• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  2. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  3. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  4. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  5. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  6. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  7. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  8. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  9. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  10. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  11. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  12. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  13. Что происходит в Беларуси 28 февраля. Онлайн дня
  14. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  15. «Пышка должна быть не дороже жетона». Как минчане развивают бизнес, который зацепил их в Питере
  16. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  17. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  18. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  19. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  20. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  21. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  22. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  23. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  24. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  25. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  26. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  27. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  28. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  29. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  30. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком


Дмитрий Новицкий, фото и видео: Антон Шелкович,

Что такое 11 000 км? Это расстояние, которое нужно преодолеть до Минска участникам совместного проекта журнала "Большой" и AUTO.TUT.BY. После месяца скитаний ребята наконец-то начали движение в сторону весны.



Слегка поиздержавшись в пути, экспедиция прибыла в Магадан. Здесь мы максимально осознали, что такое "ирония судьбы". Это когда пять дней не мылся, приезжаешь в гостиницу, заселяешься - и только потом слышишь: "У нас горячую воду отключили, несколько дней воды не будет". Хотя разве это проблема: электрочайник, ковшик, тазик - и снова свеж, как молодой редис.



Магадан - странный город. Странный тем, что интернет в ХХI веке здесь на вес золота: золота в округе много, а оптоволокна на материк нет. Вся связь через спутник, поэтому отправка фотографий - это долгий и упорный труд, а закачать видео можно только по блату: выделенные линии есть у ФСБ, Сбербанка и еще каких-то разведчиков, которым очень надо.

Один из самых крайних и забытых городов империи. Это чувствуется хотя бы потому, что каждый житель мечтает уехать в центр, где жизнь проще, дешевле и теплее.



- Ни один житель не строит в этом городе долгосрочных планов. 5, 10, максимум 20-25 лет - и отсюда нужно уезжать. Так думает каждый магаданец, поверь, - рассказывает мне местный гид, но!

Глядя на кислые лица, разговаривая с людьми, я не понимаю их пессимизма. Если прилетел сюда из московской "Крыши мира", тогда да, вокруг все серо и безысходно. Но если зашел в Магадан с трассы "Колыма", зашел с -50 °C ночью и -42-44 °C днем, зашел со стороны брошенных поселков и многих сотен километров пустоты - ох, как в Магадане хорошо. Здесь тепло, всего -7 °C в день нашего визита. Здесь люди, здесь магазины, рестораны, АЗС. Здесь с нашей карточкой "Альфа-Банка" ты король всего живого, ты можешь все. А там, на трассе "Колыма", одиночество, пустота и холод.

Магадан - прекрасная колония живых людей на многие сотни и тысячи километров вокруг.



Поэтому расслабляемся, ходим в -7 °C в наших спецодеждах Picture, смотрим достопримечательности. Вот мамонт: когда-то здесь в окрестностях они бродили. Плюс шерстистые носороги, этих животных до сих пор находят в мерзлоте.



"Маска скорби" - монумент, посвященный всем жертвам колымских лагерей. Внутри - одиночная камера, точная копия той, из 30-х. Ночью "Маска скорби" выглядит трагичнее.
 
"Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключенных. Итог: никто из "зэков", охранников и овчарок не пережил колымской зимы. Из заключенных второй очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го, зиму пережил каждый 50-й. "Счастливее" оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство Колымской трассы и других дорог, речных портов, аэродромов, поселков и "столицы" лагерного края - Магадана".


Магадан. Прижался к Охотскому морю, это и дает ему возможность жить. По морю в круглогодичный порт доставляют грузы, море не дает городу замерзнуть зимой. Там, на трассе, -50 °C. В Магадане -7 °C. Но Охотское море, в котором "на глубинах около 500-150 метров находится промежуточный холодный слой воды, температура которого не изменяется в течение года и составляет около -1,7 °C", летом замораживает Магадан.

- Лето? Да какое у нас лето, - говорят магаданцы. - +12–13 °C месяца полтора - и все, снова холода.

Поэтому горожане ноют и хотят уехать все как один.



А нам - экзотика, красиво. Можно посмотреть на ледокол, можно посмотреть на корабли.



Опять же Охотское море - красота. Но магаданцы неизменны.

- Красиво, красиво… Понимаешь, отсюда уехать невозможно. Билет Магадан - Москва сейчас стоит 16-17 тысяч рублей, туда-обратно получается около 30 тысяч. Это хорошая средняя городская зарплата. Морем никуда не уплывешь, пассажирских перевозок нет. По земле тоже особо не поедешь - мы не такие больные, как вы, чтобы по трассе "Колыма" кататься. Поэтому варимся тут, в этой красоте

Дорогие авиабилеты - бич России. Как только в стране появятся лоукосты, как только закипит внутренний туризм, как только 100-200 долларов туда-обратно в любой уголок станут явью, как только появятся хостелы за 10-15 долларов, - Россия станет совсем другой страной.



В 1968 году в Магадан в гости к другу Игорю Кохановскому приезжал Владимир Высоцкий. После этой поездки появилась песня "Мой друг уехал в Магадан".



Мы же по заявкам зрителей включаем "бытовую" часть. Главная достопримечательность Магадана, на мой взгляд, в ценах. В Якутске я кряхтел, сетовал на цены. Как только свернул с трассы "Амур", они сразу же выросли. Бензин на материке заливал по 32-35 рублей за литр, в Магадане - по 50-53!



Хлеб в Магадане стоит 38,50. В Красноярске, где пишутся эти строки, похожий стоит около 22 рублей. 38,50 - это около 9100 белорусских рублей. 22 рубля - это плюс-минус 5000 рублей.



48,50 стоит кефир, это 11 507 белорусскими рублями. В Красноярске кефир стоит 30-40 рублей, 40 - это 8500 белорусских рублей.



Масло попроще стоит 182,50 рубля за 1 кг (43 299 белорусских рублей) и 223 рубля за 0,5 кг подороже - это 52 908 нашими.



Виноград - 507 рублей - 120 290 белорусских рублей. Самая волнующая белорусов позиция, вырезка свиная, стоит 420 рублей за 1 кг - 99 649 белорусских рублей.

Это дорого, на материке сильно дешевле.



Но не цены главное в Магадане: во всем городе словно повисло ощущение одиночества и заброшенности. Город хорошо жил в советские времена, когда развивались золотые прииски.

- Во время СССР, как сейчас принято говорить, была "движуха". А сейчас люди уезжают из Магадана, город стагнирует. Сколько сейчас живет? Около 100 000 человек? Так их с каждым месяцем становится меньше. Заброшенные поселки и города видел по трассе? Все сюда перебрались. А отсюда мечтают выехать на материк. Много надежд у нас было связано с Наталкинским месторождением: хорошо стартануло, в город пошли деньги. Но сейчас заглохло все: по слухам, Наталкинское специально "обваливает" одна группировка, чтобы купить подешевле. Скорее бы купили и начали разработку, хоть жизнь в Магадане пойдет вверх.



Пока еще в бухту заходят корабли. Магадан сидит без хорошего интернета, но как-то живет, если это можно назвать жизнью. А дальше как? Господа мультимиллиардеры, инвестируйте в Магадан: город без денег пропадет.



Спасением могли бы стать туристы, и мы снова возвращаемся к теме недорогих авиабилетов. Виды - супер. Сопки - класс. Взял снегоход, поехал, крабы, морская капуста и т.д. Но с такими ценами на билеты Магадану туристов не видать.
 



Магадан. Столица одиночества России.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Прощаемся с городом, выходим на трассу "Колыма". Впереди 11 000 км до Минска.



Но пока первые 2000 км до Якутска, и, перечитав предыдущую часть, я понял, что нагнал страху о трассе "Колыма". Если все грамотно рассчитать, не торопиться и ехать осторожно - все будет очень класс. По дороге в Магадан мы заправлялись из канистр. По дороге обратно, изучив расположение редких АЗС, обошлись без дозаправки "с рук". Ночевки тоже можно рассчитать: мы журналисты, идем без графика и медленно, фотографируем, отвлекаемся - поэтому и спим в машине. А если очень постараться, то можно запланировать и ночевки по трассе "Колыма". Обратитесь в Министерство туризма Якутии, там помогут.



Есть, конечно, сложности у "Колымы": например, езда за грузовиком. Когда и как его обгонять, не совсем понятно. Но терпение, аккуратность, хладнокровность - и все будет хорошо.



Когда дым от грузовика рассеивается - ты видишь красоту.



Эту дорогу нужно включать в список культурных ценностей ЮНЕСКО и запретить ее модернизацию и ремонт.



Интересных и сложных трасс на свете много. Но чтобы 1500–2000 км неописуемой красоты - такого я нигде не видел. Ощущений добавляет мороз: едешь, словно Кай к Герде, складывая слово "вечность" из осколков льда. Простая деталь: без перчаток в -50 °C ехать невозможно - мы так и не поставили второе лобовое стекло, поэтому из ветрового дышит холодом, пальцы сильно мерзнут на руле. Начинаешь понимать одиночество космонавта в абсолютном холоде: мы - точка, лишь маленькая точка тепла на огромном одеяле холода. Здесь, на нынешней трассе "Колыма", геолог однажды замерз в июне, комментарии излишни.



И хочу принести публичные извинения родной "Белшине". В предыдущем материале я сильно хвалил Nokian Hakkapeliitta 8 и имел неосторожность вспомнить всуе наш продукт. Так вот: финские шины forever, здесь все без изменений. Но вспоминать "Белшину" в этой ситуации непрофессионально и некрасиво, я на эмоциях дал маху, извините меня за это.

С удовольствием протестирую "Белшину" на трассе "Колыма", если представится возможность, чтобы дать сравнительный анализ поведения шин.



По пути заезжаем в кафе "Куба" - точка общепита известна на весь мир. "Кубинцам" мы распечатали фотографий в Магадане, купили прессы, привезли шоколада, свежих эмоций и новостей.



В "Кубе" одолела грусть, от которой не могу отделаться в каждом кафе этой поездки. В углу сейчас вместо иконы ставят телевизор, совершая к нему хадж едва ли не каждый час. Телевизор - как священник в Средние века: он и новости, и образование, и мнение сейчас. Особенно это заметно в "Кубе". Постоянно там живут человек 10, персонал "Кубы" и заправщики. Вокруг горы, снег, мороз. Связь с миром - спутниковый телефон (50 рублей минута), телевизор.

- Зачем ты здесь работаешь?

- Чтобы денег заработать. Тысячу рублей стоит мой рабочий день, соблазнов нет, деньги я не трачу. Два месяца поработаю - отвезу деньги домой, семье



Сидеть в изолированной от мира "Кубе" сложно из-за комментариев в ТВ. Кругом враги. Кругом враги, враги и бывшие друзья, с которыми вместе строили советский Север. Кругом враги, и славянская цивилизация отличается от всех остальных, она, как Нео в "Матрице", избрана за что-то кем-то.

Кем избрана?

Чем отличается?

Модель российской цивилизации точнее всего сформулировал Ницше: "Бог умер", да здравствует сверхчеловек! Ницшеанский сверхчеловек и является основой всей западной цивилизации: именно западный сверхчеловек завоевал весь мир в Средние века, именно он придумывал механизмы весь ХХ век. Именно он, ницшеанский сверхчеловек, двигал реки вспять в Советском Союзе. Поэтому идеологических отличий американцев от русских нет: все они одной крови, все они одного философского розлива. Пока европейцы покоряли Индию и другие Африки, русские покоряли Сибирь, и Ермак - апологет всех мыслей Ницше.

Но сейчас почему-то все кругом враги.

Кто враг? Мысли философа Александра Дугина просматриваются сейчас в каждом слове, произнесенном с телеэкрана. И я с этими словами не согласен. Мне из-за них путешествовать страшно: ребята, давайте все дружно с телеэкранов помолимся за мир.



Своим западным сознанием я думаю так: враг тот, кто калашников ценит больше Apple. В любом цивилизованном обществе люди отбиваются только от новой прошивки на айфон, но никак не от людей. И ценности у всех примерно те же: может, я бы и хотел, чтобы будущая жена выходила на улицу только в черном мешке с дырками для глаз. Но! У нее есть душа, есть интеллект и, так уж и быть, есть право на собственное мнение - а теперь расскажите об этом ребятам на пикапах с пулеметами и калашниковыми в руках. Поэтому враги где-то дальше, чем показывает их телевизор. И гораздо ближе, чем кажется: драконы, как известно, в нашей голове. Нет врагов, кроме придуманных нами, поэтому мне телевизор в этом путешествии портит аппетит. Правда, скорее бы хоть один диктор поправил галстук и сказал: "Друзья, чем раньше наступит спокойствие и мир, тем будет лучше. Давайте помолимся за мир".

Мир! И путешествия по миру!

Да, кстати, в "Кубе" нас принимали отлично. Хорошие ребята, хорошие парни.

Мир!



Современный мир - вот он, весь на АЗС у "Кубы". Среди наклеек кого только нет. И Черногория, и Казахстан, Италия и Польша, Чехия и Татарстан, США, Россия - все друзья. И миру - мир. Не слушайте телевизор и обнимайте всех: и русского, и украинца, и, так уж и быть, кровожадного американца. По некоторым данным, он тоже человек.

Мир!



Мы же оставляем белорусский след на "кубинской земле". Наклеек не было, прихватили скотчем Михалка. Он железный, выдержит здешний мороз.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Будете у нас на Колыме, будете на "Кубе" - проверьте оставленный нами след.
 



Заправились. И кто придумал советские металлические рукоятки заправочных шлангов? И так рука заледенела наклейки клеить, холод пробирает до костей.



Едем, доктор снова едет сквозь снежную пустыню, гигабайт целебный людям он везет. А я ушаночку поглубже натяну и в свое прошлое с тоскою загляну.
 
Из колымского белого ада
Шли мы в зону в морозном дыму,
Я заметил окурочек с красной помадой
И рванулся из строя к нему.
 
Лагерная лирика на Колыме воспринимается по-другому. Без отторжения.



Наверняка кто-то из власть имущих в Якутии прочитает этот материал: я серьезно, делайте трассу "Колыма" национальным достоянием Якутии и запускайте по ней туристов из США, Австралии и других изнеженных цивилизацией стран. Будут в восторге.



С такими мыслями прибываем в славный город Якутск. О-о-о, дорогие читатели, вы не знаете ценность городов…



В городах есть автосервисы, где не нужно, трясясь от холода на эстакаде, вглядываться, а что это мы там могли отломать. Напомню, мы прошли 4000 км по очень суровым дорогам, где обитают только УАЗы и полноприводные грузовики, поэтому нужно внимательно изучить состояние Geely.



Итог осмотра: порван пыльник шаровой опоры, в остальном все ок. Пыльник явно порвался от ям и от мороза: когда "давит" под -50 °C, на обычной легковой машине лучше все же не кататься. Плюс перегорели лампочки ближнего света фар, замена.



Прощаемся с Якутском, прощаемся с Якутией. В машине вовсю играет "Sweet Home Alabama", принимай, дорога, жди нас, дом.



На трассе "Лена" все как обычно, в коллизиях грузовики. Но, обратите внимание. Мы все ближе к цивилизации: грузовик дорожный, а не полноприводный монстр. Это верный признак, что вы приближаетесь к людям и городам.



На трассе "Амур" у экипажа наворачиваются слезы: асфальт и теплый туалет - главное, чего добилось человечество за последние столетия. Цените научно-технический прогресс. Он дал человекам скорость, по крайней мере двум, которые торопятся домой.



"Сидя на белой полосе" - это не Майк Науменко, это трасса "Амур". Одна из самых пустынных дорог мира: здесь можно поперек лечь и поспать, движение очень ненапряженное, машин мало.



Едем в отличном ритме, но настороже: с момента проезда Путина на "Калине" трасса сильно просела, ям почти нет, но есть волны. Проспал особо сильную волну - и в машине все подскакивает к потолку, потом утрамбовывается вместе с людьми в одну общую консерву.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


На всех парах залетаем в горно-степную Бурятию. Здесь живут буряты. Буряты - это шаманизм и буддизм. Бурятия - это российская Исландия (Камчатка не в счет, далековато), поэтому Байкал и Бурятию, туристы, возьмите на заметку.



В Бурятии - нетленный лама Итигэлов, Даши-Доржо. Почитайте о нем - может, сподвигнетесь поехать, от Минска недалеко, около 6000 км.



Горы, степи и буддизм, очень фактурный, очень энергетикой и красотой интересный регион. Если Индия, о которой мы писали, сейчас дороговата - добро пожаловать в Бурятию.



А у нас Байкал, великий и красивый. Здесь немного задержались и покатались по великому морю.



Но об этом - в следующей части сиквела "Как я стал рабом лампы-репортажа и потерял надежду увидеть дом".

-10%
-30%
-10%
-70%
-20%
-50%
-20%
0072142