Каждый настоящий автомобилист, чье сердце тяготеет к советской классике, знает, что у нее – итальянские корни. Но не каждый сможет отличить Fiat от ранних "Жигулей".
Если внешне машины практически идентичны - за исключением некоторых деталей, - то внутри различия куда более существенные: распредвал "переехал" в головку блока цилиндров, задние тормоза стали барабанными, также было увеличено расстояние между цилиндрами (чтобы можно было наращивать их диаметр) и добавлен кривой стартер.
Обо всем этом Сергей Киселев может рассказывать часами. Когда-то в его гараже стояли две "копейки", а теперь один очень редкий автомобиль, который был куплен по объявлению: "Продам Fiat 67-го года выпуска". Этот автомобиль, как признается сам владелец, он искал и ждал очень долго.
– Мне всегда хотелось иметь более эксклюзивный автомобиль, чем бежевая "копейка" 21013, и я начал поиски ранних "Жигулей" - так называемых "итальянок" (машин первых годов выпуска, которые комплектовались деталями итальянского производства и которые собирались под присмотром итальянских Fiat. - AUTO.TUT.BY).
Поэтому когда на глаза Сергею попалось объявление о продаже Fiat 67-го года, он даже не поверил своей удаче: подумал, может, продавец перепутал что-то и продает ранние "Жигули"? Но когда Киселев увидел автомобиль, все его сомнения окончательно рассеялись.
– Когда же я увидел покрытый пылью настоящий-пренастоящий Fiat, сомнений в его покупке уже не было. Первое, что бросилось в глаза, - шильдик на решетке радиатора. Следом я заметил другие, отличные от "Жигулей" ручки дверей, колпаки с гравировкой Fiat, иное расположение поддомкратников и другие мелкие, но этим и ценные отличия.
Fiat 124 тридцать лет простоял в гараже без движения, но, на удивление Сергея, в кузове была всего одна дырка. Учитывая, что автомобиль поездил по СССР, часть расходников стояла советского производства.
– Оно и неудивительно, ведь искать тот же рычаг или шаровую опору итальянского производства позволить себе мог далеко не каждый. Сейчас с запчастями проще: все, что подлежало замене, я, по возможности, покупал через интернет, но основную часть деталей просто купил в ближайшем магазине автозапчастей. Самое обидное, что утратилось со временем, - родной фиатовский двигатель. Сейчас стоит 1,2 л от ВАЗ-2101 с пробегом около 120 тысяч. Основное, что заботит сейчас, - поиск итальянского "сердца" для автомобиля.
По словам Сергея Киселева, его Fiat 124 - уникальный автомобиль, которым постоянно хочется заниматься и держать в идеальном состоянии. Кстати, поломками машина "радует" Киселева нечасто, несмотря на возраст.
– Устранение поломок - не самая большая неприятность, которая может произойти с машиной. Ремонт и его познание - это часть процесса. Многие вообще покупают себе старый автомобиль, чтобы заниматься его ремонтом. Неприятно было, например, когда с автомобиля украли дворники - это действительно огорчает.
Но самые серьезные неприятности в истории автомобиля случились во время… поездки в столицу Беларуси.
– В мае этого года решил съездить в Минск на фестиваль "Грабли". Было захватывающе: в путь отправились, уже имея ряд поломок: не работали поворотники, датчик топлива, еще что-то. По дороге мы "закипели" (ехало 4 машины - "закипел" именно я), на дороге же меняли крыльчатку вентилятора. Это было первое серьезное испытание для Fiat 124.
Поскольку Fiat 124 стал неотъемлемой частью жизни Сергея, машине решено было придать больше индивидуальности и даже передать часть характера владельца.
– Я назвал автомобиль Ragno nero ("черный паук" - в честь легендарного вратаря Льва Яшина). Частично переделал родной салон, найденный мной приемник с символикой "Олимпиады-80" теперь работает через усилитель и позволяет слушать музыку с любого проигрывателя, ковры в салон постелил от ВАЗ-2103 - по мне, они более уютные и теплые. Поскольку 80% веса автомобиля составляет кузов, то можно говорить о том, что 88% автомобиля сохранилось в оригинале.
А еще Fiat 124 имеет историческую ценность: первым русским владельцем этого автомобиля был шофер, который первым проехал по дороге жизни в блокадный Ленинград. Безусловно, такой автомобиль стоит того, чтобы о нем заботились.