/

В пятницу, 1 мая, минские скутеристы официально открыли сезон. AUTO.TUT.BY побывал на немногочисленном мероприятии и поговорил с его участниками. Собеседники рассказали о своих сложных отношениях с автомобилистами, нежелании покупать мотоциклы, а также о том, почему скутер не сильно популярное в Беларуси транспортное средство.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Продавец Денис: "Если все скутеристы начнут ездить по правилам, на дорогах будет дурдом"

На паркинге торгового центра "Замок" в пятницу утром собралось около 15 скутеристов. Знакомимся с Денисом, который приехал на итальянском Benelli с крышей.

Денис. Занимается продажей и ремонтом скутеров. Машины нет
Денис. Занимается продажей и ремонтом скутеров. Машины нет

- На скутере я уже лет 10. Выбрал именно этот вид транспорта, поскольку на двух колесах чувствуешь больше свободы, но в нем не надо переключать передачи как в мотоцикле.

Немаловажным фактором было и то, что на тот момент на скутер не нужны были права. Теперь же у Дениса есть водительское удостоверение категории AM и шестой по счету скутер.

- Этот скутер 2000 года я купил 5 лет назад за 1400 долларов. Хороший аппарат с крышей, бортовым компьютером и надежным двигателем в 49 "кубиков".

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Benelli был после небольшой аварии, поэтому Денис его перекрашивал. Также установил магнитолу, подогрев ручек и поменял некоторые детали, что в совокупности обошлось еще в 900 долларов. Траты же на бензин у Дениса скромные.

- Он расходует примерно 3,5 литра на сто километров по городу. За 5 лет я добавил к изначальным 14 тысячам пробега еще 20.

Собеседник рассказывает, что начинает сезон, когда на улице стабильные плюс десять. Зимой он хранит транспорт в гараже, а многие оставляют и вовсе на балконе.

- В Минске хватает японских "полтосиков" (скутера с объемом двигателя до 50 куб.см. - TUT.BY), которые рассчитаны на маленьких японцев, поэтому их легко можно перевозить даже в лифте.

На дороге же Денис себя чувствует на скутере комфортно, хотя говорит, что пару лет назад среди автомобилистов было много хамов. Сейчас же, по наблюдениям собеседника, столичные водители "угомонились или привыкли к скутеристам на дорогах".

- Хотя очень много таких, которые приедут из деревни на пятом регионе и никогда не включают "поворотники", резко перестраиваясь. Они привыкли у себя по сельской местности гонять, как хотят, и думают, что и здесь можно ездить в шахматном порядке! Привыкли, что одна машина на весь аул ездит...

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Из-за такой культуры вождения в регионах Денис не любит ездить на дачу.

- Едешь по Столбцам и думаешь: никакой культуры. Непристегнутые, музыка эта ревет, рука эта из окна торчит, папироса в зубах, и смотрит он куда-то в небо, а даже не на дорогу! Не могу сказать, что там все такие, но большинство ездит, как будто у нас все еще 80-е годы.

И если минские водители на дороге лояльны к скутеристам, то проблемы на парковках еще остались. Денис показывает треснувшую фару: кто-то на стоянке просто задел его Benelli.

- Возможно, водитель даже не заметил, но проблемы это не решает. Хотелось бы, конечно, чтобы у нас появились огороженные стоянки для скутеров и мотоциклов, как в Европе. Много ведь не надо: буквально по два-три места.

А то на стоянках могут возникать и другие  проблемы.

- Ко мне-то претензий нет, а если приедет какой студент лет 20 на скутере и займет парковочное место, где гарантия, что к нему не подъедет кто-нибудь на Land Cruiser и не скажет: "Ты что, не можешь это свое где-нибудь за забором поставить?"

Также, по мнению Дениса, к скутерам до 50 "кубов" отношение несерьезное и в ПДД. Он рассказывает, что таким транспортным средствам разрешено движение только в крайней правой и запрещен поворот налево. Это мотивировано тем, что конструктивная скорость этих скутеров - 50 км/ч, соответственно, они будут мешать движению более быстрых участников движения.

- Но скутер с конструктивной скоростью 50 км/ч легко поедет и 60 километров, поэтому я не думаю, что он может кому-то помешать при повороте налево. Можно ведь в третий ряд перестроиться и незадолго до поворота, что снимет все проблемы.

А пока, чтобы повернуть налево на этом Benelli, Денис должен перекатить его через пешеходный переход. Правда, так делают далеко не все скутеристы.

- Знаете, у нас часто идеи не совпадают с каким-то пониманием разумного. Если все начнут ездить по этим правилам, это будет дурдом. Представьте, что будет, когда по пять скутеристов будут перетягивать свой транспорт через дорогу. Велосипедисты на переходах мешают, а если еще там будем мы, я не знаю, что будет твориться!

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Подобные проблемы могут усугубляться тем, что количество скутеристов в Минске постоянно растет и понемногу уходит миф о том, что скутер - это транспорт для пенсионеров или студентов.

- А после того как в 2013 году на все скутеры понадобились права, стало очень много аппаратов с объемом 250 и даже 500 "кубиков". Это те же мотоциклы, только удобнее, потому что в них сидишь, как в кресле, и не надо переключать передачи. Да, скутер медленнее мотоцикла, но в городе эти скорости не нужны.

Денис говорит, что спрос на скутеры растет и потому, что в кризис у людей стало меньше денег. Покупают в основном пенсионеры или люди, у которых есть машина.

- И большая часть людей с машинами - состоятельные. Они потому и состоятельные, ведь понимают, как нужно экономить.

А вот студенты и школьники сейчас отпали, потому что ввели права, говорит он.

- И это хорошо, ведь раньше на скутере по проспекту шпарили 12-летние школьники без шлемов.

Плюс к тому сейчас скутеры стали значительно дороже из-за растаможки: "При его ввозе ты должен заплатить не только 20% НДС, но и пошлину 20% плюс 4% за другие оформления. Считайте, что к стоимости скутера в той же Италии ты должен доплатить еще 44%. А раньше мы платили всего 18%".

Руководитель Владимир: "Подчиненные спрашивают, зачем я приехал на мопеде"

Попрощавшись с Денисом, встречаем Владимира, который приехал с женой на итальянском макси-скутере Piaggio.

Владимир. Работает начальником транспортного участка. В не сезон ездит на VW Passat и Peugeot 206
Владимир. Работает начальником транспортного цеха. В несезон ездит на VW Passat и Peugeot 206

- Я уже лет 10 на скутере, потому что люблю ездить один, а в машине постоянно нужно общаться с попутчиками. Пробовал мотоцикл, но по городу на нем неудобно постоянно дергать этой "лапкой" на светофорах.

Как и многие, Владимир купил сначала скутер с объемом 50 "кубов", потом 125, а год назад на американском аукционе приобрел аппарат с мотором объемом 250 кубических сантиметров. С учетом доставки и растаможки Piaggio обошелся ему в 3,5 тысячи долларов.

- На нем ездили офицеры по территории военной части в США, а потом упали, помяли - и выставили его на продажу.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Падение было несерьезным, поэтому никаких работ по технической части скутер не потребовал. За время эксплуатации Владимир заменил только "расходники".

- Также установил более высокое стекло, чтобы было удобнее ездить.

Владимир рассказывает, что на скутер он пересаживается, как только сходит снег и немного теплеет. Зимой он хранит свой транспорт в гараже подальше от дома, в сезон - в гараже недалеко от квартиры.

- А днем в городе я паркую его в таких местах, куда уже не сможет стать машина, и могу сказать, что никогда не сталкивался с какими-то вопросами со стороны автомобилистов.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Не было у него особенных конфликтов с водителями авто и в движении. Владимир говорит, что он ездит со скоростью примерно 60 км/ч с расходом 3,8 литра в свое удовольствие. При этом его скутер в состоянии поехать значительно быстрее.

- По трассе я разгонял его до 130 км/ч, но большие скорости - это не мое.

Зато 48-летний водитель скутера любит длинные расстояния: к 2,7 тысячам миль пробега при покупке прибавил еще 9 тысяч. Говорит, что в прошлом году ездили с женой в Питер и на встречу байкеров Беларуси, Украины и России в Гомельскую область.

- Похоже, что и жене нравится мое увлечение. Знаете, есть такая народная мудрость: к 40 годам мужчина либо начинает пить, либо заводит любовницу, либо покупает мотоцикл. Я выбрал последний вариант.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

При этом нельзя сказать, что скутер - популярный вид транспорта в Беларуси. Владимир предполагает, что так происходит не по каким-то ментальным причинам, а потому, что у нас просто неблагоприятный климат для этого вида транспорта.

- Не каждый захочет, как я, ехать в Питер при 7 градусах тепла и под дождем на скутере. На работе и подчиненные спрашивают, зачем я приехал на работу на мопеде в дождь.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Стоит отметить, что скутер с объемом 250 "кубов" больше похож на мотоцикл, чем на мопед. На право управления таким транспортом, даже имея категорию В, нужно сдавать экзамен в ГАИ. А вот при наличии прав на машину и скутера в 49 "кубов", сдавать уже не нужно ничего. Владимир считает, что это правильно.

- Ведь этому не научат в автошколе, где ты проедешь по восьмерке и доске. По правилам на "полтиннике" нужно двигаться в метре от проезжей части, а жизнью прописано, что ехать нужно на 2/3 полосы от края. Получается, что если ты движешься по правилам - рядом с тобой кто-то обязательно будет ехать, что крайне небезопасно.

Кладовщик Павел: "Когда ездил на скутере без прав, то не знал даже, где главная дорога"

Замечаем еще одно транспортное средство, больше похожее на мотоцикл, чем на скутер. Владелец Honda Forza Павел рассказывает, что также начинал с 50-кубового.

- Семь лет назад я купил себе "полтос", потому что надоело ездить на велосипеде, а на скутеры тогда не нужны были права и шлем.

Павел. Работает кладовщиком в магазине бытовой техники. Машины не имеет и не хочет открывать лицо
Павел. Работает кладовщиком в магазине бытовой техники. Машины не имеет и не хочет открывать лицо

После того, как на такой транспорт ввели права, собеседник купил себе 250-кубовый аппарат. Вариант мотоцикла молодой человек не рассматривал.

- Я люблю скутеры за то, что в них коробка-автомат, удобная посадка и большие багажные отделения.

Этот Honda 2004 года с пробегом 35 тысяч км из Японии обошелся три года назад в Москве в 3 тысячи долларов. За это время он сделал плановые замены воздушного и топливного фильтров, приводного ремня, "расходников", а также поставил новое седло.

- В совокупности я вложил сюда около 400 долларов.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Небольшие деньги Павел тратит на свой скутер и зимой, поскольку отдает его на хранение в гараж за 10 долларов в месяц. Как и другие, он выезжает на дороги примерно при десяти градусах тепла.

- Езжу я на нем так же спокойно, как мужики на чопперах. Примерно это 60 км/ч, хотя по трассе я выжимал и 150 километров.

Но даже спокойная езда по городским улицам не беззаботная. Павел говорит, что часто проблемы возникают с теми водителями, которые разговаривают за рулем по телефону и не смотрят в зеркала.

- В основном это женщины. Бывает, что выезжает на дорогу задом, говорит по телефону и даже не смотрит, едет ли кто-нибудь по первой полосе.

Молодой человек вспоминает, что и сам неслабо рисковал жизнью, когда ездил на "полтиннике" без прав. Говорит, что даже не знал, где главная, а где - второстепенная дорога.

- Я знал только, где красный, а где зеленый свет, поэтому считаю правильным то, что на все скутеры ввели права. После уроков в автошколе я иногда крестился и думал, слава богу, что не попал в аварию.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Аварийные ситуации тогда провоцировали и автомобилисты, поскольку не уважали водителя небольшого скутера.

- Они не считали нас за транспорт и не уважали, ведь мы "чуть тащимся". Но, когда берешь большую кубатуру, они уже не придираются.

Возвращаясь к своему опыту езды на "полтиннике", Павел говорит, что ввел бы обязательный экзамен на скутер в 50 "кубиков" даже для тех, кто уже имеет категорию В.

- Но при этом я бы разрешил ездить на скутере до 50 "кубиков" без прав вне  городских населенных пунктов и дорог общего пользования. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы какой-нибудь дедушка мог съездить из одной деревни в другую за хлебом.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

А вот у молодежи, по наблюдениям Павла, скутера уже не пользуются той популярностью, как раньше. И так происходит не только потому, что на них теперь нужны права.

- Молодежь теперь горячая и любит спортивные мотоциклы. Особенно эти "спорты" любят девочки: "Прокати нас, мальчик, прокати".

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Да и сам 29-летний Павел планирует купить себе скутер мощнее. Но дело здесь вовсе не в адреналине и девочках.

- Когда едешь по трассе в тот же Гомель, то очень сложно на двухполоске обогнать фуру. А это также вопрос безопасности, поэтому я думаю о большей кубатуре. Было у меня желание и мотоцикл купить, но все-таки я привык к автоматической коробке. Хочу только скутер.

Единственное, что волнует собеседника в этом плане, это возросшие таможенные платежи.

- И из-за высоких ставок люди берут скутеры 1996-1997 годов, которые часто ломаются, что может сказаться на дорожной безопасности. К сожалению, новая и безопасная техника получается слишком дорогой, и я считаю, что с этим нужно что-то делать.
-10%
-43%
-30%
-50%
-50%
-25%
-20%
-60%
-30%