• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  2. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  3. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  4. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  5. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  6. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  7. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  8. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  9. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  10. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  11. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  12. Госдолг Беларуси за месяц вырос на 1,9 млрд рублей, занять на внешних рынках удалось мизер
  13. Белорус опубликовал информацию обо всех известных захоронениях соотечественников в Чехии и Словакии
  14. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  15. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  16. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  17. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  18. Можно ли носить одежду БЧБ, новый глава НОК и «водометный» суд. Что происходит в Беларуси 26 февраля
  19. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  20. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  21. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  22. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  23. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  24. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  25. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  26. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  27. Верховный суд отменил летнее решение о сутках. Районный суд рассмотрел дело заново и опять назначил арест
  28. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  29. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  30. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился


Елена Никитенко, /

Повар из французского ресторана, который мечтает готовить хот-доги на складном гриле, вмонтированном в заниженное авто, – эта история прямо-таки просится на экраны, но происходит здесь, в Минске. Представим действующих лиц: повара зовут Юрий Келько, заниженное авто – это ВАЗ-2101, а сам проект называется Low Kitchen ("Низкая кухня").

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Действие первое. "Жигули" как последний писк моды

Подходим к стоянке у Дворца спорта, где мы договорились встретиться с хозяином приметной "копейки", - и понимаем, что интервью началось без нас: мальчишки лет 13-15 решили выяснить все нюансы превращения "жигулей" в "лоу-райдер".

- И часто такое внимание на парковке?

- Да постоянно, - пожимает плечами Юра.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Мы садимся в авто с граффити Low Kitchen и едем в Серебрянку, чтобы увидеть низкую кухню во всей красе: с грилем, полным дымящихся углей. Можно было бы поехать и на Минское море – но кто сказал, что "стенсу" все дороги по плечу? Наша поездка по городским улицам превращается в маленькое шоу: "лоу-райдер" 1972 года выпуска не провожают взглядами разве что влюбленные парочки, даже регулировщик на перекрестке, кажется, нам улыбнулся. Хотя дело не только в эффектном виде "жигулей": чувствовать себя суперзвездами, привлекающими внимание толпы, нам помогал громкий скрежет провисшей защиты - болты крепления слизал асфальт.

Припарковавшись у воды, Юрий открывает багажник, оттуда выдвигает гриль - и начинается кулинарное таинство. Пока разгораются угли, расспрашиваем повара об автомобиле.

- Первой машиной, которую я занижал, были красные "жигули" в стиле Resto. Но потом я их продал, а ехать с чем-то на "Грабли" (ежегодный "стенс"-фестиваль под Минском. - Прим. ред.) было нужно. Тогда я "взял на постоянное пользование" тележку из гипермаркета, приехал к другу на СТО - и при помощи нехитрых манипуляций мы ее занизили.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Тележка на фестивале всем понравилась - но нужна была машина. Юра больше года искал "жигули" в хорошем состоянии: "чтобы как можно меньше колхоза, а лучше – вообще без него". И нашел - первосерийный ВАЗ-2101 1972 года выпуска - то есть второго года производства. Продавал его дедушка из Речицы.

- Машина мне встала дорого - 1500 долларов, реальная цена для такого автомобиля. Кто-то скажет: "О, это космические деньги, я бы лучше иномарку купил!". Так я же никого не заставляю, покупайте иномарки.

Пробег "копейки" - 92 000 км, сущий пустяк для автомобиля, справившего 43-й день рождения. В "жигулях" все было родное – не только двигатель (1,2 л), но даже круглое первосерийное зеркало. Заменить понадобилось фонари: комплект из 4 штук стоил 40 000 рублей. В салоне были советские матерчатые чехлы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Когда мы их сняли, то просто офигели: там оказались девственно нетронутые сиденья - ни царапин, ни потертостей. Я был очень счастлив. За это и заплатил.

Последний раз дедушка выгонял машину из гаража 15 лет назад – так что даже хромированные колпаки успели пожелтеть.

- Завелась "копейка", конечно, не с полтычка, пришлось немного продавить газ, подсосом поработать. Прогрелась, мы с другом мотор послушали – ничего страшного. 320 км до Минска доехали без сучка без задоринки.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Видел бы дедушка сейчас свои "жигули"!

- Да… Выдумывают ребята ерунду всякую, как говорят мои родители. Хотя они уже понимают, что к чему, все-таки это второй мой "лоу-райдер". Стресс был, когда я повез их в деревню - 70 км по трассе. Мама говорит: "Юра, мне надо таблетки от укачивания!". А потом привыкла, уже не замечает, что трясет. Так и я не замечаю!

Первой в ВАЗ-2101 изменилась крыша - теперь это ragtop, универсальный люк.

- Тот, что у меня, - от Renault Twingo, установили в гараже за две ночи.

Потом машину стали занижать: меняли подвеску, ставили японские амортизаторы с укороченным штоком, укорачивали пружины – жесткие, от "Нивы". В общем, стандартный набор для "стенса" "жигулей". Рычаги оставили родные: зачем переплачивать? Оказалось, они просто неубиваемые: пережили столько приключений на дороге, но только поцарапались и немного погнулись. Зато "штаны" - это фактически расходник, менять приходится раз в месяц. Хорошо, что стоят 138 000 рублей.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

К слову, автомобиль занизить "как надо" с первого раза не получилось.

- Выезжаю на улицу: и что это такое, даже лежачих полицейских не цепляю. Нет, так не пойдет! Отправился на "Грабли", посмотрел: я, короче, вообще на джипе приехал. Стыдно было из машины выходить. Так что, когда вернул авто другу в гараж, занизили по максимуму. Сейчас расстояние от дороги до рычага передней подвески - 2 см. Ниже - только если кастомную подвеску делать.

Как водится, "копейка" не только low, но и slow: по городу 50 км/ч, на трассе – 80 км/ч, 90 км/ч - во время обгона.

Действие второе. Откройте багажник!

Когда машину занизили, потребовались радикальные меры: обыкновенный "лоу-райдер" казался уже пройденным этапом. И тогда Юрий наткнулся в интернете на фотографию "стационарной" "копейки", в капот которой был вварен мангал.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- И меня осенило: вот что мне нужно! Кухню в машине! Я ведь повар, и готовка – значительная часть моей жизни. Гриль в багажнике делали велокастомайзеры, Park Road. Когда я рассказал им о своей идее, они были в шоке: "Ты реально это задумал?" - "Ну да". Через месяц позвонили: "Приезжай забирать".

Теперь по бокам багажника установлены салазки, где закреплен гриль из нержавейки. Разложить его можно за несколько минут – что и продемонстрировал Юрий. Специальный короб защищает бензобак от высокой температуры и искр, а мангал – от паров бензина. Ради этого же на лючок бензобака крепится магнитная накладка, с эмблемой Low Kitchen.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Не знаю, работает ли она на практике - но в теории должна. Такой автомобиль на ходу - единственный в своем роде, на просторах СНГ точно. Та "копейка", что я видел в интернете, не считается, она не ездит.

"Лоу-райдер" с грилем в багажнике - это "рабочая лошадка" Юрия. Ездить на заниженном авто для него - своего рода кайф.

- Да, это сложно. Но "стенсом" нужно болеть. Я не могу объяснить людям, как я езжу, просто мне это нравится.

За рулем низкой "копейки" Юрий уже ездил на "Фестиваль неправильных автомобилей" в Нижний Новгород - а это ни много ни мало 2600 км.

- Дорога, конечно… Несколько раз мы подлетали: отрывались от земли, днищем бились об асфальт, головами о потолок. Было страшно. Но добрались нормально, только на подъезде к Новгороду была ситуация. Вот уже знак "Новгород", мы радостные: "Все круто!". И тут я понимаю, что жму газ, а машина не едет, катится. "Ребята, у меня не едет машина!" - "Да у тебя масло вытекает". И вправду, за "копейкой" шлейф. Как, что, неужели поддон пробили? Вы же знаете, это самое страшное – до свиданья, короче. Варить или ставить новый - все равно попадаешь на деньги и время. Дотолкали до двора. Я думаю: "Чего бензином воняет?" Да не масло это! Подняли капот: шланжик от бензонасоса оторвался, бензин вытекает. Мы шланг обратно, прогазовали - брум-брум - и поехали. И все, ровненько.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Техосмотр Юрий проходил на стоковом автомобиле. Проблемы были только с люком - "но все мы взрослые люди, понимаем, что это решается". Интересуюсь реакцией гаишников на "лоу-райдер" с грилем.

- Останавливают без особого интереса. "А че такая низкая?" - "Ну, так типа круто". - "Ясно, счастливого пути!" Никаких расспросов. В России иначе: остановил, попросил открыть багажник, смотрит туда - и не понимает: "А что это?" - "Гриль". - "Как гриль?" - "Достаете и жарите, что хотите". В затылке почесал: "Ладно, ничего запрещенного не везете? Вот и хорошо, счастливого пути".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Юра рассказывает, что водители на дороге на "копейку" реагируют хорошо в 90% случаев:

- Машина "улыбает", заставляет поднимать палец вверх, махать, сигналить и спрашивать: "Че такая низкая?". Да, есть те, кто говорит: "Что ты уродуешь автомобиль", - с такими я стараюсь даже не разговаривать. Словами это не объяснишь, да я и не считаю нужным.

- Хотела задать вопрос о лежачих полицейских…

- Нет, не задавайте этот вопрос вообще никому!

Действие третье. Когда рабочие начнут покупать фалафели в фуд-траках

У Юрия есть цель - "с этой машиной делать больше нечего" - ездить по фестивалям и продвигать уличную еду в массы. А лучше - обзавестись стильным низким фуд-траком: грузовиком с полноценной кухней, где готовят и продают еду. Вот только в Минске и фуд-траки, и "копейки" с грилем вне закона:

- Это все очень печально. Для того чтобы готовить в автомобиле, необходимо как минимум разрешение санстанции: а кто его даст? Без него готовить страшно: за несоблюдение санитарных норм выписывают космические штрафы – очень неприятные миллионы для владельцев заведений. Так что фургон в Минске может рассчитывать разве что на стационарное место в парке, чтобы жарить слойки и всю эту ерунду. Ты стоишь в парке, жаришь слойки… Блин, ну что это такое?

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Как думаешь, сколько лет должно пройти, чтобы в Минске рабочий средних лет подошел к фуд-траку и взял фалафель перекусить?

- Лет десять? Честно, я не знаю, кто у нас в стране хочет продвигать уличную еду, узаконивать ее. Да не готовы мы в принципе! Те люди, у которых есть деньги, не хотят с этим связываться: они живут в зоне комфорта, ходят в рестораны или заказывают кейтеринг. И не парятся. Зачем им уличная еда?

Юрий говорит, что ужинать в рестораны не ходит - хоть в одном из них и работает:

- Стараюсь готовить сам или заглядывать в проверенные места, о которых знаю, как и что делается. У нас ведь тоже проблемы с соблюдением саннорм. Люди все злые, поварам платят маленькую зарплату, и оттого они не стараются, готовят абы-как. Если что, как повар, я могу приготовить себе почти все, что есть в минских ресторанах, – если шеф не придумал что-то космическое вроде лягушачьих лапок, панированных в соловьиных язычках.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Как и большинство минчан, Юрий считает, что в столичных ресторанах дорого, особенно если ориентироваться на среднюю зарплату белоруса.

- Наценка в 300-400%, не меньше. За 200% мало кто работает, только какие-то второсортные кафешки и рюмочные. В минских кафе и ресторанах наценка может быть и 500-600%. Потому что деньги, которые платят гости, уходят на аренду, зарплаты, спецодежду, посуду кухонную и зальную, салфетки, чтобы клиенты вытирали ротик… При этом в Беларуси нет культуры еды как таковой: люди приходят, набивают брюхо, пьют и уходят. Купил водки, селедки, и все. В Европе завтраки, обеды и ужины более цивилизованные: отдых, беседы, вино.

Работа в ресторане для Юрия - способ заработать денег для продвижения своей идеи, полноценной уличной еды в автомобиле: от хот-догов до сэндвичей. Главное, чтобы было вкусно.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Наверное, уличная еда в Минске - это не слишком прибыльная сфера. Хотя… Например, в Москве международный ресторанный холдинг Ginza Project, у которого около сотни топовых заведений в Москве, сделал свою сеть фуд-траков. Их закупают в Америке: здоровые, как дом на колесах. И это очень прибыльно. Недавно в Москве был фестиваль фуд-траков - 10 машин и 5000 человек. Никто не остался без денег, и никто не остался голодным. Смели все. Люди ели, причем по нормальному ценнику: хот-дог стоил, как горячее блюдо в ресторане.

И тем не менее, пока в Минске уличная еда появляется разве что на время молодежных фестивалей.

- Да и никому нет дела. Надо бить в тысячи дверей чиновников, чтобы добиться разрешения готовить в автомобиле. Не знаю, кто за это возьмется, да и не уверен, что я за это возьмусь: спокойнее будет уехать в ту страну, где люди понимают, что такое уличное еда и готовы платить за нее. Зато это будет проект из Беларуси. Почему бы и нет?

Тем временем мы доедаем приготовленные на гриле хот-доги – правда, вкусно.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
0072143