• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  2. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  3. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  4. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  5. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  6. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  7. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  8. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  9. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  10. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  11. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  12. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  13. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  14. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  15. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  16. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  17. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  18. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  19. Акции солидарности и бойкот футбольных фанатов. Что происходит в Беларуси 28 февраля
  20. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  21. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  22. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  23. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  24. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  25. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  26. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  27. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  28. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  29. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  30. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор


Елена Никитенко,

Год назад в Беларуси собрались развивать караванерское движение и автотуризм, даже открыли первый в стране кемпинг у озера Селява — но воз и ныне там: заграничные автотуристы в очередь не выстроились, а кемпинг выставили на продажу. О радостях и проблемах путешествий в автодоме AUTO.TUT.BY поговорил с Владимиром Леончуком, владельцем Carado A 464 на базе Fiat Ducato.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Это не машина, это дом»

Минчанин Владимир Леончук — один из тех счастливчиков, которые живут на два дома: первый — квартира в одном из районов столицы, второй — «дом на колесах», крыша над головой в любой точке света. Как и абсолютное большинство автотуристов, караванингом Владимир «болеет»: первые симптомы обнаружились во время школьных походов с палатками, следующей стадией стала Acura с прицепом-дачей.

— А потом я купил это счастье.

Счастье оказалось просторным автодомом Carado A 464 на базе одних из самых популярных «колес» для кемперов — Fiat Ducato. Габариты «квартиры» — 7 м 30 см в длину, 2 м 20 см в ширину, 3 м 40 см — высота в холке. Вес — 3495 кг. Как раз чтобы поместиться в категорию «B» (благо в Беларуси не взвешивают груженый автомобиль, а ориентируются на документы). Но перепутать «крошку» с категорией «С» — легче легкого.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Когда только появился BelToll, меня останавливали транспортники — машина ведь большая. Потом научились стоять с биноклями и пробивать номера заранее, — смеется Владимир. — То же самое с ГАИ. Видят автодом, тормозят: «Скорость-то у вас — 95 км/ч!» — «Знаю». И документы протягиваю. «А, вам 5 кг не хватает. Все, счастливо». На границе не без вопросов: «Вы почему в легковую очередь стали?» — «Легковые мы!» — «Да не может быть!». Кажется, что у владельцев кемперов только для формы интересуются наличием сигарет и спиртного — а узнать хотят, сколько дом на колесах стоит и можно ли его изнутри рассмотреть. Не проверка, а любопытство.

Внутри Fiat Ducato с 6-ступенчатой «механикой» ворчит 2,3-литровый дизельный двигатель MultiJet мощностью 130 л. с.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— По дорогам 100−120 км/ч бежит, даже не напрягаясь, — а на европейской солярке еще лучше. Правда, из-за большого алькова чувствуется ветер: в тихую погоду расход 10−12 л, во время встречного бокового ветра — 15 л.

В салоне Fiat — максимальная комплектация Ducato с кондиционером и навигатором.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Что еще рассказать? Показывать надо.

Заходим внутрь автодома — и разве что в тапочки не переобуваемся. Ни дать ни взять однокомнатная квартира в миниатюре: стол, диванчики, шесть спальных мест (в одну двуспальную кровать превращается стол), холодильник, плита, туалет, раковина, душ. По-женски обращаю внимание на свечи и два бокала — романтика! Мужчина присмотрелся бы к газовому бойлеру, двум солнечным панелям по 100 Вт, стабилизатору напряжения и инвертору:

— Если мы на природе, а супруге нужно пропылесосить или высушить волосы феном, проблем никаких.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

С обслуживанием автодома нет никаких проблем: новые кемперы Fiat и Ford могут даже попасть на официальный сервис.

— Правда, я как-то приехал поменять ремень ГРМ — так с меня постфактум лишних 500 тыс. рублей взяли за то, что механику было неудобно работать. Мне ж не жалко, просто предупреждайте об этом сразу! — горячится Владимир. — В принципе, чем у официальных обслуживаться, лучше пользоваться караванерской взаимовыручкой — или быть самому по себе. Ты же хозяин, должен знать, где что в машине подкрутить. Хватает водителей, которые садятся в автодом, едут, а потом: «Ой, что-то отвалилось», — и чуть ли не плачут у кемпера.

В 2010 году новенький Carado A 464 на базе Fiat Ducato был куплен родственниками Владимира в Германии немногим более чем за 39 тыс. евро с растаможкой. Как оказалось, вовремя: вскоре из-за растаможки цена таких автодомов подскочила до 55 тыс. евро — а это уже практически стоимость квартиры в Минске. Владимир стал хозяином Carado около двух лет назад:

— В России можно было найти автодом подешевле, особенно б/у. Но с их дорогами мебель приходится перетягивать: саморезы выскакивают.

Сравнивая сегодня кемпер и прицеп, Владимир говорит, что автодом стоит своих денег (к тому же не все прицепы одинаково дешевые: есть те, что стоят по 20−30 тыс. евро).

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Дом на колесах мобильнее. Допустим, я веду машину, жена с дочкой «дома». Захотел перекусить? Останавливаться не надо: просто попросил супругу открыть холодильник.

Автомобиль с прицепом имеет право передвигаться по белорусским дорогам со скоростью 70 км/ч, но на кемпере можно спокойно ехать 90 км/ч.

— Это не машина, это дом. Я в нем живу, — резюмирует Владимир. — Друг однажды мне говорит: «Что твой автодом? Я в отель заселился с комфортом, хочу погладить брюки — зову горничную». — «А я супругу попросил, она со шкафа утюг достала и штаны погладила. А ты пока горничную дозовешься…»

«Такой молодой, а на автодоме!»

— У водителей автодомов есть золотое правило: встретил «коллегу», подними руку и поздоровайся. Если ты с прицепом, хочешь — здоровайся, хочешь — нет. Но если за рулем кемпера, это обязательно.

— Случались ли на дороге стрессовые ситуации?

— Конечно, это же вождение. Есть у нас водители, которые со второстепенной выскакивают с такой прытью… Слава богу, реакции хватает, тормозить умею. Было дело, только купили «дом», проехали Германию, Польшу — а в Бресте нам один чудик чуть машину не «обновил»: в шесть утра так несся по дороге на красный, что еле разъехались.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Полоска на маркизе — след от близкого «знакомства» с фурой на границе: очень уж некрасиво стал дальнобойщик. К водителям легковушек тоже бывают вопросы:

— У меня стоит камера, так что я вижу, как дела «на хвосте». Бывают водители, которые прилипнут сзади — а кемпер ведь широкий, их за мной не видно. Один раз притормозить достаточно — сразу обгоняют.

Оказывается, быть водителем кемпера за границей проще, чем в пределах синеокой:

— В Европе дом на колесах — это повседневность, а у нас — эксклюзив. Там, если по автобану едешь, руку можно вообще не опускать — автодома друг за другом идут. Например, немцы на пенсии очень любят покупать автодом и путешествовать. Встречаешь довольных дедушек и бабушек, здороваешься с ними — а они в ответ: «Такой молодой, а на автодоме!».

До Италии — на кемпере

Владимир трудится директором компании в сфере оптовой торговли — но как только появляется возможность, старается куда-то выезжать. За два года он успел поездить по Италии, Германии, Австрии, Польше и странах Балтии.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— В двух словах мои путешествия не опишешь, но, кажется, больше всего меня впечатлил переезд через Альпы. Горы — это такая красота! К морю я отношусь спокойнее, оно для супруги.

«Вандровак» было бы больше — но сразу после покупки автодома у четы Леончуков родилась дочь. В свое первое автопутешествие малышка отправилась уже в два месяца: конечно, не в Италию, а в Дудутки. В этом году в семье снова ожидается пополнение — так что поездка по Скандинавии перенеслась на следующее лето.

О европейских кемпингах Владимир говорит с удовольствием:

— В Германии на стоянках водитель кемпера может слить грязную воду, залить чистую и даже газовый баллон поменять. Там есть туалет, душ, электричество и даже wi-fi.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Кемпинги, как и гостиницы, оцениваются количеством звезд: чем их больше, тем стоянка лучше. Хорошие европейские кемпинги в высокий сезон нужно бронировать заранее, иначе мест может не оказаться. Пример «люксовой» ночевки для дома на колесах — четырехзвездный Camping Marina di Venezia на венецианской косе.

— Очень аккуратный кемпинг на несколько тысяч мест, где даже песочек грабельками пройден. Автодома стоят под соснами, в тени. Рядом пляж. Внутри кемпинга есть рестораны, магазин и даже аквапарк с аниматорами. Цена зависит от сезона — но, например, в сентябре за ночевку для двух взрослых, ребенка и автомобиль нужно заплатить около 28 евро.

Караванинг по-белорусски

В Беларуси вроде бы понемногу начали развивать автотуризм — по крайней мере, на некоторых заправках в доме на колесах уже можно заменить воду. Может, и кемпингов стало больше?

— Все хотят развивать кемпинг за чей-нибудь счет. На словах: «Мы вам поможем», — а как доходит до дела: «Вы сами как-нибудь». Что нужно для кемпинга в первую очередь? Хорошее место. Например, если бы вы решили открыть стоянку у Минска, хорошо было бы сделать это у Минского моря. Но кто там землю даст? Правильно, никто. Первый белорусский кемпинг на Селяве открылся в прошлом году — и сегодня уже продается.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Хорошо было бы открыть кемпинг у Несвижского замка?

— Вполне. На 10−15 автодомов, больше не надо. Он был бы транзитным: люди остановились, два-три дня погуляли и уехали. Что в Несвиже дольше смотреть? Но комфорт должен быть обязательно, поверьте, он совсем незатратный: выровнять площадку, огородить, засадить травой, провести воду и свет.

И все-таки Владимир не уверен, что платные «цивилизованные» кемпинги прижились бы в Беларуси.

— Если я знаю, что на площадке все, как положено: душ, туалет, игровая площадка для ребенка, — то заплачу безо всяких вопросов. Но таких, как я, среди белорусских автотуристов процентов 30%. Большинству кажется: он купил прицеп за 5 тыс. евро — значит, молодец. И если при этом он 10 долларов за кемпинг заплатит, то его там должны холить и лелеять, чуть ли не кофе в постель нести. Но ведь европейские кемпинги стоят по 30 евро — и это нормально. А сколько пришлось бы заплатить за гостиницу?

Автотуризм за пределами Беларуси — затратное хобби. До Италии и обратно — 6 тыс. км. Посчитаете, сколько придется выложить за одну только солярку.

— В путешествиях самое главное — это желание. Найти причину, почему что-то не получается, может каждый, а «заболеть», увлечься чем-то… У человека должно быть желание отдыхать и путешествовать — но без денег, конечно, никуда.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

P. S. Мы уже попрощались с Владимиром и разъехались по своим делам, как вдруг — звонок: «Вы спрашивали, какое максимальное количество времени я провел в доме на колесах — так вот, я и забыл, что мы с женой в нем три месяца жили, пока квартиру ремонтировали».

-5%
-10%
-20%
-49%
-10%
-12%
-20%
-16%
-5%
-35%
0072142