке» и гаражник. На автосервисе в Ждановичах диагностировали «обрыв, замыкание» электропроводки передних фар. Значит ли это, что сгоревший предохранитель был найден? Вероятно, да. Износ задних сайлентблоков задней подвески диагностировался единожды — у мастера-гаражника. По стоимости диагностики дороже всего обошелся автоцентр «Маяк» — 648 тысяч. Дешевле стоило посещение «БТС-Авто», 350 тысяч. Но самый бюджет вариант — гаражная диагностика. А победителем «теста» объявляется сервис официального дилера в Ждановичах: там оказалось дешевле, чем в «Маяке», при этом были выявлены все неисправности. Правда, решение по замене передних амортизаторов спорное — но в любом случае победа остается за дилером.

И, как в случае с врачами: если не уверены в диагнозе — лучше обратиться к другому специалисту. А лучше — нескольким.

-20%
-20%
-50%
-50%
-20%
-40%
-50%
-30%
-10%
-5%