/

18 минут. Именно столько МАЗ спасателей вечером буднего дня пытается на наших глазах проехать к подъезду одного из домов в столичной Каменной Горке. Значит, условный житель условной горящей квартиры на условном 7 этаже условной типовой панельки на 18 минут дальше от жизни. Потому что его условные соседи поставили свои условные автомобили на пути этого МАЗа. Возможно, прямо перед его бампером сейчас стоит поперек двора условный "пассат-универсал" того, кто задыхается в дыму на 7 этаже. Или вы всегда думали, что вас это никогда не коснется?..

Фото: Виталий Дембовский

- Знаете, сколько нужно, чтобы потерять сознание в задымлении и уже никогда больше не включиться? Два вдоха.

Это две секунды. Еще в течение нескольких минут можно выторговать у неба свою жизнь и жизнь своего ребенка - если спасатели успеют.

- Спасатели успеют сделать все, что возможно. Что физически возможно - и даже чуть больше, - мы стоим в наглухо запаркованном столичном дворе с помощником руководителя Минского городского управления МЧС Виталием Дембовским и другими спасателями. - Есть другие способы: вручную проложим рукава, понесем оборудование.

Ребята, они могут подняться по лестнице в подъезде - столько раз и столько человек, сколько нужно, они могут спуститься в вашу горящую квартиру с крыши... А вы сможете их дождаться? "Если машина не подъехала - это серьезно усложняет спасательные работы. Хуже всего - приходится тратить время. А от него в таких ситуациях зависит все".


Читать полностью:  https://realty.tut.by/news/offtop-realty/437782.html
Я сейчас почти вижу, как очередной владелец условного "пассата" смеется над пафосом МЧСника. А вот, например, председателю ЖСПК дома №9 на улице Кунцевщина Александру Иванову не смешно: только за последний год пожарные приезжали в их двор трижды. Благо ничего серьезного не было - но опыт, говорит, заставляет задуматься.

Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский

Двор этого дома - не уникальный. Таких в Минске сотни: "колодец", окруженный четырьмя многоэтажками. На №9, например, приходится реальных 5 парковочных мест. Пять. На девятиэтажку. Причем то, что эти машины стоят формально без нарушений ПДД, неважно - реальная остаточная ширина дворового проезда не позволяет МАЗу там свободно ехать.



"Знаете, а я и эти пять машин хочу из двора убрать. У меня тут детская площадка (одна на те же четыре дома), места мало. Есть разворотное кольцо - пусть приезжают, выгружаются и уезжают, здесь не парковка". Председатель ЖСПК Иванов показывает представителю ГАИ Минска Михаилу Корниевичу пустырь за домом, который уже 6 лет мог бы - и даже должен был - стать временной стоянкой. Но не стал - инициативного представителя жильцов дома гоняют по кабинетам и ведомствам и не слышат.

Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский

А жильцам, говорят они, ставить машину и правда некуда. Рядом - на Неманской - есть многоуровневый паркинг: когда места в нем были, они стоили по 10-15 тыс. долларов. В Каменной Горке, районе социальных домов и льготных квартир. Но и они закончились - местные автовладельцы недавно ходили узнавать.


Фото: Виталий Дембовский

На четыре дома построили своими силами - вернее, за свои деньги с помощью ЖЭСа - экопарковку на 11 мест. Рассказывают, что ЖЭС предлагал всем, но желающих из полутысячи квартир набралось... тринадцать. Цена вопроса на тот момент (год назад) была около 7 млн рублей.



МАЗ вначале не может свернуть из местного проезда во двор. Потом - разминуться в тупиковом дворе с выезжающими машинами - податься вправо на тротуар в 20.00 буднего дня еще можно, в 22 часа, говорят местные, уже и сюда - без шансов. Потом просто наглухо встает - мешают припаркованные автомобили.

Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский

Давайте уж свои традиционные "Кто виноват?" и "Что делать?"

Спасатели винят во всем автовладельцев. Не ГАИ, как все привыкли, - потому что прекрасно понимают, что ГАИ сделать здесь не сможет ни-че-го.

- Экипаж ГАИ выезжает на каждый пожар. Фиксируем нарушителей, потом разбираемся, - говорит подполковник Корниевич. "Эвакуатор присылать? Можно. Но он не волшебный: пока доедет, пока погрузит. Полчаса минимум. Плюс - изменения в законодательстве сейчас позволяют и МЧС самим перемещать автомобили, которые создают им препятствие для движения".

Фото: Виталий Дембовский

- Перемещать самим? Можем. Можем на руках отнести машину с пути спецтехники. Можем прицепить к цистерне, например, и отволочь в сторону. Если есть куда. А человек из горящей квартиры, который, например, висит в проеме окна, подождет, - спасатель Дембовский с коллегами мрачно усмехаются.

Каменная Горка, как всем известно, район в столице относительно новый. "Где нормативы, где приемка ГАИ? Как позволяют, как допускают?" - жители новых домов и не скрывают своего недовольства. ГАИ говорит, что каждый проект проходит несколько стадий согласования - в том числе, да, и в органах Госавтоинспекции. На стадии проектов все в порядке. А люди, близкие к строительству, поясняют, что между проектом и сдачей объектов в эксплуатацию первоначальные планы могут серьезно измениться, и где "растворяются" запланированные парковочные места - неизвестно.

Сказать, что в Каменной Горке вообще не пытаются сделать парковочных мест, было бы несправедливо по отношению к властям. Пытаются -  в этой части, например, "вырезали" парковки вдоль всей улицы Кунцевщина, разрешили парковаться вдоль местного проезда к этим домам. Хватает? Нет, конечно. А пустырь, простите, пустует.



Спасатели с высоты кабины МАЗа оглядываются: "Знаете, тут, конечно, плохо. Но если что - "сложим" столбики (которые установили, чтобы жильцы не парковались на тротуаре), проедем по полусферам, газонам... Бывает хуже".

Это "хуже" недалеко. Улица Кунцевщина, 36. Еще один двор-"колодец", два въезда. Оба через арки. Предположить, чем они заняты, несложно. "Щемились бы по вашим зеркалам, уж не обессудьте. Это при условии, что в арке стоят легковушки. С бусами бы никак не проехали", - говорит спасатель.

Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский

А вот другой минский "спальник" - Малиновка. Таких, как она, районов много - 20-25-летние дома, одинаковая застройка, такие же проблемные дворы.

- Если надо по прямой, почти везде можно проехать. Но все дворовые проезды с закруглениями, поворотами. И если на закруглении стоит припаркованный транспорт - все, приехали, - говорит Дембовский.

Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский

МАЗ вот именно так "приехал" почти сразу - к крайнему подъезду дома №145 на Слободской не попал, застрял между припаркованным у мусорных контейнеров грузопассажирским Sprinter и легковым Mercedes - он стоял колесами на тротуаре. МАЗ стал и стоит - ни туда ни сюда. Справедливости ради заметим, что к подъезду высыпала минимум половина местных автовладельцев: "Что случилось?", "Где горит?", "Отогнать машину?!" Оставшаяся половина, заметив ГАИ, стыдливо пряталась за шторками. "Все равно же ситуация зафиксирована", - говорит старший инспектор Михаил Корниевич.

Фото: Виталий Дембовский

Водитель буса припарковался здесь еще днем. В тот момент, говорит, его автомобиль ничьему проезду не мешал - черного седана на тротуаре еще не было. Ну разве что... Sprinter в принципе не имел права находиться во дворе: недавно вступившие в силу изменения в ПДД запретили такую стоянку. Второй Mercedes приехал позже - и вместе они создали проблему.

Фото: Виталий Дембовский

- Ночью люди бросают машины во дворе, иногда полностью блокируя проезд. И каждый думает, что завтра утром он раньше всех встанет и уедет, а ночью никому проезд не понадобится. Все знают, что со стороны жилой застройки парковка вообще запрещена - но они же уверены, что пока ГАИ не оштрафовала, нарушения как бы и не было. А то, что квартиры горят или самоубийцы, не дай Бог, на крышу выходят и в три часа ночи, и в пять утра - никто не думает. И в три утра с вопросом, отогнать ли машину, никто бы не вышел.

Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский

Пожарные машины - не все - даже больше мусоровозов. Видели, как те маневрируют в ваших дворах? Водители МЧСных МАЗов - еще большие "миллиметровщики". Вместо того, чтобы "разбросать" бампером на своем пути все мешающие автомобили и все же доехать, куда нужно, они теряют драгоценные секунды и минуты. Представитель ГАИ говорит, что движение автомобилей спасателей на все эти вызовы - естественно, состояние крайней необходимости, поэтому, если они зацепят во дворе чье-то зеркало или поцарапают кому-то дверь, к административной ответственности их не привлекут - причиненный вред меньше предотвращенного.

Виталий Дембовский, в свою очередь, уверяет: на практике все сложнее - обосновать, что ущерб предотвращенный был большим, чем нанесенный на практике, сложно.

- Когда спасатели едут на сообщение "запах дыма в подъезде" это может быть как возгорание газеты в почтовом ящике (ущерб незначительный), так и квартира, которая уже вовсю полыхает. А заявитель в обоих случаях скажет одинаково - дымом пахнет. Пока спасатели не найдут очаг, понять серьезность вызова нереально. И потому, если там реально горела квартира и подразделение МЧС спасло несколько людей из пламени - это одно, а вот если повредить бампером 10 машин, а окажется, что сгорела газета, - ни один суд не встанет на нашу сторону, и ущерб придется возмещать самим спасателям.

Фото: Виталий Дембовский
Фото: Виталий Дембовский

Обоим водителям Mercedes во дворе на Слободской выписали штрафы: одному - владельцу легкового - 180 тысяч, второму - 900 тыс. Оба они должны были переставить свои машины. Пока МАЗ-"миллиметровщик" выезжал задним ходом из узкого закругления, оштрафованный водитель стоявшего на тротуаре Mercedes кинул в сторону спасателей: "Выехать не может, кто ему права дал..."

- ...У этих людей нет совести, - покачал головой парень в противопожарном костюме, своей рукой прикрывая одну из припаркованных машин от бампера МАЗа.
-30%
-15%
-20%
-10%
-55%
-10%
-30%
-40%