104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  2. Ловите весну. Как выглядит Минск в первые дни марта
  3. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  4. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  5. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  6. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  7. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  8. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  9. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  10. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  11. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  12. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  13. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  14. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  15. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  16. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  17. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  18. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  19. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  20. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  21. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  22. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  23. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  24. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  25. В Viber появилась функция, которая должна защитить белорусов от звонков мошенников
  26. Что происходит в Беларуси 4 марта
  27. «Наш пессимизм не оправдался». Что сейчас происходит со стартап-сообществом в Беларуси
  28. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  29. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  30. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу


Дмитрий Новицкий, фото и видео: Антон Шелкович,

Как вы уже знаете, экипаж совместного проекта журнала "Большой" и AUTO.TUT.BY покинул полюс холода в Оймяконе - и решил ехать в Магадан. Для бешеной Geely "лишние" 2000 км не крюк, поэтому машина ушла на трассу "Колыма". Которую Дмитрий Новицкий назвал лучшей дорогой в мире…




Лучшая дорога на планете. Если посмотреть в интернете, найдете сплошные ужасы об этой трассе. Неправда, все не так, "Колыма" - лучшая дорога на планете. От Якутска до Магадана около 1900 км. И эти 1900 км описываются следующим образом: падаешь в бобслейную трассу, в ледяной желоб, и мчишь по его поворотам больше суток.



Отбросим 400 км относительно цивилизованных дорог у редких поселков - и получим 1500 км драйверского счастья и красоты. Трасса "Колыма" настолько же красива, насколько и опасна.



На снимке от пропасти машину отделяет небольшая снежная крошка - и так во многих местах. Где-то после недавних ремонтов оградки появились, где-то нет.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.



На фото как раз тот момент, когда я снимаю дорогу камерой GoPro, а в общем и целом желания держать руль одной рукой здесь нет. На трассе "Колыма" собраны все задачи из учебников высшего водительского мастерства - и еще несколько, о которых никто не подозревал.



Якутия - это как Испания: сплошные горы, почти все дороги - серпантины. Или прямики, прорубленные в тайге, но в этой местности только серпантины. И лед.



Лед, поэтому едешь с тройным запасом. Рассчитывая все варианты развития событий: так, еду по этой траектории, но если что, попробую найти зацеп на той полосочке снега, если нет, буду опираться о скалу, пусть с кузовным ремонтом, зато останусь на дороге.

Так рассчитывается каждый поворот, о сверхскоростях речь не идет, иначе ты просто не доедешь.
Трасса "Колыма" - как рейд "Дакар": здесь победит не самый быстрый, здесь победит живой.



"Колыма". Не могу описать все ситуации, которые она преподносит, могу сказать, что на "экзамене" все равно я ошибался. Ведь медленно тоже не поедешь, и где можно - валишь 100-120, а там перекат, и вроде сбросился, но за перекатом без предупреждений и без знака шпилька на 90 градусов. О снежные боги и шины Nokian, цепляйте как магнит, тыр-тыр-тыр, под стрекот АБС попали в поворот.

И сейчас у меня не народный эпос, Калевала, а реальность трассы "Колыма".

- Вы с трассы? И как вам? У нас на ней недавно оператор погиб: на спуске машина попала в яму, перевернулась - все

Так нам рассказали на телевидении Магадана, и на "Колыме" правда: если поскользнулся, пошел по склону - все.

Фильм канала Discovery, который я всем рекомендую посмотреть, так и говорит устами врача "скорой": "Если авария, то еще ничего, живые могут быть, а если в пропасть, тогда все".



Лед и повороты - это далеко не все задачи. Я говорю: на трассе "Колыма" можно найти все дорожные ситуации и все приключения мира. Понимаете? Идешь в гору - подъем такой, что полноприводные КамАЗы еле тянут на цепях, подъем посыпан камнем, газу-газу, но камни так бьют по днищу, что вспоминаешь о незащищенном бензобаке, о тормозных магистралях - и сбрасываешь газ. Но сбросишь - не заедешь, поэтому балансируешь, балансируешь газом, уф, горка, затянули, епт, а тут ведь сразу спуск, так, собрался, собрался, а снизу мостик, яма, и подброс, так, горка, снова горка, епт, объехать, сломался грузовик, яма, еще яма, чистый лед. И все нормальным ходом, диапазон скоростей - 10-120 км/ч, что тоже добавляет перца.

В общем, как прошел трассу Якутск - Магадан, можешь сразу заказывать кольщику купола. С переливами и с перезвонами.



При этом трасса до слез красива. Лучший туристический продукт Якутии - "Колыма". Шаманы, полюс холода, рыбалка и охота - да что я там не видел? Лучшее развлечение в этом регионе - взять машину в Якутске, пройти "Колыму" до Магадана и вернуться обратно. Заехать на полюс холода, погулять по брошенным поселкам, зайти на золотые рудники и посидеть в тепле на "Кубе". Это обряд инициации, после которого мужчина становится мужчиной, семьи крепнут, а в жизни появляется смысл.

Лучшее, что могут сделать власти Якутии, - инициировать появление туристического продукта "Трасса "Колыма". За эту дорогу есть смысл платить, есть смысл покупать дорогие авиабилеты и лететь за тридевять земель. Второй такой дороги в мире - нет. Представьте от Минска до Берлина по серпантину в -40-50oC по горам. Причем интересных дорог в мире много: в Сванетию в Грузии ведет хорошая дорога, в Ушгули интересно ехать. Много в мире заковыристых трасс, но такая длинная - одна.
 



Как пенсионер с рассадкой еду потихоньку по трассе "Колыма" и впервые в жизни благодарю судьбу за маломощный автомобиль. Geely Emgrand X7 со своим чахлым двухлитровым моторчиком прощает все ошибки. Была бы здесь Subaru с турбонаддувом, был бы Porsche с полным приводом - было бы сильно веселее. Но дайте мне дожить спокойно: не нужен этой трассе мощный автомобиль, судьбу не искушайте. И отдельное слово о колесах: Nokian Hakkapeliitta 8 скрипят, визжат шипами, хрустят снегом, но везут. Были предложения нам ехать на "Белшине"? Нет, спасибо, я постою пешком. Без системы стабилизации, без противобуксовочной системы мне нужна предельная понятность и безопасность финских шин. На них я могу танцевать на краю обрыва и знать, как машина будет ехать следующий метр.



Едем. Боже, как красиво. Это - Север. Понимаю людей, что остаются здесь навсегда.



Одолев очередной подъем, останавливаемся рядом со старой Tatra. Машины отдыхают, отдыхаем мы. С водителем говорим.



Север - это люди. Водителя зовут Герман, фотографироваться не хочет, но добр, ласков и силен.

- Я немец… Из Казахстана. Мама и сестра уехали в Германию давно, а я не хочу. Что я там делать буду? Я здесь с 24 лет, отсюда никуда не поеду.

Герман жмет руку, и в шершавости его ладони - сотни, тысячи ситуаций, сбитые в кровь пальцы и мороз.

Куда ему ехать? Север. Куда от него уехать? И зачем?



Сам стою на перевале и думаю о том, что ждет меня в Минске. Шампанское в бокалах? Очередная презентация очередной потребительской мечты? Стоять и улыбаться, пытаясь на ухо собеседнику очередную банальность проорать? Или мило ворковать о погоде и о людях?

Шипение пузырьков в бокалах в средней полосе превращается в шипение за спиной, а на Севере все не так. Здесь или нолик - или единичка. Или черное - или белое, другого не дано. Здесь честно все. Поэтому Герман никуда и не уедет: что ему, толстеть в немецкой пивоварне? Здесь он - человек. Здесь его перевал и его Север. Мы попрощались, он в мотор полез - спокойно так, с улыбкой: что ж, бывает, масло потекло.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Дорожные ситуации здесь бодрят. Чтобы почувствовать тягу к таким местам, можно прочитать книгу "Каханак Вялікай Мядзведзіцы" Сергея Песецкого. Посмотрите в интернете - или посмотрите в книжных. Песецкий - белорус, был шпионом и контрабандистом, в тюрьме написал книгу, стал очень популярным, его сразу после выхода из камеры приласкал варшавский бомонд. Но задержался он в нем недолго.

"Што вы, курва, ведаеце пра жыццё і пісанне кніг" - с такими словами Песецкий снова ушел на границу.

Понимаете? Там, на перевале, глядя в ледяной ветер, даже таким маленьким фигуркам, как мы, хочется сказать: "Што вы, курва, ведаеце пра жыццё і пісанне кніг" - и остаться на Севере. Как Герман.



Но нас ждут дома, поэтому дальше едем, пронзая шипом поворот за поворотом.



И я не хочу включать режим "Калевала" и героический эпос, но так выглядит ночевка на трассе "Колыма". За окошком давит под -50oC, в стекла смотрит настоящий повелитель холода Чысхаан, и трудность "Колымы" - в ее морозе. Он пробирается через малейшую дырочку в одежде, он замораживает в машине все, оставленное в дверных карманах и на полу, он дышит на стекла, рисуя красоту, он кусает за руки, если не в двух перчатках, он лижет нос и щеки, и от такого петтинга помогает только борода.

И едешь по "Колыме", на пассажирском месте руки, пардон, себе в задницу засунув, потому что там подогрев сиденья и тепло.



В рукопожатии северного водителя десятки, сотни подобных ситуаций. На Севере все честно. Нолик - единичка. Плюс - минус. Жизнь - смерть. После рейса просто сесть, чай, хлеб с маслом - все, больше не нужно ничего. Ни водки, ни веселья - ничего. Тепло, чай, масло, хлеб. Простыя рэчы, простыя словы. Хлеб на стале, полымя ў печы.



Честность привлекает. Я пишу этот материал на материке, на Большой земле под Иркутском. Здесь слишком всего много: людей, ситуаций, слов. На Севере четче, но и опаснее в разы. Каждому водителю грузовика здесь нужно ставить памятник. То, что на легковой машине - интересный фан, прикол, отлично прокатились, на грузовике превращается в опасную работу.



В любом случае каждый водитель трассы "Колыма" может заходить в бары Магадана и Якутска, открывая дверь ногой. С широко расставленными плечами, все расступаются, бармен предупредительно наливает стакан спирта, самая красивая женщина сама садится на колени - человек ведь с "Колымы". Эта трасса еще ждет своего Родригеса и Тарантино, кино о ней нужно снять.



Водитель трассы "Колыма" в жизни видел все. За это его нужно - уважать.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.



Он видел северных оленей вдоль этой трассы.



Он видел сов.



Он явно поглядывал на якутских лошадей с мыслью - если что, вспорю ей брюхо, съем.



Он видел все: "Што вы, курва, ведаеце пра жыццё і пісанне кніг"?

А? Што?



С такими мыслями экипаж Geely все ближе к Магадану. И… что я вам скажу… На таких трассах можно, как всегда, разглядывать пейзажи за окном и думать о России. Многие в комментариях пишут - напишите о быте. Какой быт?



Мы варим рис, тушенку, суп из пакета в одном котелке - и глоток этого адского варева возвращает к жизни сильнее мильфея в Grand Café. Быт? Мы не мылись уже пять дней, из них одну ночь спали в Оймяконе на кровати, остальные провели в машине - какой тут быт? От нас пахнет, как от медведей после зимовки, какой быт?



Рассказывать о чем-то помимо природы? Так о чем мне рассказать, чтобы не сказали, что я Звягинцев и "Левиафан"? О чем? О брошенных поселках, где не осталось ни одной живой души? Если мы свернем в сторону, на фото и видео дадим такого "Левиафана", что оригинал покажется подделкой, сделанной в Польше.



О чем писать? О том, что жизнь уходила из здешних мест так стремительно, что даже яйца остались на полках в магазине?



Давайте лучше я буду писать о красоте северных мест и о России. Умом Россию не понять, но прочитав книгу Александра Эткинда "Внутренняя колонизация. Имперский опыт России" - можно. Российская империя так стремительно продвигалась на Север во многом из-за пушнины. Тогда и сейчас ее называют "мягким золотом", и столетия назад пушнина играла для России ту же роль, что нефть и газ сейчас. Есть какая-то огромная вселенская ирония в том, что после пушнины наступила эпоха углеводородов, схема та же, Север - кормит. Приносит валюту в огромную страну. Но чтобы жить на Севере в гармонии, нужны или деньги, или быт якутов: печка, лошадка, балаган и охотничьи угодья. А большие деньги сейчас с Севера ушли, поэтому и получается вокруг, как у Пелевина, точь-в-точь.
"Космический смысл существования России заключается в переработке солнечной энергии в народное горе".


Энергия ушла из здешних мест, осталась только красота. О том, как осваивали Сибирь, помимо книги Эткинда, можно посмотреть фильм Куросавы "Дерсу Узала". Там хорошо показана разность цивилизаций, западной, российской, и схема жизни коренных народов. "Дерсу Узала", найдите, посмотрите, хорошее кино.

Впрочем, что-то я погнал. Чур-чур, туризм шагает по планете! И, надеюсь, спасет здешние места турист с хрустящими бумажками в руке.



На одной из заправок - экспедиция под польским флагом. Несколько военных грузовиков MAN и сборная солянка-экипаж. Есть даже мужчина из Австралии.

- Ну как?

- Отлично! Дома 45oC, здесь тоже 45oC, но со знаком минус, очень нравится, отлично все!
 



Ребята идут на Чукотку по зимникам, такое у них развлечение и туризм. В экипаже был даже один русскоговорящий полякобелорус.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


На видео есть одна неточность: в итоге на градуснике было -44oC.



Такая техника - пережитки прошлого. На Чукотку нужен такой грузовик. А наша экспедиция, если вы не заметили, развеяла миф о суровых бородачах и суперавтомобилях для поездок на полюс холода и в Магадан. Просто сел в моноприводную машину - и поехал. Поэтому я очень надеюсь застать времена, когда трасса "Колыма" станет туристической Меккой мира.

Лучшая дорога в мире. Правда. Забудьте об опасностях: эти 2000 км стоят любых денег. Смерть стоит того, чтобы жить, любовь стоит того, чтобы ждать, а Якутия стоит того, чтобы прохватить по трассе "Колыма".



А мы - прибыли в Магадан. О нем чуть позже. Всем мира и добра. 
 
-30%
-33%
-12%
-15%
-10%
-30%