178 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  2. И снова умерли 10 человек. Минздрав выдал свежую суточную статистику по коронавирусу в Беларуси
  3. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  4. По деньгам выходит дешевле, чем отели. Путешествие на автодоме по Полесью
  5. «Скинул 20 кг за 5 месяцев». Белорус рассказывает, как похудел, а потом набрал мышечную массу
  6. Культурная революция в Китае: как школьники вырезали интеллигентов в рамках «классовой борьбы»
  7. Очевидцы сообщили о задержании ОМОНом велосипедистов на Цнянке
  8. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  9. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  10. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  11. «Белавиа» отменила сегодняшний рейс в Тель-Авив. Полетят ли туда самолеты на следующей неделе?
  12. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  13. Беларусь лишили права проведения этапа Кубка мира по биатлону
  14. В «Песочнице» засадили овощами новые грядки, теперь полить и прополоть лучок может любой минчанин
  15. «За попытку скрыться». Задержали работника «Белоруснефти», который записал видео против насилия
  16. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  17. «Среди стран Европы хуже только в Молдове и Албании». Изучили статистику по белорусской науке
  18. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  19. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой»
  20. С чем полезнее съесть шашлык: с майонезом или кетчупом? Главное о здоровье за неделю
  21. Замначальника Генштаба рассказал о возможной отработке нанесения авиаударов НАТО по Беларуси и России
  22. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  23. Йоханнес Бё души не чает в жене и ребенке. Только взгляните на их семейную идиллию
  24. «Здесь очень скучно». История Марии и Максима, которых по распределению отправили в агрогородок
  25. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  26. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  27. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  28. Генпрокурор: «Установлены сведения о еще живых нацистских преступниках. Из литовских батальонов СС и Армии Крайовой»
  29. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  30. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось


Фото: ГАИ УВД Могоблисполкома
Фото: ГАИ УВД Могоблисполкома
В новом выпуске проекта "Хотите по закону?" адвокат Павел Колтунович рассказывает об установлении степени вины водителя в случае наезда на пешехода.

Когда виноват водитель и почему при невиновности с точки зрения Административного или Уголовного кодексов может наступить гражданская ответственность? Как проводятся следственные эксперименты и почему важны погода, время суток, исправность фонарей и даже фаза Луны в момент совершения ДТП? Об этом вы узнаете из очередного выпуска проекта.

Главный совет юриста: запомнить все обстоятельства ДТП и не искажать их ни в коем случае.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (93.81 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (21.17 МБ)

Следующий выпуск проекта выйдет в эфир 24 марта. Вопросы Павлу Колтуновичу присылайте на air@tutby.com с пометкой "Хотите по закону?".

"Хотите по закону?" - совместный проект белорусского портала TUT.BY и адвокатского бюро "Осипова, Колтунович и партнеры", это цикл юридических консультаций для наших пользователей по самым разным вопросам.
Каким образом устанавливается, виноват ли водитель в наезде на пешехода или нет?

Бытует расхожее мнение о том, что на дороге пешеход всегда прав, тем более в случае ДТП с участием пешехода. А если наезд произошел на пешеходном переходе - водитель виноват в любом случае. Так ли это на самом деле?

В действительности каждое ДТП с участием пешехода - это целый комплекс правоотношений: начиная от обязательства по возмещению вреда пешеходу и заканчивая административной или уголовной ответственностью водителя.

Если водитель виноват в ДТП с участием пешехода - он может быть привлечен к административной (ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) или уголовной ответственности (ст. 317 УК Республики Беларусь) в зависимости от тяжести полученных пешеходом телесных повреждений.

Сегодня мы расскажем о том, как на практике устанавливается виновность водителя в ДТП с участием пешехода.

Приведем два примера из практики:
 
Пример 1.
Пешеход в состоянии сильного алкогольного опьянения переходит дорогу в неположенном месте. Водитель двигается с допустимой скоростью. Происходит наезд на пешехода.

Пример 2.
Водитель двигается со скоростью 120 км/ч вне населенного пункта при установленном ограничении максимальной скорости 90 км/ч в темное время суток. Пешеход в одежде темного цвета в темпе быстрого бега пересекает проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, при этом выбегает на пешеходный переход из-за остановки общественного транспорта. Происходит наезд на пешехода.

На первый взгляд, все однозначно.
В первом примере виноват пешеход, а во втором случае виноват водитель. Но в действительности с учетом всех обстоятельств ДТП окончательный вывод может быть прямо противоположным, то есть в первом примере будет виноват водитель, а во втором - вина водителя далеко не очевидна. 

Действия водителя в каждом конкретном случае анализируются с точки зрения п. 87.2 ПДД, где сказано, что при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

В каждом случае наезда на пешехода следствию необходимо установить, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП путем применения экстренного торможения с момента возникновения опасности для движения.

Водитель располагает технической возможностью предотвратить ДТП, если он успевает остановить автомобиль до места наезда на пешехода. 

Наличие либо отсутствие технической возможности предотвратить ДТП определяется сравнением двух показателей: остановочного пути и расстояния удаления автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности для движения в виде пешехода.

Вина водителя в ДТП будет отсутствовать, если в конкретной дорожной ситуации остановочный путь автомобиля больше, чем расстояние удаления автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности для движения.


Что такое  остановочный путь автомобиля и как он определяется?

Остановочный путь - это расстояние, необходимое водителю для остановки транспортного средства экстренным торможением при заданной скорости.

Остановочный путь складывается из расстояния, преодолеваемого транспортным средством за время реакции водителя на возникновение опасности для движения, время срабатывания тормозного привода и установившегося замедления ТС при экстренном торможении, а также расстояния, преодолеваемого ТС с установившимся замедлением до остановки.

Как определяется время реакции водителя?


В каждом конкретном случае ДТП время реакции водителя не измеряется, поскольку в экспертной практике имеются определенные усредненные значения времени реакции водителя в конкретных ситуациях.  

Время реакции зависит от того, насколько вероятно появление опасности и насколько сильно появившийся объект выделяется на окружающем фоне, т. е. от степени контраста и габаритов объекта.

Минимальное время реакции водителя 0,3 секунды было установлено в ходе специального эксперимента на тренажере. Минимальным временем реакции водителя в условиях реального дорожного движения в экспертной практике принято считать - 0,6 секунды.   

Как определяются такие показатели, как время срабатывания тормозного привода, нарастание замедления, установившееся замедление, смотрите на видеозаписи.

Как определяется скорость движения транспортного средства в момент наезда на пешехода?

Если на месте ДТП остался след торможения автомобиля, то скорость автомобиля может быть установлена расчетным способом в рамках автотехнической экспертизы. Скорость автомобиля, оборудованного тахографом, можно установить по диску тахографа.

Современные автомобили в большинстве своем оборудованы системой ABS, которая предотвращает блокировку колес транспортного средства при торможении. В связи с этим даже при экстренном торможении на дороге может не оставаться следов торможения.

В случае отсутствия объективной информации о скорости автомобиля в момент ДТП по решению следователя может проводиться следственный эксперимент (ст. 207 УПК Республики Беларусь).

Следственные эксперименты, как правило, проводятся с участием водителя, адвоката по ДТП, свидетелей, потерпевшего или его представителя.

Как происходит следственный эксперимент по определению скорости авто и темпа движения пешехода и как определяется момент возникновения опасности, смотрите на видеозаписи.

Рекомендации адвоката по ДТП для водителя, участвующего в следственном эксперименте по уголовному делу.

1. Запомните простое правило: чем больше скорость автомобиля - тем больше остановочный путь автомобиля. Чем больше остановочный путь автомобиля, тем больше шансов у водителя оказаться невиновным в ДТП. Разумеется скорость должна быть в пределах максимально допустимой на конкретном участке дороги.
2. Если во время допроса водителю предлагается сообщить, с какой скоростью он двигался в момент ДТП, - не занижайте скорость движения автомобиля, поскольку тем самым вы уменьшаете остановочный путь своего автомобиля, то есть ухудшаете свое правовое положение.
3. Если во время допроса водителю предлагается сообщить, в каком темпе двигался пешеход непосредственно перед наездом, - не занижайте скорость движения пешехода. Чем быстрее двигается пешеход, тем меньше времени у водителя для предотвращения ДТП.
4. Если ДТП произошло в темное время суток, уделите максимальное внимание наличию или отсутствию источников освещения: постарайтесь вспомнить, работали ли в момент ДТП осветительные мачты, имелся ли встречный и попутный транспорт, светила ли Луна. Все дополнительные источники в большинстве случаев будут работать против вас.

В следующем выпуске цикла "Хотите по закону?", который выйдет в эфир 24 марта 2015 г. в 9.30, адвокат Павел Колтунович расскажет о том, какая ответственность ждет водителя в случае установления его вины в ДТП с участием пешехода.
 
Удачи на дороге!
-7%
-30%
-10%
-20%
-10%
-10%
-10%
-20%
-30%