Дмитрий Новицкий, фото: Антон Шелкович, Глеб Малофеев,

Дмитрий Новицкий, главный редактор журнала "Большой", проехал на мотоцикле M1NSK TRX 300i 1500 километров - и ему есть о чем написать.



Мотоцикл мне выдали еще осенью: в осенних хлябях я откатал на нем 300 километров, написал один отчет и поставил в гараж. На лето были наполеоновские планы: в проекте "Краіна на колах" мотоцикл должен намотать тысячи километров, помогая нам в съемках самых далеких уголков. Должен - но пока не намотал.



Сейчас на спидометре всего около 1500 километров, потому что кармически это лето для бренда M1NSK не задалось: топ-менеджеры завода задержаны, а "мой" мотоцикл постоянно "сидит" в ремонте. Причем поломки и правда кармические. Поэтому мне просто не повезло с выданным экземпляром: такое бывает.



На фото - мост через Припять, на котором мы в очередной раз разбираем и собираем мотоцикл. В какой-то момент он полюбил "терять сознание": едешь-едешь, потом приборная панель начинает моргать, а через несколько минут все лампочки гаснут, мотор глохнет. Снимаешь бак, шевелишь провода или просто ждешь - через какое-то время байк оживает.



Апофеозом стало возвращение из Полесья в Минск: TRX 300i окончательно заглох и перестал подавать признаки жизни. До Минска оставалось километров пятьдесят…



Вечерний ремонт, плавно превратившийся в ночной, выяснил причину: у "плюса" аккумулятора есть предохранитель, который, видимо, был плохо установлен на заводе, "работал" не всей поверхностью, а частью, перегревался, плавился, в итоге расплавился совсем. Выковыривание предохранителя и запихивание, иначе не назовешь, нового - и мотоцикл полетел как ласточка.



Но отъезжать далеко от фирменного сервиса минская "ласточка" не спешит: постоянно ломается топливный насос. Мотоцикл - первый в Беларуси с системой впрыска топлива! Гордость отечественных мотостроителей, но я бы предпочел карбюратор, ведь с насосом системы впрыска подустал что-то воевать. Первый поменяли на пробеге около 800 километров, второй поставили при пробеге около 1200 километров, сейчас он гудит, вот-вот заклинит: скоро поеду на сервис ставить третий по счету. Заодно попрошу поменять топливный бак: судя по всему, в нем то ли стружка, то ли еще что-то, убивающее насос. Кивать на "китайское" качество не стоит: насос Delphi, это качественный производитель, поэтому причина или в баке, или в карме. Причем во время второй установки бак промывали - но насос все равно загудел. Попрошу сервис поменять бак, может быть, это поможет. Еще раз подчеркиваю: описания подобных поломок в интернете я не нашел, "повезло" так только мне одному. Или есть еще страдальцы? Оставляйте комментарии под статьей.



На этом список поломок заканчивается: на фирменном сервисе один раз сделали полное ТО, отрегулировали клапанный зазор, ездит себе мотоцикл и ездит. Но далеко отъезжать на нем страшновато: пока свежи истории с насосом и предохранителем, поэтому есть психологическая боязнь, что снова будешь ковыряться на трассе в мотоцикле. Надеюсь, до конца лета все "странности" пройдут - и с мотоциклом заживем душа в душу. Ведь сама по себе модель неплохая. Об этом сейчас и расскажу пытливому читателю - что вообще за мотоцикл такой, M1NSK TRX 300i.



На рынке аппарат появился в 2013 году, сразу отправившись в мотопробег до самой границы с Афганистаном. Но в 2013 году только принимали заказы, продавать его начали в 2014-м по заявленной цене 5100 долларов. Понятно, что покупали мало, но тут и кризис, и инфляция - в итоге в долларовом эквиваленте такой мотоцикл сейчас можно купить за 3000 долларов с небольшим. Отличная цена! За эти деньги можно приобрести только "ушатанный" эндуро середины 90-х, который потребует вливаний. А здесь: новый мотоцикл, укомплектованный дугами, кофрами.

Понятно, что мотоцикл не отечественной разработки: белорусы давно уже ничего не придумывают, а собирают китайский продукт. "В оригинале" это Zongshen RX3, просто его оснастили оригинальными шинами, наклейками "M1NSK", так и получился TRX 300i. Инжекторный эндуро для начинающих: примерно под таким слоганом оригинальную модель Zongshen продают в США. Продажи в США говорят о качестве продукта: это один из лучших китайских мотоциклов.



Готов подтвердить: у модели солидный дизайн, крепкая ходовая часть, неплохая эргономика. Придраться можно только к маломощному мотору объемом 250 см3. И вопрос не в максимальной мощности: чтобы ехать, приходится мотор "крутить", двигатель слабоват "на низах". Силовой агрегат был разработан для установки на спортбайк R250, и это заметно: весело "крутится" "вверху", а на малых оборотах вялый, тяги мало. Поэтому статья и называется "сны о чем-то большем": единственное, чего не хватает TRX 300i, - это более мощного мотора. Не обязательно 600 см3, можно и 300-400 см3 воздушного охлаждения, главное, чтобы была тяга "на низах".

Хотя по трассе 120-130 км/ч ехать можно, ну и ладно. С пассажиром и багажом крейсерская скорость снижается до 100-110 км/ч, поэтому мотоцикл этот ни в коем случае не туристический эндуро, а нормальный городской байк. Ездить одному, по городу, на работу с работы - то что надо. За три тысячи долларов - отличное предложение на рынке.



Рыночная ниша у этого аппарата та же, что у всех моделей M1NSK: "мой первый мотоцикл". Купил эндуро, попробовал, понравилось по ямам и бордюрам прыгать - начал двигаться дальше. Для сдачи на права TRX 300i вряд ли подойдет, но как первый мотоцикл - хороший вариант. Хотя бы потому, что на нем безопасно падать.




Нерегулируемый перекресток, неожиданная машина и, чтобы не бить ее в борт, - крутое пике, заканчивающееся "скользячкой", торможением шлемом, торможением плечом, торможением задним местом. Куртка не порвалась, но небольшие повреждения у меня случились. У байка: поцарапана защита, поцарапаны кофры, погнут руль. Руль обратно выгнул трубой, катаюсь так. Если бы не было штатных заводских дуг, обтесало бы меня сильнее.



Эксплуатация продолжается. Но! Важно понимать, что после "национализации" завода этой модели в производственной гамме уже не будет. Что дальше станет выпускать завод - вообще неизвестно, ведь нужно заключать контракты, заказывать детали, и делать это необходимо сейчас, чтобы к весне начать сборку мотоциклов. Очевидно, что старой гаммы моделей уже не будет.

Но, во-первых, на складах дилеров еще есть какое-то количество этих мотоциклов. Поэтому остатки будут продаваться полгода-год.

Во-вторых, в Россию пришел Zongshen, китайский производитель этой модели. Поэтому все желающие могут купить "оригинальный" Zongshen.

В-третьих, все равно интересно, как покажет себя отечественный мотоцикл и отечественный сервис. Сейчас вижу огромный дефицит запасных частей - но об этом я напишу отдельно.



Подытоживая первую половину сезона: все вроде хорошо, но на мотоцикл словно кто-то "порчу" навел. Сейчас "барабашка" вроде успокоился, буду докатывать сезон, о результатах сообщу. Потому что есть что рассказать и о сервисе, и о наличии запчастей, и о мотоцикле. Едем дальше!

И, "Минск" - жив! Мне самому очень хочется в это верить.
-50%
-25%
-15%
-80%
-20%
-28%
-20%
-10%
-30%