• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Елена Никитенко, /

Внимательные прохожие давно заприметили на Немиге необычные трехколесные веломобильчики, а самые образованные еще и опознали в них классический дизайн роскошного английского бренда Morgan. Как в Минске появились трициклы начала XX века с фарами от МТЗ? Об этом знает директор компании Picar Руслан Тригубович.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

История минских "морганов"

Руслан – не фанатичный изобретатель, не увлеченный ретроавтомобилист. Прежде чем начать собирать экомобили, он работал в сфере строительства. Сменить род деятельности его вынудил кризис, а на создание эффектных машинок вдохновили детские воспоминания: еще мальчишкой Руслан рассекал по Ангарской на автомобильчике с педальками.

- Среди детей это было так престижно! Если во дворе у кого-то был веломобиль, с ним все дружили, чтобы дал покататься.

Сегодня такой популярностью у детворы может похвастаться разве что новый смартфон.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Сначала Руслан задумывал делать веломобили для малышей, но постепенно веломобиль трансформировался в средство передвижения и для детей, и для взрослых - с узнаваемым обликом легенды автомобилестроения Morgan 3 Wheeler.

Morgan Motor Company появилась в Англии в 1909 году и прославилась эффектными трехколесными родстерами с мотоциклетным двигателем: черепашьим для наших дней и очень-очень быстрым для начала XX века. "Морганы" мчались, как ураганы, и выиграли не один десяток соревнований, устанавливая рекорды максимальной скорости. В 2011 году Morgan Motor Company выпустила новый Morgan 3 Wheeler, вдохновленный производившимися до 1953 года машинами. Это харизматичный трицикл, оснащенный двухцилиндровым V-образным двигателем (объем 1,8 л., мощность 136 л.с., до 100 км/ч разгоняется за 4,5 с) и коробкой от Mazda MX-5.

Ничего из вышеперечисленного внутри белорусского экомобиля вы, понятное дело, не найдете (зато он не стоит 25 950 фунтов). Morgan 3 Wheeler у белорусов превратился в веломобиль: внутри все, как у велосипеда, – колеса на спицах, цепь, педали и шатуны, разве что есть стояночный тормоз и сидеть приходится полулежа. За переключение передач отвечает 3-скоростная планетарная втулка.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Длина корпуса белорусского Morgan - 2,5 м, колесная база - 1,2 м. Экомобиль почти пушинка: весит каких-то 60 кг. Корпус украшает имитация V-образной "двойки" от мотоцикла, изящества добавляют две хромированные выхлопные трубы. Руль-бабочка, как у гоночных машин начала XX века. Приборная панель выполнена из дуба, а салон обит кожей. Кресла регулируются на рост от 130 см до 185 см и выдерживают даже самых ширококостных водителей с весом до 110 кг. Фары и задние габариты питаются от автомобильного аккумулятора на 7 мА·ч. У веломобиля есть два зеркала заднего вида и забавный ретроклаксон: бип-бип!

- Сложно ли было найти детали для экомобиля?

- В Минске, к сожалению или к счастью, ничего простого нет в принципе, - улыбается Руслан. - Здесь невозможно купить кое-какие детали для велосипеда, не говоря уже о веломобиле. Я могу гордиться тем, что на веломобиле установлены фары от трактора МТЗ. Больше в нем ничего белорусского нет. Часть деталей заказывали из России и Китая, остальное – ручной труд.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Чертежи первого белорусского экомобиля создавал конструктор с "Мотовело" - творческий человек, который заинтересовался популяризацией веломобиля как вида транспорта. Затем за работу взялась целая бригада токарей, потом веломобиль попал в покрасочный цех. На создание первой модели ушло почти четыре месяца: веломобиль долго испытывали и совершенствовали, прежде чем представить на суд белорусской публики.

Веломобиль - это автомобиль или велосипед?

Велосипед – по крайней мере, в глазах Госавтоинспекции.

- Мы консультировались с ГАИ и выяснили, что по ПДД экомобили попадают в категорию велосипедов. Это означает, что на веломобилях в Минске можно ездить по велодорожкам и тротуарам.

Соотношу размах белорусского Morgan 3 Wheeler и ширину велодорожек, интересуюсь: не тесно ли будет велосипедистам и веломобилистам?

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Начнем с того, что по строительным нормам велодорожка в одном направлении, то есть одна ее полоса, должна быть шириной 1,5 м, а у нас в две стороны столько. Ошибка была допущена изначально. Но кататься на веломобиле по велодорожке теоретически можно: не такое интенсивное у нас движение. Хотя я не верю, что в Беларуси кто-то купит веломобиль не для проката, - признается Руслан. – Наши люди такой вид транспорта не знают. Я наблюдаю за поведением белорусов и понимаю, что веломобили станут популярны в Беларуси через лет 15-20. Первое время, когда мы только-только начали выкатывать экомобили на улицу, чтобы показать их людям, самая распространенная реакция была такая: человек идет мимо, словно бы ничего не замечая, потом резко оборачивается, фотографирует веломобиль на телефон и уходит быстрым шагом. Иностранцы вели себя иначе: подходили, садились в веломобиль, начинали расспрашивать.

Руслан сравнивает веломобиль с хорошим тренажером: ноги можно накачать – будь здоров. Веломобили здоровье укрепляют, но ему не угрожают: транспортное средство можно разогнать до безопасной скорости 15-20 км/ч.

Понравился веломобиль?

Покупайте! На заказ его делают от 10 до 15 дней, цена – от 2000 долларов за базовую модель.

- Стоимость увеличивается только за счет новых деталей. Мы искали вспомогательные механизмы для кручения педалей: так вот, их продают почти за 3000 евро. Так что цену веломобиля регулирует только желание заказчика. Можно хоть Swarovski инкрустировать.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Веломобиль можно превратить в электромобиль, подключив к нему электромотор 48V мощностью 1000W. Колеса со спицами заменят мотоциклетные с покрышкой 24″. В таком случае на скорости 25-40 км/ч проехать удастся 30-40 км.

Но опять-таки в минчанина, который утром отправляется на работу в "Мотовело", крутя баранку собственного веломобиля, Руслан не верит.

- И дело здесь не в кризисе. У белорусов другой менталитет. На наш рынок мы в принципе не рассчитываем. Но своего покупателя нашли – в Европе и Америке. Здесь люди понимают: веломобили, которые мы производим, не имеют аналогов в мире. К тому же в странах Запада сейчас популярна экологическая тематика.

Руслан вспоминает комментарий под статьей о белорусских веломобилях, опубликованной на зарубежном сайте. Некий англичанин ставил белорусов в пример своим американским родственникам: "Посмотрите, как выживают русские и кубинцы! Они сделали такую классную вещь, а вы что?"

- Правда, за русских нас зря приняли.

Иностранцы необычное транспортное средство и вправду встретили очень тепло. Свой велоавтомобиль уже заказали покупатели из США, Голландии, Австралии и даже Индонезийских островов.
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Чаще всего это коллекционеры. У них образ жизни такой… Кстати, недавно мне звонил белорус, хотел приобрести веломобиль. Говорит: "У меня в гараже стоят пять велосипедов и две машины, но я на машинах не езжу никогда". На днях должен приехать в Минск, посмотреть на наше чудо.

Если поставить в экомобиль электродвигатель, соответствующий европейским нормам, то можно будет ездить по дорогам общего пользования. Правда, тогда и сам электромобиль хорошо бы доработать: поставить более мощную раму, заменить оптику и т.д.

- Если все сделать верно, то такой электромобиль можно попытаться зарегистрировать и в минской ГАИ, - прикидывает Руслан.

Если собственный веломобиль вам в отличие от жителей Индонезийских островов все еще не по карману, можете арендовать его на день рождения, корпоратив или любой другой праздник или просто взять напрокат в городе - у Дворца спорта или в парке Победы. За 20 минут кручения педалей берут 65 000 рублей, за полчаса - 90 000 рублей, за час - 180 000 рублей. Дорого? Многие минчане считают так же.

- Кризис, не кризис, но люди сейчас катаются мало – об этом говорят и соседи-прокатчики. В этом году прокат в убытке.

Но отсутствие спроса – не единственная проблема на пути белорусского прокатчика. И найти неприятности можно там, где их не ждешь.

- Весной, когда мы планировали прокатный бизнес, договорились с парком Горького: будет точка проката. Согласовали все с дирекцией "Городских парков Минскзеленстроя". Документы они делали два (!) месяца. В Беларуси для того, чтобы сдавать в парке машинки напрокат, нужно пройти через процедуру аукциона, заплатить большие деньги за право аренды места в парке, а потом каждый месяц отдавать немаленькую сумму за аренду метра квадратного. Кажется, офис в три раза дешевле снять. Но за две недели до начала аукциона нам позвонили и сообщили, что наши лоты сняли. Вот такая некрасивая конкуренция со стороны других прокатных точек с китайскими машинками.

Водите белорусское

Белорусским веломобилям еще есть куда расти:

- Мы планируем добавить багажник в корпусе, прицеп для детей. Будем менять цепную передачу, упрощать ее. На электромобилях изменится тормозная концепция: для надежности будут останавливаться все три колеса. Совсем скоро появится уменьшенная, детская копия экомобиля.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Может быть, белорусские веломобили даже начнут класть в коробки и доставлять своим покупателям в разобранном виде, но с инструкцией, как Caterham 7.

- Мы бы рассказали, как веломобили собираются, лишь бы найти единомышленников. Чем мы хуже европейцев? Живем ведь в центре Европы. У них веломобили очень популярны, у нас – нет.

И даже конкуренции со стороны китайцев, которые умудряются даже белорусские магниты на холодильник подделывать, Руслан не боится.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Мы за китайцев будем только рады. Бесполезно препятствовать какими-то бумажками людям, которые российские МИГи у себя собирают.

Единственное, что способно вывести Руслана из душевного равновесия, – это высокомерные и презрительные комментарии белорусов вроде "я такой у себя в гараже соберу", особенно на фоне восторгов и заказов из-за рубежа.

- В Беларуси человек что-то придумал, обошел со своей затеей всех – никому ничего не надо. Уехал на Запад, там его признали. Новинка оттуда попадает в Беларусь, и вот мы узнаем: это же наш соотечественник придумал! И начинаем им гордиться.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
-15%
-35%
-20%
-30%
-30%
-20%
-21%
0065267