• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/

О том, как надоели горожанам мотоциклы, ревущие по ночам на наших проспектах и улицах, можно говорить снова и снова. А они - ревут и ревут. И именно с этим ревом прямоточных глушителей и просто громких выпускных систем уже не первый год пытаются бороться городские власти. До сих пор - безрезультатно: просто потому, что никаких оснований для наказания владельцев таких мотоциклов или недопуска их к участию в движении не было. Сейчас - появились.

Фото: TUT.BY

4 мая - помните? - попытался подорожать техосмотр транспортных средств. Когда это решение было отыграно назад, Минтранс пояснил: стоимость диагностики повышали не просто так, а потому что введен еще один этап измерений - контроль уровня шума выпуска отработанных газов двигателей.

Как государство начало борьбу с прямотоками и шумными мотоциклистами (все же эта проблема более характерна именно для байков, хотя могут проверить и легковушки с грузовиками) - в репортаже AUTO.TUT.BY.

Фото: TUT.BY

Первое, что мы выяснили в процессе подготовки материала, - что приборов, необходимых для такого контроля, нет практически ни на одной диагностической станции. Шумомеры "в процессе закупки", поясняли нам руководители предприятий, хотя уже с 4 мая замеры обязаны были осуществляться.

Начальник диагностической станции ОАО "Легавтотранс" Валерий Какорин шумомер купил, едва узнав о планируемых изменениях в порядке диагностики. Естественно, за счет собственных средств предприятия. Прибор недешевый: конкретно этот, российского производства, стоил 18 млн рублей, к нему необходим калибратор - стоимостью 13 млн. Специалист поясняет, что в государственном реестре есть несколько аналогичных приборов, все - по сопоставимой цене, эта модель ему показалась оптимальной по сочетанию цены и качества.

Что изменилось?

В технический кодекс установившейся практики ТКП 309-2011 "Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств" внесли изменения и дополнения, касающиеся в том числе введения контроля уровня шума выпуска отработавших газов двигателей транспортных средств. Документом регламентировали максимально допустимый уровень шума. Например, для легковушек и мотоциклов - 96 дБА. Чтобы читатель понимал, о чем речь, специалисты приводят пример: работающая бензопила выдает почти столько же - 100 дБА.

- Мы и раньше на слух без проблем "вычленяли" проблемные машины и мотоциклы, - признаются сотрудники диагностической станции. - Если ревет уже на подъезде - все, встречай "прямоток". А отказать в допуске им не могли - оснований не было.

Сейчас, признаются на техосмотре, уровень шума замеряют не у всех - лишь у тех, чье возможное нарушение "слышат ухом".

И вот как это работает - на примере диагностики случайно встреченного нами на станции мотоцикла Honda CBR с объемом двигателя 600 см3.

Фото: TUT.BY

Алексей, новый владелец этого байка, говорит, что он - мотоциклист законопослушный с почти 10-летним стажем владения правами категории "А". Новую Honda сразу после покупки поставил на регистрационный учет, теперь - приехал пройти техосмотр. За измерение шума не беспокоится - говорит, все системы в мотоцикле заводские, но признает, что о нововведении слышит впервые.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Как измеряют

Контролируют специальным прибором - шумомером. Только на открытой площадке и только когда нет дождя: его звук, поясняют, создает фоновые шумы, и результат не может считаться "чистым". Но предупреждают: схитрить и потребовать провести диагностику именно в дождь, зная, что уровень шума не замерят, не получится - мотоциклиста (или другого водителя) все равно отправят на этот контроль при благоприятных погодных условиях.

Транспортное средство находится в неподвижном состоянии, с работающим двигателем. Шумомер подносят к определенной точке около выхлопной трубы (расчет этой точки строго регламентирован документами - не менее полуметра от среза трубы). Сам процесс измерения - не более минуты. При  пограничных показателях уровня шума могут повторить трижды.

На некоторых транспортных средствах производитель сам указывает уровень шума выпуска отработавших газов двигателя. Если соответствующая информация имеется - измерят соответствие этим показателям, даже "накинут" еще 5 дБА. Если такой информации на ТС нет, будут исходить из требований ТКП.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Вот и все. Уложился в норму - прошел. Не уложился - иди ремонтируй выпускную систему и приходи снова.

Решит ли нововведение проблему рева мотоциклов на городских улицах?

На данном этапе, по мнению AUTO.TUT.BY, - нет. Во-первых, дисциплинированных мотоциклистов, предполагаем, гораздо меньше, чем тех, кто гоняет безо всяких там техосмотров и номеров - то есть в руки диагностов даже не попадает. Такому вообще все равно, какой глушитель установлен на байке и какой шум тот издает.

Во-вторых, на техосмотре диагносты проводят контроль, имитируя работу двигателя того же мотоцикла в "среднегородском режиме" - при таких оборотах байк едет около 60-70 км/ч (это очень условный расчет). При скорости 200 км/ч двигатель этого мотоцикла выдает 10 тыс. об/мин, а его выхлопная труба - рев в 105 дБА. Этот порог характеризуется для человеческого восприятия как "крайне шумно". Для сравнения, сирена автомобилей экстренных служб выдает около 115 дБА (если излучатель звука установлен на крыше).

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

И именно эти децибелы на полностью соответствующем требованиям ТКП мотоцикле при высоких скоростях будят и бесят жителей городских проспектов.

Значит, контролировать нужно на дороге. Но как?

В скором времени шумомеры появятся и у сотрудников ГАИ. Значит, можно ожидать, что владельцев "прямотоков" без техосмотра будут штрафовать за несоответствие транспортного средства предъявляемым требованиям, а мотоциклистов на ревущих "легально бесшумных" байках - штрафовать за скорость.
-10%
-21%
-20%
-30%
-30%
-10%
-5%
-22%
-85%
-20%
-35%
-20%
0066888