104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  2. Ловите весну. Как выглядит Минск в первые дни марта
  3. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  4. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  5. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  6. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  7. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  8. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  9. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  10. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  11. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  12. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  13. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  14. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  15. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  16. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  17. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  18. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  19. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  20. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  21. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  22. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  23. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  24. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  25. В Viber появилась функция, которая должна защитить белорусов от звонков мошенников
  26. Что происходит в Беларуси 4 марта
  27. «Наш пессимизм не оправдался». Что сейчас происходит со стартап-сообществом в Беларуси
  28. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  29. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  30. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу


/

Наша героиня, возможно, единственная девушка-водитель в раллийных гонках в Беларуси. Она еще только в начале своей спортивной автокарьеры и "откатала" пока лишь один сезон, но уже успела отметиться на нескольких ралли - пусть и вне зачета. О том, чего стоит участие в автогонках, почему автоспорт в Беларуси скорее мертв, чем жив, и как хрупкую девушку потянуло в далеко не женский вид автомобильных соревнований, рассказала AUTO.TUT.BY студентка, автогонщица и просто красавица Светлана Пацкевич.

Фото: Иван Яриванович

"Раллийное авто должно стоять в гараже и выезжать лишь несколько раз в год"

Водительский стаж Светланы - 5 лет, водительское удостоверение получила в 2009 году. По словам собеседницы, уже с 12 лет, когда впервые села за руль, она ждала совершеннолетия, чтобы получить водительские права.

- Даже в детстве любимыми игрушками были не куклы, а игрушечные машинки.

Первым автомобилем, на котором девушка осваивала азы управления, был отцовский ВАЗ-2103.

- Я долгое время занималась плаванием, с юных лет. Ралли видела пару раз, но корни, наверное, нужно искать в детстве - когда на "жигулях" ездила по бездорожью на даче.

Фото: Иван Яриванович

В свободное от гонок время Светлана заочно получает высшее образование и работает в транспортной организации.

Автомобиля у девушки два: "жигули" седьмой модели 2004 года и бензиновая переднеприводная Skoda Felicia 1997 года [^]. Первое авто для города, второе - для ралли.

Фото: Иван Яриванович
Такой вид "жигули" получили неспроста. Нет, над ними не надругались хулиганы или противники российского автопрома. Всего-навсего штурман гонщицы хотел нарисовать реснички ее автомобилю, но позже корректировки в оформление внесли другие друзья Светланы

В остальном "жигули" ничем не отличаются от других автомобилей этой марки. О том, что они принадлежат девушке, можно судить лишь по дамской сумочке в салоне.

Фото: Иван ЯривановичФото: Иван Яриванович

Объявление о продаже Skoda Светлане подвернулось случайно. Изначально девушка хотела поездить на "жигулях", накопить денег и купить что-то более "гражданское", но, увидев Skoda, загорелась и потратила на нее все свои сбережения.

- Skoda я купила чуть более года назад в Минске за 3 тыс. долларов. Конечно, я могла перебороть себя, не поддаться искушению и купить обычный автомобиль для города, но я сделала выбор в пользу мечты. На данный момент в "мечту" вложено уже порядка 700 долларов. Это уже видавшая виды машина, и на последних соревнованиях я познакомилась с ее тремя бывшими хозяевами.

Фото: Иван Яриванович

- Поскольку вариантов покупки раллийной машины в Беларуси немного, да и мало кто продает такие авто, то я сразу ее и купила. Знала, на что шла, так как раллийное авто изначально должно стоять в гараже и выезжать лишь несколько раз в год.

Из родных деталей, кроме кузова, в Skoda лишь приборная панель и обшивка дверей. Например, двигатель объемом 1,6 л - от Volkswagen Golf.

Фото: Иван ЯривановичФото: Иван Яриванович

"Мама при любом удачном случае пытается намекнуть, чтобы я оставила гонки"

- Заезды на прямой дистанции, в частности дрэг-рейсинг, мне особо никогда не нравились - они скучные. От них не получаешь столько кайфа, как от участия в ралли. Плюс люблю преодолевать трудности, а ралли, пожалуй, самый тяжелый вид автоспорта, который пока существует в Беларуси.

Но в городе скорость Светланы не превышает 50-60 км/ч. По словам девушки, существенную роль в этом сыграли как раз гонки: после участия в соревнованиях она стала ездить по улицам гораздо спокойнее, просто получая удовольствие от обычной езды.

Фото: Иван ЯривановичФото: Иван Яриванович

- Первое время, когда только получаешь водительское удостоверение, да, хочется "полетать". Бывают моменты, может нахлынуть и возникает желание полихачить, но сейчас это оставляю для трека. Хотя порой в гонках, когда привыкаешь к городу и ездишь спокойно, на трассе тяжеловато прийти в себя - когда уже нужно ехать агрессивно, ты еще только отходишь от городской езды.

И если для Светланы гонки это один из смыслов жизни, то родители увлечение дочки восприняли неоднозначно.

- Маме не нравится. Она сильно переживает и при любом случае пытается намекнуть, чтобы я оставила гонки. Но в то же время сильно не препятствует. Ну а папа, конечно же, рад. После соревнований сразу требует видео, чтобы похвалиться перед коллегами на работе.

Фото: Иван Яриванович

Не так давно, пока наша героиня и ее штурман занимались поисками гаража для своего "болида", их Skoda уже успела побывать на штрафстоянке. Автомобиль эвакуировали в ночь с пятницы на субботу - в тот вечер девушка уехала на дачу. По возвращении в город Светлана увидела, что машины нет на месте,  и "затряслись коленки". Но в ГАИ девушку успокоили и сообщили, что машина находится на штрафстоянке - забрали за неправильную парковку.

- Дело в том, что когда искали гараж, Skoda стояла на парковке у дома. И чтобы не занимать лишнее парковочное место, ее поставили возле Honda штурмана. Тем самым мы "подперли" его машину, но сохранили подход к дому. Единственное, чтобы попасть к подъезду, нужно было чуть-чуть обогнуть Skoda, но кому-то это, видимо, не понравилось, люди позвонили в ГАИ.

На вопрос, правда ли, что когда видишь девушку за рулем, нужно быть осторожнее, - Светлана смеется.

- Женщины аккуратнее ведут себя на дороге, но в целом по личному опыту могу сказать, что не раз встречала водителей-девушек, которые ездят не ахти и в лучшем случае могут перестроиться из ряда в ряд только по известным им правилам. Что касается ралли, то мне встречались лишь мужчины-раллийщики. Фактически пока я единственная девушка-водитель раллийных гонок в Беларуси. Есть девушки-штурманы, но водителей нет.

Фото: Иван Яриванович

"Заходишь в кабинет с предложением устроить гонки, а тебе говорят: "Мы не хотим - и всё"

Долгое время главными гонками считалась Formula-1, сейчас с каждым годом у любителей автоспорта возрастает интерес к ралли.

- В ралли достаточно высокие скорости. Например, в спринте чемпионы страны по ралли развивают среднюю скорость по лесной узенькой дорожке порядка 120-130 км/ч. И это на участках, где с обеих сторон в сантиметрах от боковых зеркал стоят деревья! Да и ралли гораздо зрелищнее, нежели Formula-1. Когда в нескольких метрах от тебя пролетает машина - и ты в облаке пыли и песка, это дает эффект присутствия, которого нет у Formula, - считает Светлана.

Фото: Иван Яриванович

Одна гонка обходится гонщикам, участвующим вне зачета, около 5 млн рублей - с учетом топлива на дорогу к месту проведения и обратно. Гонщики, которые соревнуются в зачете, тратят гораздо большие суммы. Правда тем, кто ездит вне зачета, стартовые взносы возвращаются - для низшего класса это от 2 до 3 млн рублей, для самого высокого класса - 4-5 млн рублей с каждой команды-участника. Безусловно, в эту сумму не входит внегоночная подготовка - от покупки одежды (например, специального омологированного комбинезона, который стоит около 300 евро) до раллийных колес и прочего оборудования.

Фото: Иван ЯривановичФото: Иван Яриванович

Однако, что касается Беларуси, мода на ралли, как и автоспорт в целом, по мнению девушки, придет еще нескоро. Весь белорусский автоспорт, как бы грустно это ни звучало, держится на энтузиазме.

- Для того чтобы развивался совершенно любой вид спорта, нужны места, где бы можно было как минимум тренироваться. У нас таких мест, к сожалению, практически нет. Не лучше обстоят дела и с самими соревнованиями. Автоспорт в Беларуси держится на инициативе одного-двух человек. Очень сложно провести соревнования хорошего уровня. Несмотря на то что для развития автоспорта не так уж много и надо. У нас легко находят различные отговорки, чтобы соревнования не проводить совсем - заходишь в кабинет с предложением устроить гонки, а тебе говорят: "Мы не хотим - и всё".

Фото: Иван ЯривановичФото: Иван Яриванович

Тем не менее можно наблюдать и довольно позитивные сдвиги в соревнованиях, которые проводятся между автомобилями и их владельцами.

- Если долгое время ралли проходили в Браславе, Ушачах и Лепеле, сейчас добавились еще Налибоки. Возможно, в 2015 году один из этапов по ралли пройдет в Гомеле. Также прибавилось и участников - как минимум только в этом году участвовало 3-4 "нуля" (гонщиков, участвующих в соревнованиях вне зачета. - AUTO.TUT.BY). И это не может не радовать.

Фото: Иван Яриванович
-10%
-10%
-20%
-15%
-10%
-30%
-30%
-20%
-10%