Фото: Глеб Малофеев, /

"Краіна", совместная работа журнала "Большой", AUTO.TUT.BY и кампании "Будзьма беларусамі!", покинула Полесье, но так и не доехала до дома: деревня Шипиловичи, обряд "Пятрок", как пропустить?



Деревня Шипиловичи - это все еще Полесье: именно здесь, за Солигорском, начинается граница, черта между "просто белорусами" и полешуками.

- Раньше у нас вокруг болота были, - сообщают местные, - даже река текла совсем в другом месте. И вас, из Центральной Беларуси, называли "поляки" - потому что у вас поле есть. А в Шипиловичах до мелиорации поле "шукалі", земли мало было.

На этой пограничной территории между Полесьем и Центральной Беларусью еще сохранился обряд "Пятрок": по крайней мере его реконструируют пятый год подряд.



- На самом деле живых обрядов в Беларуси почти не осталось. Еще лет десять тому назад на Полесье что-то происходило, а сейчас существуют только реконструкции, в которых оболочка есть, а смысла уже никто не чувствует, - это мнение этнографа Ирины Мазюк. Любителям настоящего, "живого" обряда я могу посоветовать фотографии Егора Войнова. Что до обряда "Пятрок" в Шипиловичах…

- Мы ничего не придумывали, праздник "на Пятра" был в Шипиловичах всегда, просто о нем забыли, пришлось восстанавливать по крупицам, - рассказывают организаторы Сергей Выскварка и Анастасия Кухаренко. - И если столько людей в нем участвует, значит - живой обряд! Вообще, в Шипиловичах неделя после Купалья считалась праздничной, все веселились.

Стоп-стоп, как веселились, если летом в деревне слово "работа" пишут с большой буквы "Р" и все работают от зари и до упал в кровать?

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


"Это были совсем другие люди, могли ночь не спать и утром идти на работу" - видимо, эти гены срабатывают исключительно у 20-летних в Минске. Но, в общем и целом, оглядываясь вокруг, современные Шипиловичи - однозначно не Рио-де-Жанейро.



- Раньше в деревне тысяча человек было, а сейчас только триста. Детей в школу из шести деревень в округе собирали - насобирали только 88 человек. Какие тут праздники



Но праздники в деревне есть: их создает Сергей Выскварка. Это человек-оркестр из философии, шуток, прибауток. Если бы не он, в Любанском районе культурных явлений было бы намного меньше.

- Обряд вам интересен? Смысл у него простой: живет в деревне девушка, нравится ей парень, а подойти к нему боится - нельзя ведь, оговаривать потом будут. Выход? Дождаться обряда "Пятрок", надеть парню венок на голову - и до следующего года у них официально оформленная симпатия друг к другу!



Обряды в жизни "древних" белорусов не из любви к искусству, а перформансы с четким функционалом. Например, сделал "Пахаванне стралы" - и в твой дом точно не ударит молния. "Жаніцьба коміна" означает, что всё, дело к зиме, начинай топить печь. Шипиловичский "Пятрок", помимо функции сайта знакомств, сигнализирует, что лето пошло на спад, пора заняться уборкой урожая.

- Обряды, наверное, помогали не сойти с ума от постоянной работы - и объединяли людей в деревне. Ведь отказаться от участия в общем празднике нельзя было: ты что, потом год вспоминать будут. Поэтому была у обрядов и объединяющая функция.

Раньше люди работали намного больше, имели меньше - а были веселее…

Почему веселее - на это у Выскварки есть ответ.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


"Мы все хотим каждый день одеваться и есть как на "Вялікдзень", - словами белорусской бабушки Бодрийяр клеймил общество потребления, но оно никуда не исчезло. Исчезли обряды и народная культура.



Хотя… 12 июля 2015 года, деревня Шипиловичи, пятый, заключительный, день фестиваля традиционной культуры "Пятровіца". Я стою и удивляюсь: фестиваль сделан исключительно на железной воле организаторов.

- За чей счет ваш праздник?

- За наш, общий счет… Мы вместе сбросились, решили сделать хороший деревенский фестиваль, как раньше.

Главную роль играет Анастасия Кухаренко и ее родители: участники фестиваля живут на их территории, их кормят, поят - в общем, Вудсток тоже с чего-то начинался. Насте Кухаренко поклон от всех низкий до земли.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Разглядывая этих людей, общаясь с ними, я вспомнил слово "адметныя": именно так можно их всех охарактеризовать. "Адметныя" и "апантаныя".



Между тем у Дома культуры появились люди, праздник начался. Перед сценой сделали небольшой "кирмаш", цены приятные: пирожные по 3500 рублей. Пьяных и алкоголя не видно, как ни странно.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.




Гостей фестиваля встречала Ника Самофракийская по-белорусски.



Зрителей на утренний концерт 12 июля пришло немного. Где-то грохочет "Славянский базар", а в Шипиловичах собственное "свята", "Пятровіца" и свой рок-н-ролл.



Больше всего празднику во все времена радуются дети.



Итак, старт пятого дня фестиваля: выступали и стар и млад. Я же как неспециалист отметил: у всех белорусов песни печальные, русские на сцену вышли - сразу запели веселее.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Современному человеку трудно это все понять: не альбом Duft Punk, конечно. Для меня эта музыка "заиграла" в поле, в своей естественной среде. В большом деревенском доме - тоже заиграла.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.



Но бабушки концерт смотрят с удовольствием, им музыка по сердцу.

- Молодежь увлекается народной культурой?

- Нет.

Когда бабульки разошлись, деревенские мальчики в те же колонки включили дабстеп.



Песни продолжались, людям нравилось, а мы все ждали обряд: им нужно завершить поездку по Полесью, показать, что Полесье - как в Грузии Сванетия - отличается от Беларуси, смотрите, даже обряды сохранились. Такой планировали смысл этой статьи.



Обряд начался с молебна. Для Беларуси это нормальная ситуация, у нас всегда был сплав христианских и языческих традиций. Церкви часто строили на месте старых языческих капищ, а обряды "смешивали" с христианской культурой.



После молебна молодые идут на горку, к кресту. Здесь раньше стояла церковь. И снова сплав христианства и язычества: православный крест с плетением венков редко уживаются вместе, но в Беларуси это нормальное явление.



На кресте девушки завязывают узелок, загадывают желание, которое обязательно сбудется.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Когда девушки запели, на поле упала красота. Здесь, у креста, стало понятно: народные песни должны звучать не на сцене, а в полях.

С песней девушки собирали цветы для венков.



Далее в программе - плетение венков.



Тем временем у Дома культуры начинают делать "деревенскую юшку" - общественную уху, которую попробует каждый житель.

- Так всегда было, так деды наши делали - так и мы делаем



- Кто-то шашлыки жарит, кто-то занимается бегом, а мы занимаемся народной культурой. Это хобби, удовольствие, понимаете?



Когда венки готовы, девушки идут по деревне: поют, водят хороводы вокруг случайных прохожих.



Деревня настороженно следит за культурной акцией из-за заборов.



Бабули радостно машут и плачут от счастья.

- От, як хораша, у нас так прыгожа не было



Поход по деревне заканчивается у Дома культуры, где водят хоровод у разгоревшегося костра.



Вот она, кульминация момента: венок на голове, объект симпатий обозначен, осталось только прыгнуть через костер.



Прыжок с надеждой, что появятся отношения у пары.



Далее сдержанный поцелуй в щеку - до следующего "Пятра" эта пара должна быть вместе.



Всеобщая уха, шутки, смех, веселье: обряд "Пятрок" в деревне Шипиловичи состоялся!



Костер догорает, и нам пора собираться в Минск. Итог посещения фестиваля: хороший отдых выходного дня. Если о таких мероприятиях будут сообщать в афишах, то вырваться из большого города с семьей можно - посмотреть, подышать свежим воздухом и далее по списку.



Шипиловичи, удачи, развивайте фестиваль! Очень советую разместиться во всех интернет-афишах, поедут люди к вам из Минска.



На "Белоруснефти" в Любани пустынно, упоминаний о фестивале традиционной культуры "Пятровіца" пока нет, но в рамах проекта Belarus N - должны появиться. Мы уже рассказывали, что заправки "Белоруснефть" скоро превратятся в оазисы туризма, с перечислением маршрутов, событий и усадеб. Обряд "Пятрок" рекомендуем занести в список.



Приехав в Минск, не расседлав коней, идем пешком в Раков, путем контрабандистов и шпионов, о чем будет наш следующий материал.

Партнеры проекта

Альфа-Банк



"Белоруснефть"


"Будзьма беларусамі!"
-50%
-20%
-20%
-20%
-30%
-50%
-30%
-50%
-10%
-55%