175 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Налоговая в суде выясняет с Тихановским, должен ли он заплатить налог с тех самых найденных за диваном 900 тысяч долларов
  2. Лукашенко подписал указ о застройке 10 квадратных километров на севере Минска
  3. «Таких цен никогда не было». Древесина ставит рекорды по стоимости во всем мире. А что у нас?
  4. Проездные в Минске теперь можно записывать на карту самому. Посмотрели, как это работает
  5. Срок действия справок и других документов продлили еще на полгода
  6. Как под Барановичами спасают дворец Радзивиллов — копию итальянской виллы на озере Комо (нет, не той что Соловьева)
  7. Суарес почти 20 лет счастлив с одной женщиной (встретил ее в 15 и влюбился с первого взгляда)
  8. Авиакомпании отменяют рейсы в Тель-Авив из-за боевых действий. «Белавиа» планирует завтра лететь
  9. Биолог рассказал, как вырастить богатый урожай капусты. Вот пять правил
  10. Мозырский НПЗ уходит в июне на ремонт. А что будет делать «Нафтан»?
  11. Ozon зарегистрировал в Беларуси юрлицо. Что обещает белорусам российский маркетплейс
  12. В Беларуси становится все больше алкомаркетов
  13. «Мы останемся без работы и зарплаты». БМЗ просит европейских партнеров не вводить санкции
  14. Что, если перед прививкой от COVID выпить жаропонижающее «для профилактики»? Ответы на вопросы о вакцинации
  15. В Израиле в результате ракетной атаки погибла уроженка Беларуси
  16. Окончательное обвинение, гибель уроженки Беларуси, минус 200 тысяч долларов и крутые террасы — все за вчера
  17. Белорус принял участие в «спецоперации» и лишился более 200 тысяч долларов
  18. Флаги везде, «супермитинги» и «неотданная любимая». Как власть отвечала на идеи оппонентов
  19. Прогноз: «Без урегулирования политического кризиса экономика будет терять миллиарды в год»
  20. 14 мая будут судить студентов, которые уже полгода находятся в СИЗО. Рассказываем про обвиняемых
  21. «По приказу премировали людей». В лидском стройтресте рассказали, зачем раздавали деньги на 9 Мая
  22. Марии Колесниковой предъявили окончательное обвинение
  23. Трехкратный восходитель на Эверест — о рисках, очередях к вершине и коронавирусе на такой высоте
  24. Студенту дали три года «химии», а он уехал за границу. Узнали, как ему это удалось
  25. «Патэлефанавалi з пытаннем, цi ўпэўненая я ў бяспецы маiх дзяцей». Зоркі — пра паўгода ў эміграцыі
  26. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  27. Белорусские хоккеисты проиграли Казахстану, не забросив ни одной шайбы
  28. «Многое будет зависеть от элиты белорусского общества». Лукашенко встретился с членами Конституционной комиссии
  29. Какие симптомы указывают на пограничное расстройство личности. Объясняет психотерапевт
  30. «В соседнем городе ракета попала в жилой дом». Белоруски о жизни в Израиле во время бомбежки


/

Ненастным субботним утром, около 6.30, Максим Лах на своем желтом Mercedes-Benz Sprinter забирает меня с остановки в центре Бреста. 10 января его фирма организовывает первый в наступившем году шоп-тур в Польшу. О том, почему контрабандисты рвутся в бусы частников, кто чаще ездит "на закупы" и почему главный инженер госпредприятия уволился и открыл собственную транспортную фирму, AUTO.TUT.BY узнал в поездке по маршруту Брест - Бяла-Подляска - Тересполь - Брест.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY


"Мужчины, если и едут, то с длинным списком, что нужно купить"

30-летний Максим Лах ушел в бизнес с должности главного инженера одного из госпредприятий Брестской области. На первых порах возил грузы, а полгода назад начал развивать пассажирское направление. Со временем шоп-туры в Бялу-Подляску и Белосток стали основным источником дохода для его компании.

О смене работы Максим не жалеет:

"Везде есть свои плюсы и минусы. На предприятии, когда заканчивался рабочий день, ты уходил домой и о работе не вспоминал. В бизнесе приходится работать практически круглосуточно. Зато бизнес прибыльней. С финансовой точки зрения пассажирские перевозки выгоднее, чем грузовые, но тут и нервов больше тратишь. Разные пассажиры бывают. Есть и те, которым постоянно что-то не нравится: то магазин не тот, то время не то, то одно, то второе", - делится собеседник.

Прежде чем отправиться на границу, мы объезжаем город и забираем с остановок пассажиров.

"Когда только выходили на рынок пассажирских перевозок, мы решили, что будем забирать своих клиентов там, где им удобно, а потом развозить. Это стало нашей "фишкой". Другие просто высаживают всех в одном месте, а люди пусть сами думают, как добраться с громадными сумками домой", - поясняет Максим.

Шоп-суббота выпала рабочая, поэтому желающих отправиться "на закупы" в Бялу-Подляску набралось немного – три женщины. Как признался водитель, именно представительницы прекрасного пола - самые частые клиенты.

"В большинстве случаев мужчины, если и едут, то с длинным списком, что нужно купить", - шутит Максим.

По наблюдениям собеседника, пик заказов на шоп-туры у брестских перевозчиков пришелся на декабрь. В начале этого года пока спад:

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

"В декабре практически всегда заполненные ездили. Сейчас из-за курса многие не решаются выезжать в Польшу. У всех перевозчиков бусы полупустые отправляются".

Нынешняя поездка для фирмы Максима выходит убыточной. По его подсчетам, себестоимость одного шоп-тура в Бялу-Подляску составляет примерно 50 долларов без учета расходов на страховку и зарплату. Сейчас с трех пассажиров он заработает 450 тысяч рублей.


"Часто ездят в Польшу только контрабандисты"

Примерно через 30 минут все пассажиры были на местах, и в 7.15 мы подъехали к международному автодорожному пункту пропуска "Брест". Пассажирские микроавтобусы проходят границу по отдельной очереди, поэтому легковушки мы объезжаем.

Очередь из автобусов на белорусской стороне небольшая, но движется медленно. Пока ждем "приглашения", заводим разговор на тему контрабандистов:

"Часто ездят в Польшу только контрабандисты. В поездах их тщательно проверяют, поэтому они ездят на автобусах. Обвешаются сигаретами и вперед. Мы с другими перевозчиками поддерживаем дружеские отношения, у нас есть своя "база данных" таких пассажиров. Мы им отказываем. Зачем нам такие клиенты? Он один раз у тебя попадется, таможенники возьмут твой бус на заметку и будут на границе трясти, в бокс отправлять. Нам ведь важно поскорее в Польшу заехать. Поэтому мы их не берем. Они идут на автобусы рейсовые, там им просто не могут отказать. Купил билет - поехал".

Как признается Максим, и ему на заре своего бизнеса пришлось с таким пассажиром столкнуться.

"Ехал у нас такой. Я когда на границе уже был, мне знакомый перевозчик посоветовал к нему присмотреться, сказал, что контрабандист. Оказалось он на себе 17 блоков вез. А ему-то что? Он белорус, который имеет вид на жительство в Польше. Ему если штраф за сигареты дадут, он скажет, что денег нет, так его суд на принудительные работы отправит. Пометет пару дней улицы - и опять за старое".


"Один раз "попадешь" - и будешь долго проходить границу"

Около 9.00 мы въезжаем на польскую сторону. Здесь очередь побольше: перед нами стоят два рейсовых автобуса и один бусик, который, так же как и мы, везет людей на шоп-тур в Польшу. Через 40 минут ожидания пограничник зовет на канал. Пока проверяют наши документы, в соседней очереди поляки загнали рейсовый автобус в бокс углубленного досмотра.

- Этим придется задержаться, - поясняет Максим, - Вообще микроавтобусы "трясут" на границе редко, к ним отношение другое. Все понимают, что частники дорожат своей репутацией и контрабанду перевозить не будут. Один раз "попадешь" - и будешь долго проходить границу. Хотя были неприятные случаи. Однажды на белорусской стороне пассажиров попросили выйти из микроавтобуса и пройти со своими вещами в зал таможенного досмотра. Одна из них оставила в салоне куртку, а в рукаве – несколько упаковок мяса. Владелицу таможенники нашли быстро. В таких случаях автобус пропускают дальше, а пассажира отправляют назад "с поворотом".

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

На часах 10.20, и мы в Польше. Минуя поворот на Тересполь, едем дальше в направлении Бяла-Подляски. Стандартный шоп-тур состоит из посещения рынка, магазинов Helios (техника и хозтовары), Carrefour (продовольственный магазин) и Bricoman (строительные материалы), Rival (торговый центр), SAS (торговый центр c техникой, одеждой, товарами для дома) и расположенные рядом склад с фруктами и магазин с мясом. Напоследок остается строительный супермаркет NOMI. По мере необходимости в список также могут быть включены магазины с техникой, детской одеждой и другими товарами. На обратном пути заезжаем в тереспольские Biedronkу (продовольственный супермаркет) и Kosmet-Hurt (бытовая химия, косметика, памперсы).

- Какие-нибудь особые пожелания есть? - интересуется Максим у пассажиров, "огласив весь список".

После непродолжительной дискуссии женщины внесли правки в маршрут. Техника, хозтовары и строительные материалы их не интересовали, поэтому решили быстро заехать на рынок, чтобы купить в обменниках злотые, а затем три часа провести в торговом центре Rival.

- Я маршрут шоп-тура разрабатывал сам. Раньше часто ездил в Бялу для себя что-то купить, поэтому проблем с этим не было. Для меня граница, как дом родной, -
смеется Максим.


"Иногородние клиенты отличаются от брестских"

Рынок в Бяла-Подляске субботним утром пустует. В обменниках у входа за доллар дают 3,58 злотых. Наша группа быстро меняет валюту и спешит обратно. Грузимся в бус и едем в Rival.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Ожидания пассажиров торговый центр оправдал. Практически в каждом магазине одежды - скидки и распродажи от 50 до 80%.

"Иногородние клиенты, которые редко выезжают в Польшу, отличаются от брестских. Они не знают, что такое пересменка, и почему, приехав на границу на 10 минут позже, можно задержаться на 2 часа. Те, кто часто ездит, уже знает, в какие магазины нужно зайти и что купить, а новенькие могут и заблудиться".

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Так вышло и с нами. В оговоренное время на своем месте был только один пассажир, Юля, у которой шопинг не задался, и она вернулась после двух часов с маленьким пакетиком, в котором одиноко болтался выключатель с подсветкой. Еще двое пришли с получасовым опозданием – заблудились.


"Здесь все дешевле, чем у нас"

От Rivalа едем в SAS. Останавливаемся на парковке возле мясного магазина и фруктового склада. Перед входом - большой контейнер с мандаринами.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

- Это мусорка для помятых, нетоварных фруктов. Кто хочет – может брать. Ты посмотри на них, не намного хуже, чем в некоторых наших супермаркетах, - смеется Максим.

Цены на фрукты демократичные: мандарины – меньше доллара за килограмм, ананасы – около евро за штуку. Товарный вид отменный - каждый фрукт как на подбор.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Через полчаса короткая остановка в NOMI и выезжаем в Тересполь.

В Мекке белорусского приграничья – Бедронке и Kosmet-Hurt - мы простояли около двух часов. Если из Бяла-Подляски выезжали с парой пакетов в руках, то после Тересполя сумок в багажном отделении заметно прибавилось. Косметика, памперсы, бытовая химия, продукты, сыры, овощи и фрукты.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

В весь этот пакетный "винегрет" гармонично вписывалась внушительных размеров пила, которую одна из пассажиров везла для мужа.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

- Это еще ничего. Один раз наш клиент купил ванну. Говорил, что в Беларуси не мог найти нужного размера. Хорошо, что заранее предупредил хоть, сняли пару кресел, место освободили <…> А вообще из Польши везут практически все: от продуктов до техники и химии. Здесь практически все дешевле, чем у нас. Потому люди и едут.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY
-30%
-20%
-50%
-50%
-15%
-20%