Артем Майоров Фото: Глеб Малофеев,

Денис Лосевский купил Trabant за 150 долларов 7 лет назад. Потом неспешно его восстанавливал. Два года назад начал участвовать на автомобиле в ретроралли и выставках, а в последнее время стал использовать Trabant как основной автомобиль. Каково это — ездить на «траби» каждый день, выясняем у владельца.

Большинство белорусских автолюбителей если и слышали про такую марку автомобилей, то как-нибудь совсем отдаленно. Автомобиль не наших широт. Но вкратце — Trabant такой же символ Германской Демократической Республики, как в СССР «Запорожец». Такой же массовый автомобиль и такой же постоянный объект для шуток.

История создания Trabant берет свое начало в послевоенное время. После Второй мировой территория Германии, на которой находился завод Horch, производивший малолитражки до войны, вошел в состав советской зоны оккупации Германии. В 1949 — в состав ГДР. В эти годы образовывается объединение производителей транспортных средств — IFA. Horch, предварительно национализированный, вступает туда. В 1957 году на заводе в Цвиккау начинается выпуск автомобилей новой марки Trabant. С 1957-го до 1991-го было выпущено около трех миллионов экземпляров в пяти модификациях. Изначально Trabant — «народный» и самый дешёвый легковой автомобиль в ГДР. Из-за этого в течение всего выпуска в очередях за покупкой многие стояли по несколько лет. Помните СССР? То же самое было в ГДР с Trabant.

Денис Лосевский не ждал очереди, а купил его в Минске в годы, когда автомобиль уже сняли с производства.

— Я как-то с другом случайно проезжал мимо микрорайона Новинки, во дворах увидели Trabant. Быстренько подъехали к ближайшим бабушкам у подъезда, узнали, кто его хозяин. Оказалось, женщина. Машина ей досталась от отца-военного, который привез Trabant из ГДР. Состояние было не очень.

По словам Дениса, автомобилем пришлось сразу же серьезно заниматься, потому что время не щадит ничего.

— Я сразу же после покупки занялся автомобилем. Заменил систему зажигания с контактной на электронную, перевел электрику с 6 вольт на 12. Зажигание сделал сам, вручную, за основу взял от «Оки». Методом тыка и подбора сделал так, что машина стала работать нормально, — перечисляет Денис. — Разобрал ее полностью, практически до нуля. Некоторые детали были гниловатые, снимал и вываривал самостоятельно по кусочкам. Потом восстанавливал.

Денис работает автомаляром. Всю жизнь он возится с автомобилями, поэтому особенных сложностей с восстановлением не было.

— Вообще, у меня в ремонте есть «золотое» правило. Оно из старого мультика «80 дней вокруг света» с мистером Фиксом. «Используй всё, что под рукой, и не ищи себе другое». Я в гараже что-то увидел, сразу сообразил, как приспособить эту деталь для ремонта моей машины.

За всю жизнь у Дениса перебывало большое количество автомобилей. Но с первых дней он сразу ощутил любовь к Trabant.

— У меня были разные автомобили. Я пытался с ними сделать то же, что с этой. Был «Запорожец» горбатый. Не знаю, не моя это машина. Почему-то не лежит у меня к ним душа. А в эту сразу влюбился.

Оригинальных запасных частей, по словам Дениса, он оставил «по максимуму». Но кое-что пришлось менять. В те годы техника была настолько ненадежной, что просто необходимо было «воткнуть» немного современной электроники: «Я сначала пытался оставить ее шестивольтовой. Но оказалось, машина очень плохо работает на шести вольтах, поэтому я отказался и сделал свою конструкцию».

Новые запчасти для мотора пришлось искать через друзей: «У меня из всех запчастей остался только картер родной, в остальном — установлены новые запчасти».

Из оригинальных запчастей сохранилась инструкция и сервисная книжка на немецком.

После манипуляций двигатель ведет себя по-другому, говорит Денис. Изменился расход топлива, который теперь, по словам владельца, составляет приблизительно 7 литров на 100 километров. «Раньше все было механическое, теперь электронное. В любой мороз автомобиль с „полтыка“ заводится», — уверяет хозяин авто.

Под капотом Trabant двухтактный двигатель с 26 лошадиными силами, 4-ступенчатая механическая коробка передач. Мало? На 620 килограммов массы достаточно, максимальная скорость машины 112 км/ч.

Кстати, завод-изготовитель не предусматривает датчика уровня топлива. Денис устанавливал его самостоятельно. С конвейера автомобиль поставлялся с пластмассовой мерной палочкой, которой необходимо замерять уровень топлива прямо в баке. Такая имеется и в этом автомобиле.

Омыватель лобового стекла также не предусмотрен. Для подачи воды была специальная ручка, установленная на передней панели. Но Денис для удобства все-таки установил в свой Trabant омыватель с электрическим мотором.

В прошлом году Денис всю зиму отъездил на «траби». Сегодня автомобиль подготовлен настолько, что владелец без всяких беспокойств может за раз проехать 3000 километров:

— В этом году ездил к друзьям в Россию на этом автомобиле. Заезжал в Москву. Встретился с ребятами из клуба любителей марки Trabant. Многие посмотрели на мои «внедрения» и переняли для внедрения в своих машинах, — рассказывает Денис. — Единственная проблема, которая у меня осталась — отопление.

За все время в автомобиль было вложено около пяти тысяч долларов. Как говорит Денис, это очень приблизительная цифра. «Я, когда начинал ремонт, вел подробный список работ и стоимости. Но потом это дело забросил — боюсь, что жена узнает», — с улыбкой говорит автомобилист.

— Когда я начинал заниматься этим автомобилем, все на меня смотрели и говорили, мол, купи ты себе нормальный автомобиль. Я не слушал. Потому что покупал автомобиль для души. Чтобы сделать, чтобы ездить, чтобы получать удовольствие. Люди тоже получают позитив, я это вижу. Часто останавливаются. Постоянно вопросы задают, интересуются. Та же самая милиция больше не на документы смотрит, а «покажи мотор» или еще что-нибудь. И, конечно, постоянно предлагают продать: один раз предлагали даже десять тысяч долларов. Не отдал, зачем? Столько души моей в этом автомобиле, как его продать.


















По словам Дениса, когда он ездил в этом году к друзьям в Россию, на постах ГАИ водителя останавливали несколько раз. Но в документы ни разу не смотрели.

Удачи Денису на дорогах!

-50%
-15%
-30%
-10%
-11%
-40%
-22%
-18%
-10%
-20%