177 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  2. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  3. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  4. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  5. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  6. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  7. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  8. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  9. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  10. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  11. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  12. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  13. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  14. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  15. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  16. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  17. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  18. Какая боль в шее особенно опасна и что при этом делать нельзя
  19. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  20. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  21. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  22. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  23. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  24. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  25. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  26. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  27. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  28. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  29. ГПК: сбор за выезд за границу на машине надо будет оплачивать с 1 июня
  30. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе


Елена Никитенко, фото Вадим Замировский,

Можно ли создать в Минске службу такси, где все автомобили будут одинаковыми, будут работать на метане, а все водители — носить костюмы? Новое такси столицы «Пятница» по таким правилам играет уже год. С одним из учредителей «Пятницы», Анатолием Музыченко, мы поговорили о темных сторонах VW Passat, прелестях работы на метане и шансах Uber покорить белорусский рынок.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

«Если бы мы ездили на бензине, то, наверное, закрылись бы»

В последний раз, когда я воспользовался не своей службой такси, ко мне приехал водитель в шлепках, шортах и майке. Машина старенькая, но Mercedes. Сажусь. Никакого «здрасте», сразу: «Куда едем?» ─ «Уручье». ─ «О, замечательно, мне тоже туда надо». И начинает рассказывать мне, зачем ему туда надо. Честно, мне как пассажиру все равно, мне просто в Уручье — и все. У таксиста было три телефона, пока ехали, он использовал все. Позвонил жене: «О, мне фартануло, еду в Уручье». Еще кому-то позвонил ─ и так всю дорогу. Ну какой это сервис? Это человек выехал побомбить, ─ разводит руками Музыченко.

Анатолий ─ один из учредителей службы такси «Пятница». Начинал с бизнеса по перевозкам грузов: несколько лет назад компания Музыченко первой в стране начала доставлять товары из интернет-магазинов в Минске в другие города Беларуси. Чуть больше года назад ребята решили «расшириться» ─ и задумали службу такси, которая отличается от прочих. Не реклама, а факт: «Пятница» — первая в Минске служба такси с советских времен, которая обзавелась собственным автопарком. У них 40 черных Volkswagen Passat B6 и B7, каждой машине не больше четырех лет. А ведь на месте «народного» Passat могла быть Toyota Prius второго поколения, популярный в Европе среднеразмерный гибрид.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Автомобиль c электромотором, это было бы экономно. И по цене доступный. Но когда я сел в Toyota Prius, понял: «Это не уровень». Внутри машина очень простая и тесная. К тому же, нам подсказали, что, хоть мы и сэкономим на топливе, зато потратимся на ремонт: только замена батареи стоит несколько тысяч долларов!

Когда учредители обратили внимание на газовый вариант Volkswagen Passat, поняли — вот оно. Версия EcoFuel CNG с турбодвигателем 1.4 TSI на 150 лошадиных сил и с 7-ступенчатой роботизированной коробкой DSG с «сухими» сцеплениями.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Конечно, не Mercedes-Benz, но все-таки! ─ шутит Анатолий. ─ Газовое оборудование, кондиционер, универсал ─ все классно. 40−50 машин в течение года привезти — не проблема! Кожаный салон, коробка-автомат, двойной круиз-контроль, детские сиденья, сетка для собак… В такой комплектации машины производились для службы такси в Швеции.

Славный своей вместительностью Passat универсал отлично справляется с ролью «таксомотора» — в крайнем случае, можно сложить задние сиденья.

Водители рассказывали, что несколько раз клиенты вызывали их даже для переездов с квартиры на квартиру. Наверное, все-таки не крупные были переезды, без фортепиано.

─ Насколько выгодным получилось такси на метане?

Думаю, если бы мы ездили на бензине, то, наверное, закрылись бы, ─ просто отвечает Анатолий. ─ В Минске очень низкие тарифы. Конечно, в нашей ситуации кататься на такси — это все равно дорого, но по-хорошему тарифы должны быть выше. Когда мы запускались, стоимость километра равнялась 60 центам, теперь это 45 центов.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Средний расход газа у Volkswagen Passat составляет примерно 6 кубометров на 100 километров. Объем баллона — 26 кубометров. Чтобы заправить его, нужно всего-то 130 000 руб. ─ и за эти деньги можно проехать больше 400 километров. Заправок немного, но они есть по всей стране ─ в Бресте, Ивацевичах, Орше, Могилеве… Автомобиль на газу не только не облегчает кошелек, но и не ложится тяжким грузом на вашу совесть: экологично же!

Интересуюсь, о каких «темных сторонах» Volkswagen Passat таксисты узнали за год эксплуатации.

В В6 есть нюанс — слабая, нежная коробка. Если характер езды у вас агрессивный: газ — тормоз, газ — тормоз ─ коробка ломается. Так что это у нас «индикатор хорошего таксиста»: садится за руль грамотный водитель, Volkswagen Passat работает, как часы. Приходит новенький — через неделю коробка отправляется на ремонт. Еще одно уязвимое место — топливная система: из-за того, что машина преимущественно ездит на газу, засоряются форсунки

Автомобили из парка «Пятницы» могут похвастаться собственными СТО и мойкой, где их чистят, моют и осматривают ежедневно.

— Нам и сейчас поступают предложения: «Ребята, у меня точно такая же машина, черный Passat на газу, кожаный, все как надо. Возьмите меня под свой флаг, я буду отдавать абонентскую плату». Нам это было бы выгодно, ведь в этом случае денег в машину мы бы не вкладывали: не тратились на ремонт, не платили зарплату водителю. Но при таком раскладе теряется вся концепция «Пятницы». Нет возможности контролировать, мыл водители машину сегодня или нет. Гремит авто или нет? Пьяный такист или нет? Мы ничего не знаем. Если мы возьмем хотя бы пару таких машин, а их водители облажаются, вся репутация — коту под хвост.

«Ищем тех, кто не заражен «уксусней»

Еще одно отличие «Пятницы» — заявленный высокий уровень сервиса. В салоне каждого автомобиля есть бесплатный wi-fi и терминал для расчета картой. Водители должны быть безукоризненно вежливы и обязаны соблюдать дресс-код, так что даже тридцатиградусная жара — это повод снять пиджак, но не надеть шорты.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Им не жарко, в машине кондиционер, — успокаивает меня Анатолий.

Водитель приходит на работу, переодевается, начальник смены оценивает его внешний вид (и душевное состояние), выдает ключи от автомобиля, терминал для пластиковых карточек и мелочь на сдачу. Затем проверяет, убрана ли машина, нет ли на ней царапин и сколов. Если все в порядке — у водителя начинается рабочий день.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

— Мы позиционируем себя как качественное такси, а это значит, что наши клиенты придираются ко всему, даже к костюму водителя. Был случай, когда нам написали: «О, „Пятница“ скатилась, начинали так хорошо — а теперь водитель в оранжевом свитере!» А он просто испачкал рубашку, когда обедал. Теперь в таких ситуациях отправляем водителей домой, переодеваться. Или, например, не так давно по пятницам и субботам в салоне авто появилась вода для клиентов, ее предоставляет наш партнер, караоке-клуб. Мы ввели воду по собственному желанию и никому ничего не обещали. Теперь, если пассажир не обнаруживает бутылки воды в салоне, пишет отзыв: «Сегодня ехал, воды не было, что за фигня?» К хорошему быстро привыкаешь.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Среди необязательных бонусов, которые можно обнаружить в салоне «Пятницы» — зарядки для телефона и кабель, чтобы слушать музыку из памяти смартфона или из интернета: благо, в такси он безлимитный.

Но можно ли добиться от таксиста вежливости английской королевы? В «Пятнице» считают, что шансов больше у тех кандидатов, которые имеют солидный опыт вождения — но не работы в такси.

— В вакансии, которую мы разместили, написано: мы ищем тех, кто «не заражен «уксусней». Среди таксистов есть ребята, которые привыкли вести себя дико. Например, еще до «Пятницы» однажды вечером я вызвал своей девушке такси. Пока ехали, водитель завел: «Скажи, малышка, свой номер телефона. Давай я с тебя денег брать не буду, оставь только свой номерок». Мне как парню хочется, чтобы в такси моя девушка спокойно доехала до дома, без всяких приключений. И девушке хочется того же. В «Пятнице» водитель в принципе не имеет права первым заговорить с клиентом. Даже радио без разрешения пассажира включить нельзя.

Вспоминаю о том, что самый лучший способ защитить даму от флирта таксиста — это посадить за руль такси женщину, и интересуюсь:

— Не думали ли вы о том, чтобы пригласить в службу такси женщин-водителей?

— Думали и очень хотели бы попробовать, но пока не знаем, как к этому отнесется публика. Сам я считаю, что многие девушки водят лучше мужчин. Особенно тех, которые едут 60 км/ч в третьей полосе на кольцевой.

Служба такси «Пятница», которая берет не дешевизной, но сервисом, находит своих поклонников среди самых разных людей.

— Однажды наше такси вызвал Мясникович. Не для себя, для своих друзей. Говорил: «Пятница», я о вас слышал, молодцы".

— А написать об этом можно?

— Если нам за это ничего не сделают, то можно.

Почему UBER не придет в Беларусь

— Про Uber спрашивать будете? — интересуется Анатолий.

— Будем, конечно!

— Если бы мы были в России, я бы насчет Uber переживал. Но мы живем в Беларуси. Это уникальный рынок, крайне забюрократизированный. Первое, с чем столкнется Uber — это наши таксометры. У Uber все работает через их софт, программу, которую можно загрузить к себе на планшет и работать. Это и будет таксометр. В Беларуси такой вариант не сработает, таксометры здесь лет десять-пятнадцать выпускаются без изменений. Как вы считаете, за 20 лет мир изменился? Мне кажется, кардинально. Не имея доступа к таксометру, Uber никак не сможет контролировать водителя.

Мы бы с радостью привязали бы свою программу учета данных к таксометру, чтобы данные оттуда поступали сразу к нам в систему. Но это невозможно. Так что в конце смены приходится собирать все чеки и сумму вручную в компьютер. Это же маразм! Обещают, что к Новому году в Беларуси должен появится новый таксометр. Тогда, может быть, и у Uber будут какие-то шансы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Но, кроме того, есть еще белорусское законодательство. Каждому, кто решит подработать таксистом, придется открыть ИП. Купить таксометр (а это 500 долларов). Страховка, лицензия, кассовый аппарат, терминал… Один терминал стоит 800−900 долларов.

«Стараюсь не нарушать правила, но…»

Но хватит о такси — давайте об Анатолии. Обыкновенно он ездит на Audi A7 и называет себя водителем под настроение.

— Я больше энергичный водитель, чем спокойный. Стараюсь не нарушать правила, но…

— То есть таксистом сами работать не смогли бы?

— Если нужно, то я буду очень аккуратно везти пассажира. Когда еду один, нравится немножко погонять. В ближайшее время я планирую сам поработать водителем в «Пятнице», чтобы почувствовать все изнутри, пообщаться с клиентами. Естественно, пассажирам я ничего не буду о себе рассказывать. Белую рубашечку надену: «Здравствуйте, вам куда? Поехали!»

Анатолий считает, что белорусские водители очень спокойные: поняли жизнь, никуда не спешат.

— В большинстве случаев это и тебя заставляет двигаться спокойно. Но если ты торопишься, то раздражаешься: представьте, три или четыре полосы, все машины едут с одной скоростью, и обогнать нельзя ни слева, ни справа. Хорошо, что сейчас увеличили скорость на кольцевой. Люди начали понимать: левая полоса должна ехать быстрее, чем все остальные. Как ездят в Германии? Опередил, перестроился, опередил, перестроился. И запрещено опережать справа. То же и в Швеции: у них, если справа машину объедешь, водитель дорожную службу вызовет — на следующем перекрестке тебя остановят. Все очень правильно! Жить невозможно. Но зато у них водители друг друга уважают. Никто никого не подрезает.

Напоследок интересуюсь, не опасается ли Анатолий, что прочие службы такси очень скоро усвоят и внедрят у себя те стандарты, что сегодня есть у «Пятницы»: wi-fi, оплата карточкой, водители в униформе… Ведь с бизнесом по перевозке грузов так и вышло: то, что когда-то было исключением, буквально через пару лет стало мейнстримом.

— Я хотел бы, чтобы все службы стали чем-то похожи на «Пятницу». Мне было бы приятно за сферу такси. «Пятница» немножко расшевелила это болото: вслед за нами многие службы начали внедрять оплату по карточкам, возить в авто детские сиденья и сетки для животных. Если то, чем сегодня отличается «Пятница», переймут конкуренты, мы придумаем что-то новое, потому что конкуренция — двигатель прогресса.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

-10%
-10%
-20%
-5%
-25%
-41%