Поддержать TUT.BY
144 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Белорусов стали массово приглашать на вакцинацию от коронавируса. Узнали, как проходит процедура
  2. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси
  3. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  4. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев
  5. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  6. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  7. Кого государство назвало причастными к террористической деятельности после выборов-2020? Инфографика
  8. Самые теплые, крепкие и дешевые стены: сравнили газосиликат, керамзитобетон и керамические блоки
  9. Как река превращается в море. Большая вода на Полесье
  10. Мининформ прекратил вещание телеканала Euronews в Беларуси
  11. Начался суд по делу о наезде BMW на силовиков 11 августа. Водителю грозит до 25 лет тюрьмы
  12. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  13. На картодроме в Стайках открыли сезон. На гоночном треке соревновались на время и Tesla, и УАЗ Patriot
  14. Врач рассказывает, по каким симптомам узнать пневмонию
  15. «Ребенок неудачно упал и оказался в коме». История Веры, которая работает в детском хосписе
  16. Терапевт — о лайфхаках, которые сохранят здоровье офисным сотрудникам
  17. Тысячи сотрудников «Нафтана» и «Гродно-Азота» могут не получить допуск к работе по медицинским показаниям
  18. Уголовные дела на руководителей BYSOL и исчезновение Александра Федуты. Что происходило 12 апреля
  19. Можно ли отсрочить климакс? Гинеколог отвечает на важные вопросы
  20. Бывшая жена Ивана Вабищевича: «Когда увидела интервью Вани о нашем расставании, у меня был шок»
  21. Сколько стоит тур на море в этом году и где можно отдохнуть в Беларуси? Интервью с экспертом туризма
  22. Врача-невролога Руслана Бадамшина уволили — в день выхода из СИЗО он пришел на работу позже
  23. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  24. «Ура, Гагарин в космосе!» Как дети на «гродненском космодроме» запустили в небо мини-копию ракеты
  25. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  26. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  27. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  28. На какие курорты из Беларуси у туроператоров этим летом запланированы полеты?
  29. Теплое начало недели, а потом — похолодание. Прогноз погоды на ближайшие дни
  30. Льняное масло: особенности применения, о которых нужно знать


Дмитрий Новицкий, фото и видео: Антон Шелкович,


 
Трасса А360 "Лена". В 2006 году признана самой опасной дорогой в мире. До сих пор остается одной из самых трудных дорог в России. Все это путешественники совместного проекта журнала "Большой" и AUTO.TUT.BY узнали, когда прибыли в Якутск после 1163 км вечной мерзлоты. "То-то я смотрю, аварий по дороге много…", - пробормотал Дмитрий Новицкий и начал писать репортаж. Предыдущую часть экспедиции, о Байкале, можно прочитать здесь.




Сначала хочу рассказать о сибиряках. Я давно собираюсь написать о них колонку, но, может быть, на обратном пути, когда усажу Антона за руль, а сам сяду за буквы. Пока не хватает времени, поэтому напишу кратко, что думаю. Чем дальше на Север, тем лучше люди. Давно езжу по России, и сложилась следующая карта. От Смоленска до Челябинска, в центральной России: держи руки в карманах, голову в напряжении, лицо без улыбки. То купи фигню, то продай фигню, то дай телефон позвонить, то еще что: не знаю почему, но люди так и норовят друг друга обмануть. С каждым километром на Север – человек растет. Он растет из мелочной личности в настоящую глыбу, в Сибиряка. И ровно за Уральским хребтом в людях появляется прямой позвоночник, уверенность, основанная на доброте. Мне трудно объяснить, но эпицентр, пик - в Иркутске. Эволюция человека мелочного в человека Настоящего по пути от Москвы на Север заканчивается в Иркутске. Именно там я тоже становлюсь самим собой: я улыбаюсь, я доверяю людям. Я не ищу подвох и обман, я лихорадочно не вспоминаю, закрыл ли я машину и далее по списку. Я - в Сибири. Здесь - Сибиряки. Это правда. Я мал по возрасту, я не застал Сибирь в СССР. Говорят, это было совсем другое время. И совсем другие люди. Но эхо, отголосок той эпохи заметен до сих пор. Как там у Рождественского? "Мы эхо, мы долгое эхо друг друга…" Сидишь с сибиряком - Александр Бурмейстер, Александр Иганов, вам привет,  - и видишь душу человека. Звенит в воздухе мороз незримым метрономом, и по нему отстраиваются души: плохие в холоде - не выживают. Понимаете? Мне очень комфортно в Сибири. Здесь большие люди. Большие тем, что умеют быть сильными, оставаясь добрыми. Не мелочные, не суетливые - сильные, спокойные и добрые. Сибиряки. Мое уважение Сибирякам.



От сибиряков перейдем к комментаторам. Тоже накипело. Прочитав комментарии, хочу сделать официальное заявление:

- Да, мы знаем о всех пунктах подготовки автомобилей к подобного рода экспедициям.

- Более того, я мог поехать практически на любом автомобиле любой марки: Land Rover, Toyota и другие подготовленные для таких экспедиций автомобили были для меня доступны. Но! Я специально поехал на Geely - потому что самому интересно, как поведет себя автомобиль. Хотел машину именно белорусской сборки, Peugeot не дали, дали Geely Emgrand X7. Пишу я эти строчки в Якутске, за окном -48 oC, и теперь я уже не так уверен, что нужно было ехать именно на белорусской машине. Но дай бог нашему коньку добраться до Оймякона. Пожелайте нам удачи.

- Я специально поехал на абсолютно стандартной машине без единой доработки. Интересно было доехать на стандартном автомобиле. К тому же утеплять машину в Якутске проще, чем в Минске: специалистов больше, понимаете?

- Да, я знаю, как запускать мотор в сильный мороз. Вы запускали ЗАЗ-968 в минус 15 oC с паяльной лампой в руках? Я - запускал. Поэтому не нужно меня лечить методологией запуска и другими полезными советами: в Новосибирске специально мучил аккумулятор, чтобы посмотреть, когда он кончится. Раньше аккумулятора кончился я.

- Далее, следующий по популярности комментарий: за нами едут 4 запасных Geely и 5 автовозов с запчастями. Я так скажу: у завода Христом Богом просил второе лобовое стекло. Дяденьки, говорю, я его поверх первого приклею, и буду ехать уверенно. Не дали. Хорошо, что дали бензонасос, лямбда-зонд и кое-что из мелочевки. И завтра, когда вы будете читать репортаж, - я буду бегать по магазинам Якутска, подбирая задние амортизаторы для Geely. Надеюсь подобрать от Toyota. Если кто-то из читателей может выслать из Минска в Якутск, с радостью заберу подарок в аэропорту. А вы говорите – автовозы с запчастями. Сплюньте три раза и пожелайте нам удачи. Ехать осталось-то чуть-чуть.

Итого: буду рад конструктивным комментариям, а не демонстрации интеллектуального теоретического превосходства комментатора.



Простите, если где-то резковат, у нас все равно лучшая работа в мире - едем. Мы на трассе "Лена". Ее ремонтировали ремонтировали, но не довыремонтировали окончательно. Около 1100 км в итоге у нас растянутся на два дня.



Трасса "Лена" настолько сурова, что и посыпают ее не песком, а глыбами. Пару раз получали такими от встречных и попутных грузовиков, приятного мало. Едем!





По пути натолкнулись на небольшую стоянку БЕЛАЗов-"доноров": стоят, мерзнут, отработали свое. БЕЛАЗы напомнили о непатриотичности белорусов. Во всем бывшем СССР очень ценят тракторы "Беларус", БЕЛАЗы, мотоциклы "Минск", сгущенку, "Матиас" и колбасу. Плюс обувь и что-то там еще по списку: не знаю как сейчас, но года два назад самым выгодным бизнесом в небольшом российском городке было открытие магазина "Товары из Белоруссии". Понятно, что не "из Беларуси" - в России русский язык знают не везде. Россияне не все, но определенные товары наши очень любят.

Белорусы не любят ни один свой товар вообще и белорусов в частности: насколько русские едины как нация, настолько белорусы все сами по себе. С чего я там начинал? С БЕЛАЗов? В общем, в Якутске по телевизору показывают рекламу со словами "И выиграете мотоцикл "Минск".

Беларусы, любіце і шануйце свае, вось што. Таму што потым не будзе чаго і шанаваць.

А БЕЛАЗы - трудяги, подняли Север.
 




На смену БЕЛАЗам, МАЗам в Якутии уже пришли китайские грузовики. Их в Приамурье и в Якутии больше, чем постсоветских. Представлены почти все марки. Вообще, к Китаю здесь отношение интересное - как у белорусов к Польше. "В Китае все дешевле и лучшего качества! Это они нам поставляют плохой товар, а внутри страны продаются совсем другие вещи" - сообщила менеджер гостиницы, а мы лишь констатируем: китайское пиво на прилавках, китайские продукты, китайские машины. Everything is made in China - хорошая, кстати, российская группа.
 



Между тем дорожка становится все суровее. Раллийную классификацию этого поворота на глаз не скажу, но для водителя грузовика достаточная, чтобы пододеть памперсы. Вместе с памперсами многие водители пододевают цепи.
 



Признак того, что ты заехал в интересные места: каждый водитель на заправке заливает полный бак + полные канистры. И валенки на ноги, куда без них. Я же выступаю в "дальнобойных" тапках, термобелье Dakine и термоносках: за две недели пути оказалось, это лучший набор для дальней дороги. Да, да, трыко, тапки - деградирую на глазах, но в термобелье не жарко в машине и не холодно на улице, когда выскакиваешь на дозаправку.
 





А вот и первая жертва трассы "Лена". От прицепа осталось мало, от груза – тоже.

- Да разворовали все! Водитель пошел в гостиницу пить, машину бросил, и все, сразу начали растаскивать все. Раньше такого не было, чтобы в Сибири хоть кто-то что-то тронул на месте аварии, да никогда! – горячится сибиряк, владелец небольшой транспортной компании.
 



Водитель пьет уже пятый день, лежит в машине, в сознание не приходит. Владелец компании разморозил грузовик, завел, остатки груза перегрузил на другие фуры, вот-вот уедет с места ДТП. Такие ситуации неизбежны для трассы "Лена".

- А что? Зато у нас стоимость фрахта такая, что можно заработать. У вас там на Западе (Западом в Якутии считается все, что западнее Красноярска) перевозчики вообще за копейки работают. Ваши западники даже к нам уже ломанули – берутся за все, из Владивостока до Якутска берутся возить, за копейки, цену сбивают… А трасса здесь опасная, знать ее нужно, мы свои деньги не зря берем.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (36.50 МБ)
 




Трасса и в самом деле крутовата. Асфальт сменяется грунтовым серпантином. Обледеневший, круто вниз, безо всяких оградок. Нам на легковой машине и с шипованными Nokian ничего так, даже интересно, газуешь себе и газуешь. Но на грузовике я бы без цепей не поехал. Да и с цепями… Знаете, в великом и могучем русском языке есть такое слово – "ссыкотно". Его используют водители грузовиков для максимально точного определения якутских ледяных серпантинов.
 



А в этом месте я чуть не заплакал. Правда. Ехал потом, вспоминал встречу – и накатывало до кома в горле. Водитель фотографироваться отказался. Но с нами поговорил. Сам из Орла, работает на небольшую транспортную компанию.

- Я говорю хозяину: ну смотри, совсем машина плохая, мотор уже почти два миллиона прошел без "капиталки", еле тянет, колес нет, состояние плохое, отпусти домой. А он говорит, что нет груза до Орла, и я уже несколько месяцев Владивосток - Якутск, Якутск - Владивосток.
 




Он шел со спуска, спуск обледенел, его сложило, развернуло, прицеп улетел в кювет. Третий день сидит у машины, жжет костерок, ждет хозяина на другой фуре. С хозяином придет тяжелая техника, вытащат, поправят, поставят на место кабину – и бедолага поедет в свой родной Орел. Который, кстати, совсем недалеко от Беларуси. Я не могу передать, насколько жалко было водителя. Дома жена, дети. Сидит на обочине в Якутии, костер жжет. И все повторяет – "Не хотел я в этот рейс идти, видишь, как получилось… Жена уговорила, сказала, заработаешь копейку. Вот и заработал…".



Картина маслом такая, что полезли мы сразу в свои закрома, выдали человеку еды, бутылку "Старого егеря" и поехали дальше, переживая.
 




Жизнь – сообщающийся сосуд. Чуть раньше мы помогли человеку: да как помогли, дали, что могли. А через несколько десятков километров сами сидим в передвижной избушке для обслуживания Трубы. Пьем чай, мажем маслом белый хлеб, тепло. У нас-то в Geely по-прежнему прохладно, только и спасаемся, что одеждой для сноубордистов. А насчет поесть, с этим и вовсе сложно. Я забыл, когда и при каких обстоятельствах видел натуральный кофе. Иногда во снах только ощущаю его запах, просыпаюсь тогда весь в слезах. Антон тогда говорит: что, снова кофе приснился?

Да.



Еду мы уже готовим сами. Так безопаснее. Видел бы господин Никола Карпенко то, что видели мы, – он точно стал бы намного добрее к минским рестораторам.



Этому борду мы однозначно присуждаем звание лучшего рекламного плаката трассы "Лена".
 



Барометр между тем, как в рассказах Джека Лондона, продолжает падать: на перевалах усилился ветер, мороз подобрался к -35 oC.
 



К памятному знаку "Республика Саха" ветер подул так, что я в очередной раз понял: мороз не страшен, на Севере страшен ветер. Без ветра и -50 oC кажутся просто холодом, и все. С ветром -35 oC… Я выскочил из машины без горнолыжной маски, глаза сразу наполнились слезами, слезы моментально замерзли, я впервые понял, что можно получить обморожение глаза. Болело потом день.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Вот памятное видео с перевала, в нем я неправильно ставлю ударение - правильно "Республика Саха", с ударением на последний слог. Но ветер от этого меньше не становился: дуло так, что срывало кожу с лица. Кусками.
 




Я понимаю, что фото с перевернутыми грузовиками уже надоели – но это главная особенность трассы "Лена". Если бы продавались магнитики, посвященные трассе, на них были бы перевернутые грузовики.
 




По морозу, что называется, "придавило". Поэтому хочу официально сказать спасибо магазину "Стихия" и лично Дмитрию Левшунову, с подачи которого нас снабдили сноубордической одеждой. Карачун нам бы был без их крутой одежи.



По Якутии мы едем именно так. Что? Под Новосибирском печка плохо грела? Ооо, мы с большим теплом вспоминаем те времена.

- Куда? В Оймякон? Без второго лобового стекла? Без войлока под капотом? Вы что, больные – да ни одна машина после -35 oC без дополнительного утепления не греет! – это реплики местных.

А мы в курсе, да. Не греет.
 



Ложимся спать где-то посередине трассы. Назад 500, вперед 500, спать уже слишком хочется. Да и мороз давит: когда ушло за 40 oC, когда дальнобойщики запели про -45 oC, остановились и мы. Ночью в такой мороз никто не ездит.

"Отдышавшись и придя в себя, он сел на снег и стал готовиться к тому, чтобы встретить смерть с достоинством. Впрочем, он думал об этом не в таких выражениях. Он говорил себе, что нет ничего глупее, чем бегать, как курица с отрезанной головой, - почему-то именно это сравнение пришло ему на ум. Ну что же, раз все равно суждено замерзнуть, то лучше уж держать себя пристойно. Вместе с внезапно обретенным покоем пришли первые предвестники сонливости. Неплохо, подумал он, заснуть насмерть. Точно под наркозом. Замерзнуть вовсе не так страшно, как думают. Бывает смерть куда хуже…" - это Джек Лондон. Я его много читал в детстве.

Поэтому стоим и никуда не едем.



Под утро я понял, что такое черная зависть. Это когда ты просыпаешься в машине, в которой влажные салфетки в кармане водительской двери превратились в кирпич. Ты просыпаешься и видишь, что -48 oC. Из подсознания плывет облако страха, а товарищ твой лежит на пассажирском, укутавшись в твой же пледик. Понимаете, пледик же мой, это же я его взял… Вот что такое черная зависть.

Подмерзнув, пошел я в кафе утром кофе пить. А там же только Nescafe и Михаил Круг на полную. В общем, день с утра у меня не задался. В отличие от Антоши, который в моем пледике сопел и улыбался.



Но - дальше едем. Людей тут нет. Пилишь километров сто, и появляются. Потом еще километров сто пустой тайги.



Вот, смотрите, это не фотография, а сферическая панорама. Если нажать и повращать, все поймете о пейзажах трассы "Лена".



Поэтому по две запаски у местных – норма.



А мы останавливаемся на завтрак. Просили подробно, вот я и рассказываю подробно. Это кафе в селе Улу.
 




Классика: телевизор, растворимый Nescafe. И железное правило дальних поездок: если лень готовить самому, заказывай в кафе только то, что невозможно испортить. В нашем случае это пельмени.
 




Стены кафе украшены местным этнографическим материалом. Очень приветливая и хорошая дама-ресторатор жалеет нас болезных, что так далеко заехали. И дает совет, который повторяют в один голос все на трассе: "Никогда не пей с якутом"!

Как и все северные народы, якуты плохо переносят алкоголь. И под его воздействием могут быть агрессивными. По крайней мере, так говорят.
 



Едем дальше в сияющей снежной пустоте. Если в ней остановиться, слышно только, как работает мотор нашей машины. И все: абсолютная тишина. Абсолютная пустота. Подогрев сидений работал всю дорогу. Но вспотел я только один раз: когда ночью в -45 oC мне показалось, что мотор начал "троить". Хорошо, что только показалось.
 




Трасса сама по себе очень разная. То кусочек асфальта. То кусочек грейдера. То кусочек непонятно чего, в "Википедии" так сказано: "дорожное покрытие зачастую отсутствует". С 2014 года дорога "Лена" стала круглогодичной. До прошлого года были участки, где летом иногда и пешком не пробредешь. Сейчас трассу активно строят, есть абсолютно идеальные участки. И тем контрастнее езда: то мчишь 120-140 по гладкому асфальту, то еле плетешься по разбитому проселку. Но хуже всего, когда залетаешь в непредвиденную яму. Задняя подвеска издает тогда громкий стон: ее по-прежнему пробивает на крупных ямах. Энергоемкости при полной нагрузке – мало.
 




Дальше, как всегда, по трассе, объяснение высокой стоимости грузоперевозок по направлению "Материк – Якутск". В -40 oC шиномонтаж по трассе выглядит так: сначала жжешь одно колесо, им разогреваешь второе, которое и будешь бортировать на диск.
 



Ничего не поделать: Якутия. И -40 oC. Одна из самых трудных дорог России.
 



В какой-то момент валяющиеся в кюветах грузовики начинают интересовать гораздо меньше, чем красивые горные пейзажи.
 



На подступах к Якутску, уже до ряби в глазах натряссшись по классному автобану "Лена", встречаем еще одного раненого бойца. Местная девочка, обратите внимание, правый руль, двойное стекло, ехала себе и ехала, пока задняя балка не отвалилась. Это к вопросу о качестве дороги.



Мы ей ничем помочь не можем. Тем более из города к ней спешат на помощь, а помощь тем временем нужна и нашему автомобилю. Каждая глубокая яма отзывается громким стуком сзади: все, судя звукам, "кончились" амортизаторы. Я даже знаю когда. Утром, когда я без пледика горевал, было -48-49 oC. Тронулись с места мы тогда как на телеге, колеса квадратные, подвески нет: застыло все в камень, в лед. Я ехал как можно медленнее, аккуратнее, но там как раз участок трассы со сплошными ямами. И все, кончил я амортизаторы. Укатал Сивку. Не надо было ехать в такой мороз, нужно было немного подождать, в обед воздух прогревался до -38 oC, а это уже почти рабочая для амортизаторов температура. Жаль, чуть-чуть не дотянул: от Якутска до Оймякона всего 870 км. Но с такой задней подвеской все полеты отменяются. А грузовики с четырьмя разобранными Geely и тремя запасными машинами отстали. Конец пробегу. Кончился.

Местные потом сообщили, что "убить" в мороз амортизатор в Якутии обычное дело: умельцы мастерят даже электроподогрев, а раньше на амортизатор надевали рукав от телогрейки в виде чехла. И если бы мы поставили чехол, ничего бы не случилось.



Нам от "если" бы не жарко и не холодно. По замерзшей реке Лена тащимся к Якутску. "Это Березина" - как говорят французы, когда хотят охарактеризовать провал. У них он наступил недалеко от Борисова в 1812-м. В 2015-м с борисовчанином китайских корней у нас он наступил в Якутске. "Это Лена!". Так в летописи экспедиции и запишем.


Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Река Лена – крупнейшая в Сибири. "Ниже Якутска Лена принимает два главных своих притока - Алдан и Вилюй. Теперь это гигантский водный поток; даже там, где она идет одним руслом, ее ширина доходит до 10 км, а глубина превышает 16-20 м. Там же, где островов много, Лена разливается на 20-30 км. Берега реки суровы и безлюдны. Населенные пункты очень редки. Магазины запчастей для Geely - тоже" - так пишет "Википедия" об этой великой реке.



Но утро вечера мудренее. Встречаемся с якутом Алексеем Толстяковым, который обещает решить все проблемы, и падаем в гостиницу. А что еще делать? Ночью -50 oC, в такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, машину не заглушит. Geely остается бормотать мотором до утра. А мы в раю. Городе, где разница температур может составлять почти 100 градусов. +40 oC летом и -60 oC зимой. Поэтому, ребята, если у вас есть теплая батарея и кровать – это точно рай.

Спокойной ночи!
 



 
 
 

Бриллиантовые дороги

В Якутии я уже был: посетил города Удачный, Мирный и несколько окрестных деревень. Прилагаю небольшой фотосет.



Якутия – это не только страшная дорога "Лена", но и залежи всех углеводородов и других полезных ископаемых. Удачный и Мирный – это места, где люди добывают алмазы. Кимберлитовые трубки там дарят друг другу на дни рождения и свадьбы. Ну, или могли бы дарить.

Мелкие желтые точечки на дне трубки – это большие карьерные самосвалы.
 





Кимберлитовые трубки раскапывают в вечной мерзлоте, потому что девушки во всем мире любят бриллианты и Porsche, на котором я был в Якутии прошлый раз.
 



Чтобы у девушек появились бриллианты, а у алмазодобытчиков Porsche, суровые мужчины ездят на больших машинах из самой преисподней на поверхность, на завод по отделению алмазов от руды.
 




Путь у них совсем не легкий: если сверху упадет камень, то внизу он прошьет человека насквозь. В том числе поэтому у карьерных самосвалов над кабинами – большие козырьки.
 



Porsche, конечно, автомобиль – у меня была спортивная версия Transsyberia, каркас, спортивная подвеска, особенно хорошо у нее получалось прыгать. Знал бы что вернусь, прикопал бы где в Мирном пару амортизаторов от Porsche.
 



-99%
-10%
-7%
-30%
-40%
-12%
-30%
-15%
-40%
-20%