Прогресс неумолим — и в этом есть свои плюсы для автомобилистов. Все, что мы еще вчера считали неземным благом, сегодня доступно чуть ли не в базовой комплектации. Электрические стеклоподъемники, центральный замок, подогрев зеркал
Наши люди привыкли экономить на себе, и 90% покупателей, выбирая между авто на 18-м «литье» и авто на 15-дюймовых колесах, но с системой курсовой устойчивости, наверняка выберут первый вариант. Зная об этом, белорусские дилеры и импортеры заказывают те комплектации, которые пользуются наибольшим спросом. Однако в каталоге новых авто все же есть из чего выбрать, даже в начальном ценовом сегменте.
Итак, главный критерий поиска для нас сегодня — наличие системы курсовой устойчивости. Открываем подраздел «Безопасность» в каталоге, ставим галочку напротив соответствующего пункта оснащения, сортировка — по цене. И что мы видим?
А ряды-то резко поредели! И бюджетных моделей стало гораздо меньше. Где вы, Lada? Почему не видно Uz-Daewoo? Исчезли китайцы Chery, русская Lada 4×4 и русско-американская Chevrolet Niva. И цена «входного билета» резко поднялась: раньше самым доступным вариантом в нашем каталоге новых автомобилей была Lada Granta за 103 миллиона рублей, а сейчас, если вы ищете новый автомобиль с системой курсовой устойчивости, понадобится уже минимум 154 миллиона. И что это за модель будет? Lifan X50.
Представляя модель Х50, представители Lifan заявляли, что для их компании это знаковый автомобиль — первый, созданный в соответствии с современными требованиями, в том числе и к безопасности, а не просто скопированный с какого-то японского или европейского бестселлера. Что ж, не знаем, насколько он соответствует другим требованиям, но касательно безопасности Lifan X50 — действительно современный автомобиль, оснащенный не только ABS+EBD, двумя фронтальными подушками безопасности, но и системой курсовой устойчивости ESP. Причем все это — в базовой комплектации, той самой, что стоит 154 миллиона рублей. По нынешнему курсу это меньше 9 тысяч долларов — и более дешевого нового авто с ESP на белорусском рынке не найти.
Если же слова «китайский автомобиль» и «безопасность» вам кажутся плохо совместимыми, есть другой вариант — европейский автомобиль российской сборки, Skoda Rapid.
Она стоит чуть дороже — немногим более 9,5 тысячи долларов, однако также имеет систему курсовой устойчивости в базовой комплектации, а стоит эта базовая комплектация от 170,4 миллиона рублей. При этом у Skoda только одна фронтальная подушка безопасности, водительская, а вторая появляется, начиная со второй комплектации, которая стоит от 197,6 миллиона.
А вот у бестселлера белорусского рынка, VW Polo, в базовой комплектации системы курсовой устойчивости нет. Но зато есть ABS и две фронтальные подушки безопасности.
А с какой комплектации появляется ESP? Увы, в списке стандартного оснащения ее нет ни в одной из трех комплектаций. Однако, начиная со второго уровня, Comfortline, можно заказать пакет Safety стоимостью 14,8 миллионов рублей — и вот в нем ESP уже будет. А вместе с ней, помимо противобуксовочной системы (она появляется во всех авто в нашем обзоре, оснащенных ESP), появятся еще и 2 боковые подушки безопасности, а также передние и задние парктроники. Но, несмотря на то что за ESP приходится доплачивать, VW Polo все равно остается на третьем месте в нашем обзоре — Comfortline начинается со 178 миллионов плюс еще 14,8 — получается 192,1 миллиона рублей.
На четвертом месте наш каталог разместил Hyundai Accent с базовой стоимостью 174,6 миллиона рублей.
Однако быстро выяснилось, что ни в базовой, ни во второй, ни в третьей, и даже в четвертой комплектации Hyundai Accent системы курсовой устойчивости нет. И она в принципе недоступна в версиях с 1,4-литровым двигателем. А на 1,6-литровых Accent ESP появляется лишь с комплектации Style стоимостью от 238,2 миллиона. Но — в качестве опции, в пакете «безопасность», который включает в себя боковые и оконные подушки безопасности (вдобавок к двум фронтальным в базовом оснащении), а также обогрев лобового стекла. Стоимость пакета — 17,6 миллиона.
Суммируем — дороговато получается, есть варианты и подешевле. Например — обновленная Opel Corsa.
В комплектации Enjoy стоимостью 228,7 миллиона рублей у Corsa уже есть не только ABS и ESP, но еще и 6 подушек безопасности: две фронтальные, две боковые, две оконные. Поскольку Corsa не относится к бестселлерам рынка, то спешим упомянуть, что оснащается она 1,4-литровым 90-сильным бензиновым двигателем.
Ну, а на пятом месте нашего обзора самых доступных автомобилей с системой курсовой устойчивости располагаются сразу две модели — Nissan Tiida и Nissan Sentra. Поскольку конструктивно это один и тот же автомобиль, но с разными типами кузова, мы решили упомянуть обоих, тем более что цена на хэтчбек и седан не так уж сильно отличается.
Базовый Nissan Tiida стоит столько же, сколько и Corsa, — 228,7 миллиона рублей, и в базовой версии из интересующих нас позиций оснащения он уже имеет ABS и ESP, а также две фронтальные подушки безопасности. Однако в базовой версии нет кондиционера, он появляется только во второй комплектации, Comfort, поэтому можно сказать, что базовая стоимость Tiida с противозаносной системой и кондиционером на 10 миллионов выше — от 239,1 миллиона.
А вот у седана Nissan Sentra кондиционер есть уже в базовой версии «Welcome», и поэтому в рамках нашего обзора он получается даже дешевле хэтчбека — от 235 миллионов рублей. И не совсем понятно, чем вызвана такая «несправедливость» в отношении Tiida — по-моему, как раз хэтчбеки чаще покупают женщины, которым, собственно, ESP и нужна больше, чем мужчинам. Хотя, в рамках нашего обзора, покупателям все равно есть из чего выбрать: есть и седаны, и хэтчбеки, и лифтбеки, и даже некое подобие кроссовера в лице Lifan X50. Поэтому выбор машин с противозаносной системой есть, и недорогих. А почему ESP нет в базовых комплектациях — это уже вопрос к законодателям и покупателям. Наше твердое убеждение: на безопасности экономить нельзя.