175 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. С 13 мая снова дорожает автомобильное топливо
  2. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода
  3. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  4. Налоговая в суде выясняет с Тихановским, должен ли он заплатить налог с тех самых найденных за диваном 900 тысяч долларов
  5. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  6. Лукашенко принял верительные грамоты послов шести стран
  7. «Многое будет зависеть от элиты белорусского общества». Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии
  8. На МТЗ реконструкция, в основном — за кредитные займы
  9. Авиакомпании отменяют рейсы в Тель-Авив из-за боевых действий. «Белавиа» планирует завтра лететь
  10. Проездные в Минске теперь можно записывать на карту самому. Посмотрели, как это работает
  11. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  12. Белорусские хоккеисты проиграли Казахстану, не забросив ни одной шайбы
  13. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  14. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  15. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  16. Что, если перед прививкой от COVID выпить жаропонижающее «для профилактики»? Ответы на вопросы о вакцинации
  17. «С большой вероятностью после Лукашенко не будет преемственности». Эксперты о знаковом декрете
  18. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  19. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  20. «В соседнем городе ракета попала в жилой дом». Белоруски о жизни в Израиле во время бомбежки
  21. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  22. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  23. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  24. «Дочка успокаивает: папа вернется». Минчанину, которого задержали на репетиции барабанщиков, дали 6 лет колонии
  25. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  26. В Будславе начали работу альпинисты. На восстановление костела белорусы уже собрали 170 тысяч рублей
  27. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркі — пра паўгода ў эміграцыі
  28. 14 мая будут судить студентов, которые уже полгода находятся в СИЗО. Рассказываем про обвиняемых
  29. Между израильтянами и палестинцами опять война? Разбираем очередное обострение на Ближнем Востоке
  30. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси


Елена Никитенко,

Год назад в Беларуси собрались развивать караванерское движение и автотуризм, даже открыли первый в стране кемпинг у озера Селява — но воз и ныне там: заграничные автотуристы в очередь не выстроились, а кемпинг выставили на продажу. О радостях и проблемах путешествий в автодоме AUTO.TUT.BY поговорил с Владимиром Леончуком, владельцем Carado A 464 на базе Fiat Ducato.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Это не машина, это дом»

Минчанин Владимир Леончук — один из тех счастливчиков, которые живут на два дома: первый — квартира в одном из районов столицы, второй — «дом на колесах», крыша над головой в любой точке света. Как и абсолютное большинство автотуристов, караванингом Владимир «болеет»: первые симптомы обнаружились во время школьных походов с палатками, следующей стадией стала Acura с прицепом-дачей.

— А потом я купил это счастье.

Счастье оказалось просторным автодомом Carado A 464 на базе одних из самых популярных «колес» для кемперов — Fiat Ducato. Габариты «квартиры» — 7 м 30 см в длину, 2 м 20 см в ширину, 3 м 40 см — высота в холке. Вес — 3495 кг. Как раз чтобы поместиться в категорию «B» (благо в Беларуси не взвешивают груженый автомобиль, а ориентируются на документы). Но перепутать «крошку» с категорией «С» — легче легкого.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Когда только появился BelToll, меня останавливали транспортники — машина ведь большая. Потом научились стоять с биноклями и пробивать номера заранее, — смеется Владимир. — То же самое с ГАИ. Видят автодом, тормозят: «Скорость-то у вас — 95 км/ч!» — «Знаю». И документы протягиваю. «А, вам 5 кг не хватает. Все, счастливо». На границе не без вопросов: «Вы почему в легковую очередь стали?» — «Легковые мы!» — «Да не может быть!». Кажется, что у владельцев кемперов только для формы интересуются наличием сигарет и спиртного — а узнать хотят, сколько дом на колесах стоит и можно ли его изнутри рассмотреть. Не проверка, а любопытство.

Внутри Fiat Ducato с 6-ступенчатой «механикой» ворчит 2,3-литровый дизельный двигатель MultiJet мощностью 130 л. с.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— По дорогам 100−120 км/ч бежит, даже не напрягаясь, — а на европейской солярке еще лучше. Правда, из-за большого алькова чувствуется ветер: в тихую погоду расход 10−12 л, во время встречного бокового ветра — 15 л.

В салоне Fiat — максимальная комплектация Ducato с кондиционером и навигатором.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Что еще рассказать? Показывать надо.

Заходим внутрь автодома — и разве что в тапочки не переобуваемся. Ни дать ни взять однокомнатная квартира в миниатюре: стол, диванчики, шесть спальных мест (в одну двуспальную кровать превращается стол), холодильник, плита, туалет, раковина, душ. По-женски обращаю внимание на свечи и два бокала — романтика! Мужчина присмотрелся бы к газовому бойлеру, двум солнечным панелям по 100 Вт, стабилизатору напряжения и инвертору:

— Если мы на природе, а супруге нужно пропылесосить или высушить волосы феном, проблем никаких.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

С обслуживанием автодома нет никаких проблем: новые кемперы Fiat и Ford могут даже попасть на официальный сервис.

— Правда, я как-то приехал поменять ремень ГРМ — так с меня постфактум лишних 500 тыс. рублей взяли за то, что механику было неудобно работать. Мне ж не жалко, просто предупреждайте об этом сразу! — горячится Владимир. — В принципе, чем у официальных обслуживаться, лучше пользоваться караванерской взаимовыручкой — или быть самому по себе. Ты же хозяин, должен знать, где что в машине подкрутить. Хватает водителей, которые садятся в автодом, едут, а потом: «Ой, что-то отвалилось», — и чуть ли не плачут у кемпера.

В 2010 году новенький Carado A 464 на базе Fiat Ducato был куплен родственниками Владимира в Германии немногим более чем за 39 тыс. евро с растаможкой. Как оказалось, вовремя: вскоре из-за растаможки цена таких автодомов подскочила до 55 тыс. евро — а это уже практически стоимость квартиры в Минске. Владимир стал хозяином Carado около двух лет назад:

— В России можно было найти автодом подешевле, особенно б/у. Но с их дорогами мебель приходится перетягивать: саморезы выскакивают.

Сравнивая сегодня кемпер и прицеп, Владимир говорит, что автодом стоит своих денег (к тому же не все прицепы одинаково дешевые: есть те, что стоят по 20−30 тыс. евро).

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Дом на колесах мобильнее. Допустим, я веду машину, жена с дочкой «дома». Захотел перекусить? Останавливаться не надо: просто попросил супругу открыть холодильник.

Автомобиль с прицепом имеет право передвигаться по белорусским дорогам со скоростью 70 км/ч, но на кемпере можно спокойно ехать 90 км/ч.

— Это не машина, это дом. Я в нем живу, — резюмирует Владимир. — Друг однажды мне говорит: «Что твой автодом? Я в отель заселился с комфортом, хочу погладить брюки — зову горничную». — «А я супругу попросил, она со шкафа утюг достала и штаны погладила. А ты пока горничную дозовешься…»

«Такой молодой, а на автодоме!»

— У водителей автодомов есть золотое правило: встретил «коллегу», подними руку и поздоровайся. Если ты с прицепом, хочешь — здоровайся, хочешь — нет. Но если за рулем кемпера, это обязательно.

— Случались ли на дороге стрессовые ситуации?

— Конечно, это же вождение. Есть у нас водители, которые со второстепенной выскакивают с такой прытью… Слава богу, реакции хватает, тормозить умею. Было дело, только купили «дом», проехали Германию, Польшу — а в Бресте нам один чудик чуть машину не «обновил»: в шесть утра так несся по дороге на красный, что еле разъехались.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Полоска на маркизе — след от близкого «знакомства» с фурой на границе: очень уж некрасиво стал дальнобойщик. К водителям легковушек тоже бывают вопросы:

— У меня стоит камера, так что я вижу, как дела «на хвосте». Бывают водители, которые прилипнут сзади — а кемпер ведь широкий, их за мной не видно. Один раз притормозить достаточно — сразу обгоняют.

Оказывается, быть водителем кемпера за границей проще, чем в пределах синеокой:

— В Европе дом на колесах — это повседневность, а у нас — эксклюзив. Там, если по автобану едешь, руку можно вообще не опускать — автодома друг за другом идут. Например, немцы на пенсии очень любят покупать автодом и путешествовать. Встречаешь довольных дедушек и бабушек, здороваешься с ними — а они в ответ: «Такой молодой, а на автодоме!».

До Италии — на кемпере

Владимир трудится директором компании в сфере оптовой торговли — но как только появляется возможность, старается куда-то выезжать. За два года он успел поездить по Италии, Германии, Австрии, Польше и странах Балтии.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— В двух словах мои путешествия не опишешь, но, кажется, больше всего меня впечатлил переезд через Альпы. Горы — это такая красота! К морю я отношусь спокойнее, оно для супруги.

«Вандровак» было бы больше — но сразу после покупки автодома у четы Леончуков родилась дочь. В свое первое автопутешествие малышка отправилась уже в два месяца: конечно, не в Италию, а в Дудутки. В этом году в семье снова ожидается пополнение — так что поездка по Скандинавии перенеслась на следующее лето.

О европейских кемпингах Владимир говорит с удовольствием:

— В Германии на стоянках водитель кемпера может слить грязную воду, залить чистую и даже газовый баллон поменять. Там есть туалет, душ, электричество и даже wi-fi.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Кемпинги, как и гостиницы, оцениваются количеством звезд: чем их больше, тем стоянка лучше. Хорошие европейские кемпинги в высокий сезон нужно бронировать заранее, иначе мест может не оказаться. Пример «люксовой» ночевки для дома на колесах — четырехзвездный Camping Marina di Venezia на венецианской косе.

— Очень аккуратный кемпинг на несколько тысяч мест, где даже песочек грабельками пройден. Автодома стоят под соснами, в тени. Рядом пляж. Внутри кемпинга есть рестораны, магазин и даже аквапарк с аниматорами. Цена зависит от сезона — но, например, в сентябре за ночевку для двух взрослых, ребенка и автомобиль нужно заплатить около 28 евро.

Караванинг по-белорусски

В Беларуси вроде бы понемногу начали развивать автотуризм — по крайней мере, на некоторых заправках в доме на колесах уже можно заменить воду. Может, и кемпингов стало больше?

— Все хотят развивать кемпинг за чей-нибудь счет. На словах: «Мы вам поможем», — а как доходит до дела: «Вы сами как-нибудь». Что нужно для кемпинга в первую очередь? Хорошее место. Например, если бы вы решили открыть стоянку у Минска, хорошо было бы сделать это у Минского моря. Но кто там землю даст? Правильно, никто. Первый белорусский кемпинг на Селяве открылся в прошлом году — и сегодня уже продается.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Хорошо было бы открыть кемпинг у Несвижского замка?

— Вполне. На 10−15 автодомов, больше не надо. Он был бы транзитным: люди остановились, два-три дня погуляли и уехали. Что в Несвиже дольше смотреть? Но комфорт должен быть обязательно, поверьте, он совсем незатратный: выровнять площадку, огородить, засадить травой, провести воду и свет.

И все-таки Владимир не уверен, что платные «цивилизованные» кемпинги прижились бы в Беларуси.

— Если я знаю, что на площадке все, как положено: душ, туалет, игровая площадка для ребенка, — то заплачу безо всяких вопросов. Но таких, как я, среди белорусских автотуристов процентов 30%. Большинству кажется: он купил прицеп за 5 тыс. евро — значит, молодец. И если при этом он 10 долларов за кемпинг заплатит, то его там должны холить и лелеять, чуть ли не кофе в постель нести. Но ведь европейские кемпинги стоят по 30 евро — и это нормально. А сколько пришлось бы заплатить за гостиницу?

Автотуризм за пределами Беларуси — затратное хобби. До Италии и обратно — 6 тыс. км. Посчитаете, сколько придется выложить за одну только солярку.

— В путешествиях самое главное — это желание. Найти причину, почему что-то не получается, может каждый, а «заболеть», увлечься чем-то… У человека должно быть желание отдыхать и путешествовать — но без денег, конечно, никуда.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

P. S. Мы уже попрощались с Владимиром и разъехались по своим делам, как вдруг — звонок: «Вы спрашивали, какое максимальное количество времени я провел в доме на колесах — так вот, я и забыл, что мы с женой в нем три месяца жили, пока квартиру ремонтировали».

-10%
-25%
-10%
-90%
-40%
-5%
-17%
-25%