Первый раз тогда 16-летний Федор сел в броневичок в бою с фашистами в Пуховичском районе. Потом, в июле 1945 года, в послевоенном Минске получил права. И влюбился в машины. "За 69 лет водительского стажа - ни одной аварии. Бывали, правда, мелкие нарушения, но чисто проехать в Минске не сможет даже Бог, будь он за рулем. Вот еще годик поезжу - и пора заканчивать", - говорит Федор Харлампович, но втайне надеется, что в мае 2015-го ему дадут медсправку еще на один год.
О "Волге", подаренной Петром Машеровым, первом белорусском , безусловно верном на дороге правиле "трех Д", недопустимости экономии на техобслуживании автомобиля и нынешних водителях-"экстремалах" AUTO.TUT.BY поговорил с уникальным водителем из Минска, который не только самостоятельно пригнал в 68 лет свою Audi из Германии, но и в свои 86 активно общается с друзьями в Facebook.
Свою Audi 100 86-летний автовладелец нам не показал - она не занимает зря место на дворовой парковке, а стоит в гараже в часе езды от дома пенсионера. Зимой Федор Харлампович уже за руль не садится - некуда, говорит, да и на транспорте удобнее, зато летом активно эксплуатирует машину. "По девчатам езжу", - смеется наш герой, поясняя, что "на самом деле - везде и всюду, очень люблю автомобиль". И на машине не экономит.
- Это же как женщина - когда любишь, так будешь заваливать подарками! Я же просто денег на авто не считаю - на топливе не экономлю, на деталях. Уж скорее себе в пище откажу, но колесо ей куплю.
Ремонтировал все свои автомобили Федор Харлампович всегда сам: "Не доверяю! А то он [автослесарь] мне такой фитиль вкрутит, что я потом в аварию попаду".
"У меня на переднем пассажирском сиденье не женщина, а книжка с ПДД"
Когда 17-летний Федор сдавал водительский экзамен - а было это в июле 1945 года, - права молодым водителям сразу не давали: документом, позволяющим стать не полноценным водителем, а так называемым помощником в какой-либо организации, была "стажерка". Ее каждому сдавшему оформляли на определенный "испытательный срок" - в большинстве случаев на полгода. Наш же герой во время экзамена поссорился с принимающим инспектором ГАИ, получил "двойку" за практику, разозлился, ушел - и позже с удивлением узнал, что ему "стажерку"-таки дали, да на 15 дней. Уверен, что за упорство.
- А что, с гаишниками нужно спорить! Но это только если правила знаешь, как я, - как "Отче наш". А тогда я еще трусливый был. Сдал матчасть на тройку, теорию - на тройку и поехал. ГАЗ тогда на экзамене был, санитарная машина. Мне гаишник сказал: "Остановись", - я и остановился. А он: "Выходи, двойка!" На дороге, говорит, остановился, нельзя. Я с ним долго спорил: там и не дорога-то была, а так, МАЗ проехал, разровнял. Не убедил. Разозлился, ушел. А потом - нá тебе "стажерку". Вот с тех пор и езжу.
![]() |
![]() |
С тех же пор принципиальный Федор Харлампович еще три раза спорил с инспекторами ГАИ.
- У меня на переднем пассажирском сиденье ездит не женщина, а книжка с правилами. И есть свободная минутка - стою, например, жду кого-то, - так я их читаю. Выучил уже, как "Отче наш", каждое новое издание приобретаю. А то ж гаишники меня несправедливо обвинят - а я и знать не буду (смеется. - TUT.BY).
Все документы у щепетильного автовладельца в полном порядке: медсправку ему как инвалиду войны выдают каждый раз на год, "советские" права на пластиковые в свое время в ГАИ поменяли бесплатно ("Это они узнали и по базе посмотрели, что у меня за 65 лет вождения [на тот момент] ни одного нарушения не было!"), и чистый талон. Страховка, техосмотр - все по-честному, никаких "льгот".
"Орден дать не могли - беспартийный же, так машину подарили"
Первой машиной нашего героя был "Москвич", купленный в 1953 году. Потом - в 1966 году - появилась "Волга". Это был подарок Петра Мироновича Машерова одному из лучших работников завода Орджоникидзе: там Федор Харлампович разрабатывал первый белорусский компьютер.
- Наша машина получила "Знак качества", а наградить меня медалью или орденом не могли - беспартийный же, сразу из всех списков вылетал. Вот и приняли решение поощрить машиной.
На "Волге" ездил до 1986-го, потом появились "Жигули". А подарок Машерова наш герой продал в начале 90-х - за 5300 рублей: "Хотел купить за них дом, но не успел - "сгорели" деньги".
В 1996 году Федор Харлампович купил свою последнюю машину - Audi 100 1983 года выпуска - за 1800 долларов. Пригнал из Германии сам.
- С ее бывшим владельцем познакомился в Минске: ходил немец по столице, искал, где поесть - ко всем по-немецки приставал, спрашивал, а никто языка не знал. А я же партизан, разведчик - с ним поговорил, раззнакомились. В общем, потом поехал к нему в Дюссельдорф покупать машину. Хотел Mercedes, но не нашли мы с ним в автохаусах достойного. Он и предложил: бери мою Audi.
Если в следующем году пенсионеру уже не дадут медсправку, он законопослушно не будет ездить. А что тогда делать с Audi - еще не думал. Зато точно знает, что скучать не будет: "Скучать нужно по любимой женщине, а с ней [машиной] что станет-то!"
Современные водители "ведут себя на дорогах дерзко"
Федор Харлампович уверяет: ездить в условиях современного трафика по столице ему совсем несложно.
- В Минске всегда машин было достаточно. Ну да, раньше, может, в три раза меньше - но все равно много. И водители всегда были разные. Но правила больше чтили, это точно.
У нашего героя за его водительский стаж было двое учеников - оба, говорит, уже умерли, но у обоих за 62 и 51 год за рулем не было ни одного ДТП.
- И всем и всегда говорю: есть два правила. Первое: езди строго по ПДД, их не дураки придумали. И никаких отступлений! Но где же гарантия, что другие не будут ездить плохо? Тут и второе, всем известное правило "Трех ДДД": "Дай дорогу дураку". Я за жизнь 4 раза уходил в кювет, чтобы в меня не врезались. Но зато жив-здоров, даже ни разу не опрокинулась там машина.
На сегодняшних дорогах, по наблюдениям Федора Харламповича, много "экстремалов":
- Им не свойственна культура вождения. Они, как правило, создают аварийную ситуацию, ловко выруливают и уходят, не неся ответственности за страдания людей - им бы вовремя смыться, у них низкий морально-этический уровень сознания, в подкорке не возникает матрица культурного вождения, они всегда рисково ездят - обгоняя в городе машину, которая уже едет со скоростью 60 км/ч. Торопятся - на мигающий зеленый - или вовсе проскакивают на желтый, часто ездят по встречке, режут надвое дистанцию между машинами, словом, ведут себя на дорогах дерзко, дескать "нам все можно, мы крутые", или же "нам кайф ближе, чем какой-то штраф!".
Собеседник AUTO.TUT.BY уверен: не таких нам нужно воспитывать - ведь есть же достойные примеры. Федор Харлампович написал письмо министру МВД Игорю Шуневичу, в котором просит его не только ругать нарушителей, но и поощрять лучших - например, тем водителям, которые ездят без нарушений, выдавать знак и наклейку на машину.
- Мне один водитель говорил: "Я - частый нарушитель, меня ругали, наказывали, лишали прав - все напрасно. Видимо, люблю "чайников" поучать. А если бы передо мной засветилась машина с такой наклейкой - мол, перед тобой "ветеран безаварийного вождения", из уважения не стал бы подрезать!