
Ситуация может повторяться ежедневно
"Конфликт в Бобровниках - это следствие давно сложившейся ситуации, – считает Генеральный консул Республики Беларусь в Белостоке Александр Беребеня. – Причина в плохо организованном движении при подъезде к пунктам пропуска. Такая проблема не только в Бобровниках, но и в другом популярном погранпереходе - в Кузнице".Консульские сотрудники в Белостоке не раз обращались к местным и центральным властям Польши с просьбой поспособствовать модернизации дорог. "Судите сами: ширина проезжей части с польской стороны – 21 метр, с белорусской – 63 метра. Вот это "узкое горло" и привело к инциденту", – объяснил Беребеня.
Консул считает, что из-за плохой инфраструктуры ситуация в Бобровниках может повторятся ежедневно. "Легковые машины на этом участке часто вынуждены нарушать правила. Например, сейчас грузовиков немного, но в конце месяца их количество обычно растет – выстраиваются очереди более 10 км. Тогда фуры занимают сразу две полосы справа, и легковушкам, которые стоят в очереди в левой полосе, не нарушать невозможно", – привел пример Александр Беребеня.
В присутствии консула никого не штрафовали
На следующий день после инцидента, 3 июня, консул вместе с представителями полиции выехал на место. "Все ехали по-старому, то есть нарушая. Правда, при мне штрафовать никого не стали", – рассказал Беребеня. Как выяснилось, еще весной 2013 года полиция получила все номера, в том числе личные, сотрудников консульства, чтобы оперативно информировать о проблемах с гражданами Беларуси. Полицейские звонят почти каждый день, но в тот вечер почему-то не обратились.Разбираясь в ситуации, консул поговорил по телефону с подлясским воеводой Анджеем Мейером и направил в Воеводское управление официальное письмо. Также он обратился к воеводскому коменданту полиции и в прокуратуру, чтобы они оценили действия сотрудников.
Нужны новый мост и широкая дорога
Ни одна из служб, куда обратился консул, не несет ответственности за дорожную инфраструктуру, в том числе знаки и разметку: "Пограничники отвечают лишь за территорию пункта пропуска, полиция только контролирует ситуацию. В пятницу я собираюсь в управление дорог воеводства, хочу предложить им установить в Бобровниках знаки на русском или белорусском языке, где подробно объяснялись бы правила движения вблизи погранперехода". По словам консула, рекламы вдоль дорог полно, а информации о том, как можно и как нельзя ездить, не хватает.Сотрудники консульства много раз были на заседаниях трансграничной комиссии и подкомиссии, где регулярно поднимается вопрос строительства второго моста через Свислочь, который позволит разделить фуры и легковые машины. "Расширить подъездную дорогу поляки тоже не раз обещали, но так и не взялись за это", – сказал Беребеня.
"Хочу лишь уважения, ведь на моем месте может быть каждый"
"У консула я попросила только одного – поговорить с поляками об уважении к людям. Нельзя человеку в форме так обращаться с женщиной", – рассказала Ирина Леонтьевна, которую польские полицейские оштрафовали на 1100 злотых. Именно вокруг нее разгорелся конфликт, в ходе которого полиция распылила перечный газ."Я была 50-й в очереди – машины пересчитал мужчина из Минска, который стоял за мной. Метров 100 перед нами был перекресток – там и начали штрафовать людей. Сначала мы даже не были в курсе, а через минут 40 подъехали к нам", – вспоминает события того вечера 52-летняя женщина. Она считает, что полицейский придрался к ней "на пустом месте".
Некоторые водители, видя полицейских, переезжали в другую полосу, но Ирина не сдвинула свою Honda с места. "Я живу в 35 км от границы, езжу часто, машины всегда стояли в той полосе и проблем никогда не возникало. Наши водители соблюдают там все правила", – говорит женщина. По ее словам, она не отказывалась предоставлять сотрудникам документы, как это описала пресс-служба полиции: "У меня буквально вырвали их из рук. Полицейский убежал с ними к себе в машину и сразу же начал говорить о штрафе в 1100 злотых, угрожал эвакуатором и поездкой в отделение". Потом, как говорит женщина, ее схватили за руку так, что уже второй день на ней видны синяки, поставили подножку, из-за которой она упала, а своим телом полицейский прижал ее к асфальту.
Ирина Леонтьевна считает, что весь инцидент должен быть хорошо виден на записях видеокамер, установленных по пути к пункту пропуска: "Мы ведь смотрим онлайн, есть ли очереди на границе. Значит можно увидеть и весь ход конфликта".
"В конце я попросила этого полицейского просто посмотреть мне в глаза и сказать, за что он так со мной. Сегодня я, а завтра на моем месте может оказаться каждый", – Ирина считает, что случай нельзя замалчивать, и рада, что ситуация стала резонансной.
Говоря о глубинных причинах конфликта, женщина согласна, что в Бобровниках очень не хватает удобной широкой дороги. Но тут же добавляет, что всегда лучше довольствоваться тем, что есть. "Я поэтому ничего и не требую сейчас от польской стороны – лишь уважения", – резюмирует она.