/ /

Один из верных признаков прихода весны в города Беларуси - массовое появление на улицах велосипедистов. С каждым годом велопарк столицы и других городов только увеличивается, причем многие используют велосипед именно как средство передвижения, а не для "покатушек".

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Велосипедисты традиционно ругают белорусские ПДД, которые обязывают их ездить по тротуарам, спешиваться на "зебрах" и спускаться в подземные переходы; водители традиционно недовольны "неадекватными" велосипедистами, которые внезапно появляются на дорогах прямо перед бамперами автомобилей.


Велосипедная инфраструктура Минска и других городов развивается, возможно, недостаточно быстро, однако, по мнению многих участников движения, это не дает права велосипедистам игнорировать действующие ПДД и интересы других участников движения. Вместе с сотрудниками ГАИ Минска AUTO.TUT.BY посмотрел на типичные нарушения правил дорожного движения и законов здравого смысла.



32-летнего врача-психиатра Сергея на шоссейном велосипеде экипаж ДПС остановил, едва выехав с базы: велосипедист бодро крутил педали в первом ряду проспекта Дзержинского - по его собственному мнению, поездка была абсолютно безопасной, поэтому мужчина долго не мог понять, за что же его собираются наказать инспекторы.

- Понимаете, у меня шоссейный велосипед, он в силу своих особенностей не может ехать по неровной поверхности: по тротуарам, бордюрам!

Сергей уверен: он не нарушал пункта 148 ПДД "Движение на велосипеде должно осуществляться по велодорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от правого края". По мнению мужчины, в данном случае речь идет именно о невозможности движения, как и сказано в правилах, - ведь конструкция его велосипеда требует идеально гладкого покрытия.



На самом деле, эта самая "невозможность" в ПДД никак не раскрыта, поэтому ее и трактуют как угодно. Инспекторы поясняют Сергею: "Речь идет об объективных препятствиях - тротуар перекопан из-за ремонтных работ, перегорожен бетонными блоками... Или же в межсезонье могут быть лужи или грязь по колено - тогда да, двигаться на велосипеде по нему невозможно. Но это не ваш случай".

В "Комментариях к ПДД" (мы не раз говорили о том, что эта книга не имеет статуса закона, однако ею пользуются в случаях, когда нужно единообразно трактовать порой расплывчатые нормы правил) сказано: движение велосипедистов по проезжей части должно рассматриваться как исключительный случай. Другой вопрос, что далеко не каждый тротуар годится для комфортного совместного передвижения пешеходов и велосипедистов: потоки как минимум нужно разделить разметкой или, что лучше, конструктивными элементами. И не только на проспектах столицы.

- Аргументы Сергея о том, что его случай, как и его дорогой велосипед, и есть "исключительный", несостоятелен, - считают инспекторы. По их мнению, таким велосипедам в городе не место - не зря они называются "шоссейными", и требовать, чтобы дороги и ПДД были "заточены" под их "чуткие" колеса - это как купить для езды по Минску болид "Формулы-1" и негодовать, что не дают разогнаться до 250 км/ч, как позволяют конструктивные особенности транспортного средства.



Сергей честно признается, что все равно будет продолжать ездить по проезжей части, а не тротуару - "Я дождусь все же разумных изменений в ПДД!" - и получает копию протокола с вызовом на административный разбор в ГАИ: наличных денег для оплаты минимального штрафа за данное нарушение - 180 тыс. рублей, - у велосипедиста с собой нет.

Ответственность за нарушение ПДД велосипедистами - предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин. Если нарушил пьяный велосипедист - от 3 до 5 базовых. Но в городах, говорят инспекторы, нетрезвых велосипедистов практически не встречают - это "болезнь" села.
Активисты велодвижения - мы говорим о тех, кто ездит, а не катается, - аргументируют свое желание ездить по проезжей части тем, что только так можно обеспечить действительно бесперебойное движение, иначе теряется смысл использования велосипеда именно как транспортного средства. На тротуарах же езда, мол, превращается в череду спрыгиваний-запрыгиваний.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Читать полностью:  https://auto.tut.by/news/exclusive/415215.html

...Проспект Независимости с точки зрения удобства для движения велосипедистов в этом сезоне изменился: знаки, позволяющие проезжать переходы на велосипеде, появились и по другую сторону проспекта - справа, если ехать от центра к Уручью. Ранее, напомним, возможность не спешиваться была только на левой стороне Независимости, где обустроена велодорожка.

А вот, например, на регулируемом переходе у пересечения Толбухина и проспекта Независимости знака, позволяющего пересекать проезжую часть на велосипеде, нет. Но это никого не останавливает - равно как и не смущает присутствие недалеко от перехода экипажа ГАИ. Обращаем внимание, что подростки лет 16-17, серьезные мужчины с портфелями через плечо и женщины на "дамских" велосипедах все как один аккуратно останавливаются у края тротуара, спешиваются и переходят пешком, везя рядом велосипед. Потенциального нарушителя же можно узнать издалека: по велосипедной форме, шлему и дорогому байку. "Парадокс, но именно те, кто ездит много, давно и считает себя "профессионалами", чаще всего и игнорируют ПДД - и чаще всего оказываются на капотах автомобилей", - инспекторы сравнивают такую уверенность в себе с хорошими пловцами, которые, к сожалению, часто становятся в воде жертвами собственного "профессионализма" и самоуверенности.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

- Велосипедистов стало очень много - пять лет назад такого не было, конечно. Но и город идет навстречу, инфраструктура развивается. Другое дело, что дать возможность велосипедистам двигаться, как им удобнее, на всех участках минских дорог, пока невозможно - этому есть объективные причины,
- говорят в ГАИ.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
В Минске, по данным участников велодвижения, велосипедом владеют более 400 тысяч человек. И хотя активно ездят всего около 2% минчан, с каждым годом их число растет.

В качестве примера инспекторы приводят перекрестки, на которых идет интенсивное поворотное (право- или лево-) движение - именно здесь водители чаще всего не успевают среагировать на выехавшего на переход велосипедиста. Самым крупным и аварийным для них перекрестком называют Машерова - Победителей:

- Улицу Машерова пересекает самая популярная в городе велодорожка, движение велосипедистов очень серьезное. Условия для движения хорошие: ровная дорога, пониженные бордюры. Конечно, спешиваться никто не хочет. А вот для водителей "внезапный" велосипедист становится сюрпризом - чаще всего, неприятным.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Этим вечером на Машерова велосипедисты, завидев инспектора, становятся законопослушными: спешиваются, переходят, снова садятся на велосипед и едут. "Это пока мы не уехали", - точно знают сотрудники ГАИ. Профилактическую беседу провели лишь с одной девушкой: так как ранее она ПДД не нарушала (каждого велосипедиста инспектор "пробивает" по базе) и клянется, что более и не станет, - ее отпускают.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Самая на сегодняшний день напряженная ситуация, по нашим наблюдениям, сложилась на пересечении столичных улиц Интернациональной и Янки Купалы: здесь велодорожка, идущая от Немиги вдоль Свислочи, прерывается - велосипедисту нужно преодолеть два регулируемых перехода, чтобы попасть в парк им. Янки Купалы. И оба их, порой даже без остановки - светофорные циклы позволяют, 99% проезжают на велосипедах.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Не прошло и 10 минут - у экипажа ГАИ, припарковавшегося на Купалы, образовался вело-meeting нарушителей. Таксист Кирилл с нарушением соглашается, но очень просит его не штрафовать: работы, мол, мало, денег - тоже. Инспектор вручает ему копию протокола - меру ответственности позже определят в ГАИ города.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

39-летний Алексей, хоть и проехал переход на глазах сотрудников ГАИ, доказывает, что наказывать его не за что: "Я притормозил, спустил одну ногу на асфальт, убедился в безопасности переезда - и только тогда поехал. Я же не просто рванул через переход, никому не помешал!"

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Алексей жалуется, что отстегивать каждый раз крепления (специальная обувь для велосипедистов "защелкивается" в педали) очень напряжно, и эмоционально восклицает: "Ну вот он (указывает на ту же "зебру" и абстрактного пешехода на ней) спешился! А может, даже и не посмотрев на дорогу, пошел! Есть гарантия, что не задавят? А если задавили - то он будет прав, а я неправ? Всего-то разница?"

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Инспекторы снова и снова объясняют, что несмотря "на личное мнение каждого относительно целесообразности каждого пункта правил", действующие ПДД обязывают пересекать проезжую часть спешившись, а ехать - по тротуарам. И точка. Иначе - нарушение, по крайней мере пока.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
-30%
-20%
-51%
-20%
-25%
-15%
-50%