/

"После того как таксист мне заломил 80 тысяч за "прикурить", а сосед на Hummer абсолютно бесплатно затащил мою машину на сервис, я подумал, а почему бы бескорыстно не помогать другим водителям", - говорит 20-летний создатель группы "Взаимопомощь на дорогах" Степан Мордвинов. Ребята из этого сообщества абсолютно бесплатно выручат того, кто стал на дороге, но не имеет возможности вызвать эвакуатор. AUTO.TUT.BY встретился с создателем инициативы в салоне его Peugeot 406 и спросил, зачем они тратят свое время и деньги на чужих людей.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

"Сразу после покупки я вложил в машину полторы тысячи"

Степан получил права три года назад, когда ему было 18. Говорит, что машину решил брать сразу, но вариантов было немного.

- Был выбор из "шестерки" деда, какой-нибудь старой Audi 100 за тысячу-две, и этого Peugeot 406, который родственники могли продать мне с беспроцентной рассрочкой. Я выбрал последний вариант.

Peugeot 2001 года с двухлитровым дизелем и пробегом в 182 тысячи обошелся Степану в 5 тысяч долларов.
Peugeot 2001 года выпуска с двухлитровым дизелем и пробегом 182 тысячи обошелся Степану в 5 тысяч долларов

Сразу после покупки молодой человек вложил в машину еще полторы тысячи, поменяв резину, сцепление, амортизаторы, элементы подвески и другие детали. Также были у него и непредвиденные расходы.

- Прошлой осенью возле дома на Слободской вскрыли капот и украли запчастей на 600 долларов, оставив только блок двигателя. Оказалось, что это очень легко, а сигнализация работает буквально 30 секунд, пока не скинут клеммы с аккумулятора.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

"Кузовщик-нелегал вернул мне деньги после того, как я пригрозил написать в прокуратуру"

Поскольку прошлые владельцы не эксплуатировали автомобиль две зимы и держали его на улице, в машине начали гнить пороги, рассказывает Степан.

- И я обратился к кузовщику, который сделал мне пороги, но ржавчина снова появилась после дождя. Он переделал второй раз, но все повторилось. Тогда я ему сказал, что если он не вернет мне все деньги, то я напишу заявление в прокуратуру за незаконную предпринимательскую деятельность - и он получит 100 базовых штрафа. Я добавил, что у меня есть диктофонная запись, и кузовщик вернул всю сумму.

Пороги и сейчас в не лучшем состоянии.
Пороги и сейчас в не лучшем состоянии

Но на кузове проблемы Peugeot 406 не закончились: в машине перестал работать бортовой компьютер, кондиционер и магнитола. Исправлять это Степан не планирует, поскольку это невозможно сделать своими силами, а платить СТО студенту накладно. Тем более это не влияет на ходовые качества.

- По технической части я все меняю вовремя, потому что хорошо знаю эту машину, и могу ее собрать-разобрать. Если я слышу, что "хрустит" ШРУС, знаю, что могу на нем ездить 2 месяца, а когда хруст становится уже другой - я сразу отправляюсь на сервис. Я не "запускаю" автомобиль и, например, масло меняю каждые 8 тысяч километров.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

"Главные проблемы этой машины - двигатель и кузов"

Двигатель не приносил никаких проблем владельцу по технической части, но Степана не устраивают его изначальные характеристики.

- Мотор слабоват, поэтому разгоняется машина до сотни за 11 секунд, что сродни уровню "девятки".

Со стилем езды Степана двухлитровый дизель требует в городе около 9 литров на 100 километров.
Со стилем езды Степана двухлитровый дизель требует в городе около 9 литров на 100 километров

А когда скорость переваливает за 150, машину начинает раскачивать из-за мягкой подвески, зато именно она является безусловным плюсом этого автомобиля на малых скоростях.

- Кроме того, у этой машины прекрасная маневренность и коробка, но двигатель и кузов - это да, проблемы.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

"Мне не слабо бортануть и я не боюсь бить машину"

Но даже на двухлитровом дизеле со 110 лошадиными силами Степан старается быстро уходить со светофоров. Он уточняет, что любит активную езду, но больше 80 по городу почти никогда не ездит.

- Также я всегда пропускаю пешеходов и других водителей, если они перестраиваются в мой ряд с включением "поворотника". Если же человек лезет без "поворотника", то это меня напрягает.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Таких, по словам собеседника, около 50% и значительная часть из них - водители дорогих автомобилей.

- Наверное, эти люди привыкли, что их везде в жизни пропускают. Но я выжимаю их, ведь мне не слабо бортануть, мне не страшно бить машину и иногда я даже предугадывал ДТП, в которые потом попадал.

"Люди по два часа стоят на кольцевой, а к ним никто не подъезжает"

Кроме необозначенных перестроений, по наблюдениям парня, многие водители не держат дистанцию. Зато, отмечает он, автомобилисты стали чаще пропускать других, больше уважать девушек за рулем и даже иногда останавливаться, когда на дороге кому-нибудь нужна помощь. Но с этим все равно еще много проблем.

- Часто бывает такое, что едешь по кольцевой и видишь, что на противоположной стороне стоит машина. Ты думаешь, может быть, он сам починится или кто-то ему поможет. Через час ты едешь обратно - а он все еще стоит, а когда ты к нему подъезжаешь - у него, оказывается, просто нет домкрата.

В багажнике Степана инструментов больше, чем у большинства автомобилистов.
В багажнике Степана инструментов больше, чем у большинства автомобилистов

Степан вспоминает, как помог пенсионерам на "москвиче" на могилевской трассе, которые простояли на обочине два часа без домкрата, но никто возле них не остановился. Еще один показательный случай произошел на перекрестке улицы Есенина с проспектом Дзержинского.

- На повороте в левом ряду сломался дед на старой "джетте" и из-за этого возникла пробка из нескольких сотен машин. Почему-то всем было проще отстоять в этой пробке, чем помочь человеку. В итоге я его зацепил, чтобы оттянуть к обочине, а меня не пускают! Видно же, что желтый трос, что на "аварийках" тянут машину, а меня не пускают в крайний ряд! В итоге через четыре полосы я его оттягивал практически до следующего перекрестка.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

"Я стал помогать другим после того, как сосед на Hummer помог мне"

Парень называет такое поведение водителей обычным безразличием, причины которого он не знает. Предполагает, что некоторые просто не думают, что могут и сами когда-нибудь оказаться на обочине. Кстати, до определенного момента о помощи другим на дороге не думал и Степан.

- Как-то осенью 2012 года у меня сел аккумулятор, а рядом стоял таксист, который зарядил 80 тысяч за "прикурить". У меня было только 40, и он не согласился. В общем, я поехал домой за вторым аккумулятором.

Уже зимой парень стал на своем Peugeot возле дома, но на этот раз ему помогли. Рассказывает, что выручил сосед на Hummer.

- Он таскал меня на своем внедорожнике, но машину мы не завели, и он затянул меня на сервис. Потратил на меня час своего времени. После этого случая я и стал помогать другим на дороге.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

"Никакого подвоха нет: мы просто хотим экономить людям деньги"

Сначала он выручал водителей это от случая к случаю, а в 2014 году решил объединить таких же, как сам, и создал с друзьями группу в социальной сети. Здесь есть телефоны людей из разных районов Минска и других городов, у которых можно просить о помощи при поломке на дороге. Степан говорит, что в течение часа обязательно кто-то приедет.

- Летом я езжу примерно раз в две недели, а зимой получалось через день. Сейчас в группу приходит по одной заявке в неделю, но, думаю, зимой все будет очень активно.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY


Этой зимой основными проблемами были севшие аккумуляторы либо замерзшее топливо. Большинство клиентов "Взаимопомощи на дорогах" - небогатые люди, у которых нет второй машины в семье или возможности вызвать эвакуатор. А вот помогают им абсолютно разные люди. Степан просит написать о тех, кто делал проект изначально и вложил в него много сил и времени.

- Это Анри Кулиев, Павел Карней, Дмитрий Черник и Сергей Романко. Среди наших участников есть студенты, программисты, сотрудники МВД, рабочие... Всего у нас около 130 активных человек, которые могут помочь.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY


Всего в группе уже порядка 3,5 тысяч человек, но зарабатывать на рекламе Степан не хочет, "пока совсем не прижмет". Он говорит, что просто хочет помогать людям.

- Мне постоянно пишут: "В чем подвох?" - а никакого подвоха нет. Мы просто хотим экономить людям деньги и никогда не обманем ни одного человека, не будем просить его заплатить.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

"В будущем я точно не хочу перекладывать бумажки в отделе жилищной политики"

Абсолютно бесплатно ребята не только выручат на дороге, но и помогут с другими вещами. В группе есть люди, которые бесплатно сделают компьютерную диагностику или с помогут с покупкой машины.

- Есть также человек, который бесплатно покатается с неопытным водителем и научит его быть уверенным в городе. Все это абсолютно бесплатно.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Заплатить за услугу сами предлагают некоторые попросившие о помощи, отмечает Степан. Говорит, что обычно это 100 тысяч, но деньги дает примерно один человек из пяти, поэтому ребята не только не зарабатывают на этом, но даже не выходят в ноль. Например, Степан тратит на все это собственные средства, которых не много.

- Я учусь и подрабатываю на разгрузках, где в хороший месяц получаю около 300 долларов, в плохой - примерно 150.

Степан учится в Академии управления по специальности "государственное управление и право". Проще говоря, в вузе из него готовят чиновника, но быть им он не особо хочет.

- Я не хочу перекладывать бумажки в каком-нибудь отделе жилищной политики в администрации района. Если же будет место, где нужно будет ездить, работать с людьми и решать конкретные задачи - тогда не вопрос. Я готов придти с лопатой и ставить спортплощадку вместе с людьми, но бумажки перекладывать не хочу.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

 

 

-30%
-50%
-50%
-65%
-20%
-20%
-27%
-20%