опубликовано: 
обновлено: 
/

Поскольку 8 Марта изначально возник как день борьбы за равноправие мужчин и женщин, AUTO.TUT.BY отправился с поздравлениями к человеку, до успехов которого далеко многим представителям сильного пола. В салоне Mercedes ML 400 мы встретились с совладелицей популярной белорусской марки одежды Mark Formelle Светланой Сипаровой. Она рассказала, почему в крупном бизнесе так мало женщин, зачем нанимать иностранных консультантов в белорусскую компанию, а также по каким причинам отечественный легпром находится не в лучшем состоянии.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY


"Единственный минус автомобиля в том, что он глушит мотор на светофорах"

Собеседница говорит, что раньше она ездила на Toyota Camry, которую считает практичным автомобилем. Этой осенью Светлана решила сменить авто на более эмоциональное.

- Поскольку к тому времени я уже поездила на внедорожнике мужа (Андрей Сериков, партнер по бизнесу. - TUT.BY), поняла, что хочу что-то похожее. А именно Mercedes ML я выбрала потому, что он для меня, что ли, более дружеский по дизайну.

Собеседница говорит, что не хотела себе черную машину, ведь прошлая была именно такого цвета.
Собеседница говорит, что не хотела себе черную машину, ведь прошлая была именно такого цвета.

Исходя из того, что Сипарова выбирала не личный, а служебный автомобиль, то непосредственно покупкой машины занимались водитель и ее муж. В ноябре прошлого года они пригнали Mercedes ML 400 из московского салона.

- Машина меня абсолютно не разочаровала, а некоторые детали очень порадовали. Например, из опций мне нравится автоматическое переключение дальнего света на ближний и наоборот.

Единственный минус из опций авто для Светланы - это режим ЭКО, который постоянно глушит двигатель машины на светофоре.
Единственный минус из опций авто для Светланы - это режим ЭКО, который постоянно глушит двигатель машины на светофоре.


"Хуже всего себя ведут водители на BMW и на транзитных номерах"

Из ходовых качеств своего авто Светлана отмечает мягкую подвеску и отличную динамику, хотя она и не любит больших скоростей. При ее спокойной манере езды Mercedes расходует около 12 литров АИ-95 в смешанном режиме.

- У меня права с 1998 года, поэтому сейчас я езжу так, чтобы было комфортно и мне, и моим пассажирам. Конечно, в конце 90-х на своем Volkswagen Passat B3 я ездила немножко по-другому.

Дополнительный комфорт создает и передняя панель ML 400, к которой сложно выдвинуть претензии.
Дополнительный комфорт создает и передняя панель ML 400, к которой сложно выдвинуть претензии.

Немного хуже ездили, по воспоминаниям собеседницы, и другие водители в то время. Хотя и сейчас не все идеально, ведь некоторые автомобилисты, говорит Светлана, постоянно мечутся из ряда в ряд, "будто они боятся упустить что-то важное".

- Остались еще те, кто очень близко подъезжает к твоей машине и, не обращая внимания ни на что, моргает, чтобы ты ему уступил. Как правило, это водители BMW и автомобилей на транзитных номерах. Одних на быструю езду провоцируют их машины, других - желание опробовать только что купленное авто.

"Успешная женщина в Беларуси - это не всегда успешный бизнесмен"

Также, по словам собеседницы, разнится и поведение мужчин с женщинами на дороге: вторые более осторожны. По наблюдениям Сипаровой, это качество прекрасной половины переносится и на сферу бизнеса.

- Даже статистика говорит о том, что если в совете директоров компании есть хоть одна женщина - эти организации не склонны принимать какие-то рискованные решения. Но я не говорю, плохо это или хорошо.

Светлана не считает плохим и то, что в белорусском крупном бизнесе совсем немного женщин. Говорит, что дело здесь вовсе не в жесткой конкуренции или особых правилах игры в этой сфере.

- Я думаю, что крупный бизнес просто более интересен мужчинам, ведь у женщин помимо предпринимательства в жизни есть и другие интересы, например семья. Да и в глазах общества успешная женщина - это далеко не всегда успешный бизнесмен.

В бардачке авто Светланы мы обнаружили диски еще одной успешной и влиятельной женщины.
В бардачке авто Светланы мы обнаружили диски еще одной успешной и влиятельной женщины.


"Иностранные консультанты заставляют думать по-другому"

К своему же успеху в предпринимательстве собеседница шла около 15 лет. Светлана рассказывает, что в середине 90-х после института пришла менеджером по продажам в компанию отца, которая занималась пошивом нижнего белья. Выйдя замуж и пройдя определенные ступени карьерной лестницы, 6 лет назад она решила покинуть компанию и организовать свое дело с супругом.

- Мы с отцом видели бизнес по-разному, поэтому решили идти каждый своим путем. К тому же я понимала, что работать с мужем мне будет проще.

Несложным для Сипаровой был и выбор специализации бизнеса, ведь она всю сознательную жизнь занималась продажей и производством нижнего белья. Чуть позже в линейке продукции Mark Formelle появились майки, шорты, штаны и постельное белье.

- К расширению линейки нас подтолкнуло то, что мы начали открывать свои собственные магазины. Мы хотели, чтобы человек мог к нам зайти и купить не только нижнее белье, а целый комплект одежды.

В багажнике ML 400 находим подушку. Правда она не Mark Formelle, а D&G. Светалана говорит, что это подарок, который шел вместе с духами.
В багажнике ML 400 находим подушку не Mark Formelle, а D&G. Светлана говорит, что это подарок, который шел вместе с духами.

Большую роль в развитии бизнеса сыграли и немецкие консультанты по производству и маркетингу, которые были привлечены в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. Это проект Европейского банка реконструкции и развития, который и оплачивал 90% работы данных специалистов в течение 2 лет. Светлана говорит, что консультанты действительно дали много дельных советов.

- Например, до появления консультантов наши магазины были не такими яркими, ведь мы боялись, что это отпугнет покупателя недорогой одежды. Но специалист по маркетингу рассказал, что это совершенно не так - и мы сделали редизайн торговых точек. В итоге он оказался абсолютно прав, потому что покупателей стало больше.

А вот специалист по производству, вспоминает собеседница, передвинул тележки в цеху таким образом, что производительность выросла на 40%. Исходя из этого, Mark Formelle планирует продолжать сотрудничество с банком, хоть на этот раз европейцы будут оплачивать лишь 50% бюджета.

- Иностранные специалисты заставляют думать по-другому и по-другому смотреть на некоторые вещи. Если раньше я думала, что белорусам не нужен яркий дизайн и смелые решения в одежде, то благодаря немецким специалистам я кардинально поменяла свое мнение. Кроме того, за последние годы сильно поменялось и общество: люди хотят одеваться необычно и со вкусом.

Сама Светлана сегодня одета в пальто Pinko, шарф Bershka и сапоги Ecco.
Сама Светлана сегодня одета в пальто Pinko, шарф Bershka и сапоги Ecco.


"Из белорусских составляющих в нашей одежде только этикетки"

Немало белорусов хочет одеваться не только необычно, но и качественно. Отмечаем, что пару лет назад от покупателей Mark Formelle поступали жалобы на то, что одежда быстро теряет цвет при стирке.

- Такая проблема действительно была, поэтому мы перестали работать с теми поставщиками материала. Мы над этим работали и работаем.

К слову, ткань из которой шьют на фабриках Светланы, - турецкая, а кружева они поставляют из Латвии. Собеседница говорит, что только этикетки у них белорусского производства.

- Трикотаж в Турции лучше и дешевле белорусского процентов на 30, а вот кружева вообще не выпускают ни у нас, ни в России. Это очень удивительно, ведь такой бизнес не настолько сложный.

Зато в России хотя бы можно пользоваться навигацией автомобиля, которая в нашей стране является абсолютно бесполезной опцией.
Зато в России хотя бы можно пользоваться навигацией автомобиля, которая в нашей стране является абсолютно бесполезной опцией.

И хоть одежда и шьется из импортных составляющих, Сипарова отмечает, что главное - это белорусские дизайнеры и простые работники.

- Мы специально размещаем свои производства в малых городах, где средняя зарплата ниже. Мы платим выше средней по отрасли. Но из-за меньших издержек на производство, мы можем держать и цены ниже, чем у конкурентов, которые размещают производство в больших городах.

Собеседница уверена, что даже при низких ценах можно делать вещи приемлемого качества.

- Качество - понятие для каждого разное, но вполне реально делать недорогую одежду, которая будет отвечать стандартным требованиям. Эти требования включают в себя хорошую посадку, нормальные материалы и не расползающиеся через пару стирок швы. И то, что делать недорогую, красивую и приемлемую по качеству одежду можно, уже доказано тем же H&M, к уровню которого мы стремимся.

"Світанак" привык, что у него есть своя аудитория - советский гражданин"

Стремление к развитию доказывает и то, что прибыль компании в 2014 году, по словам собеседницы, примерно на 30% больше прибыли 2013-го. А вот белорусский легпром доказывает то, что не все компании по пошиву одежды становятся успешными в рыночных условиях.

- Раньше для нас основными конкурентами были фабрики "Світанак", "Купалинка" и "8 Марта", но мы, наверное, их обошли уже пару лет назад. А почему у них так обстоят дела, я сама постоянно задаюсь вопросом, хотя имею некоторые предположения.

Например, Сипарова считает, что "Світанак" вовремя не модернизировали и фабрика просто упустила рынок.

- Они привыкли к тому, что у них есть своя аудитория - такой советский гражданин, который знает, что "Світанак" - это дешево. Но это было раньше, ведь сейчас в Беларуси появился широкий выбор одежды по демократичным ценам. Да и покупатель изменился: человек лучше купит вещь на 20 тысяч дороже, но это будет яркая одежда.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Еще меньше шансов удержаться в современных условиях, говорит собеседница, было у фабрики "Купалинка", ведь "они не такие дешевые, как "Світанак", и не такие яркие, как Mark Formelle".

- А вот у фабрики "8 Марта" недавно появился сильный директор, который поднял это предприятие. Я заметила какие-то новые решения, их одежда стала заметной на полках, но потом директора сняли...

"Ну как ЦУМ может сделать план по экспорту, который ему доводят?"

Почему сняли руководителя этой фабрики, собеседница не знает, но говорит, что другие вообще не хотят развиваться и боятся принимать решения. 

- Вспомним те же спортивные штаны "Бобруйсктрикотаж", за которые они держатся даже не 20, а 30 лет. И они будут и сегодня отправлять их в торговлю вместо того, чтобы искать новые решения или хотя бы цвета.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Хотя, ради справедливости, Светлана отмечает, что у частника намного больше свобод, чем у руководителя любого предприятия концерна "Беллегпром". Она приводит пример, что директора этих фабрик должны отчитываться в концерне за каждую командировку, хотя могли бы потратить это время более эффективно.

- Так и получается, что для меня критерий - рынок, а для них - экономия электричества. Даже иногда в разговоре с государственными магазинами думаешь: боже мой, как можно их заставлять делать план по экспорту? Ну как ЦУМ может сделать план по экспорту?

Сипарова отмечает, что значительно просел экспорт и у государственных фабрик, ведь на российском рынке сейчас полно как местных, так и недорогих иностранных брендов. Поэтому в соседнюю страну Mark Formelle выходит осторожно.

- Например, из-за большого предложения мы не открываем магазины в Москве и Санкт-Петербурге, работая в Твери, Череповце и Туле. Спрос неплохой, но какие сейчас в России продажи?

"Белорусы не настолько обижены, что на родине невозможно делать бизнес"

Для того чтобы работать в условиях конкурентного рынка России, естественно, нужны и толковые дизайнеры. Светлана отмечает, что у нас в стране не хватает таких специалистов, которые бы делали модели вещей именно для массового потребителя.

- Нашим дизайнерам часто нужно ставить рамки, потому что вещь для масс-маркета должна быть технологичной, простой в производстве и укладывающейся в определенный бюджет производства. И не все белорусские дизайнеры хотят чувствовать рынок и потребителя, хотя сейчас у многих уже появляется понимание в разнице между коммерческой вещью и прет-а-порте.

Поэтому кроме белорусов над дизайном Mark Formelle работают и специалисты из Великобритании, которые бывали и у нас в стране.

- И когда эти девочки к нам приезжают, то говорят: какие же вы счастливые, что у вас в стране океан нереализованных идей для бизнеса. Я с ними солидарна и не думаю, что белорусы настолько обижены, чтобы было невозможно сделать бизнес на родине.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
-10%
-40%
-10%
-25%
-20%
-25%
-40%
-10%
-10%