/ фото: Виталий Дернейко,

Дальнобойщик из Гродно Дмитрий Махнач прославился, когда этой осенью СМИ сообщили о том, как он в Англии защитил груз от грабителей. AUTO.TUT.BY Дмитрий рассказал, что возит в Британию и назад, что делает у него в кабине портрет Лукашенко и почему он бензину предпочитает дизель.

Фото: Виталий Дернейко

"Я вроде как водитель, но всю жизнь у меня дизели"

Когда мы встретились с Дмитрием, он был в Гродно уже третий день подряд – для него это долгий перерыв. Обычно дома он лишь сутки, после чего – опять в путь. Среди плюсов такой работы – зарплата, которая пока выше, чем у водителей, что работают внутри страны, а также возможность увидеть мир.

Дмитрий за рулем с 1989 года. Когда сдавал на права, сразу получал категорию на управление грузовиками и с того времени работает в этой сфере. В международных перевозках с конца 90-х. "Тогда было непросто попасть на эту работу, она считалась престижной и денежной. Сейчас жизнь в Беларуси стала дороже, а вот наши зарплаты сравнительно не выросли. В профессию идет не так и много молодых", – рассказывает Дмитрий.

На встречу Дмитрий приехал на красном Opel, но выяснилось, что это авто жены. Его Citroen стоял на рабочей стоянке. Минивэн он купил четыре года назад по двум причинам: для семьи большая машина удобнее, к тому же как раз в то время в аварию попала его старенькая Audi 80. "Если бы она до сих пор была на ходу, может быть, и сейчас я бы на ней ездил", – говорит Дмитрий.

Фото: Виталий Дернейко
"Надо отдать должное французам, комплектация тут хорошая", – считает Дмитрий.

Все авто в семье Дмитрия всегда были дизельными. "Я вроде как водитель, но всю жизнь у меня дизели. С ним ведь проще: или работает, или остановился. Если остановился, значит, или топливо закончилось, или что-то сломалось. А бензиновые могут чихать, могут дергаться – есть нюансы".

Фото: Виталий Дернейко
Фото: Виталий Дернейко

"Я вожу с собой президента уже лет десять"

Рабочая машина Дмитрия – современная Volvo FH16 750. "Это последняя модель Volvo. Она досталась мне пару месяцев назад, когда уволился сотрудник, который до этого на ней ездил", – говорит Дмитрий. Машина удобная: в кабине дизайн панели изменен под легковую, сама панель стала ниже, чуть изменился холодильник, а теплый воздух теперь подается в двух местах.

Фото: Виталий Дернейко
Фото: Виталий Дернейко

Замечаем в кабине портрет Лукашенко. "Я вожу президента уже лет десять. Если глава государства висит в кабинетах чиновников, то почему он не может быть в моей машине?" – объясняет Дмитрий. Те, кого он встречает по пути, относятся к портрету по разному, но в Центральной и Восточной Европе к Лукашенко отношение скорее хорошее. "Общаюсь в основном с поляками, так как нет языкового барьера. Они нашего президента хвалят и говорят, что нам с ним повезло".

Фото: Виталий Дернейко
Лет 10 назад дочь подарила Дмитрию лиса. "Чтобы не было скучно".

"В Англии надо следить, чтобы бордюр был слева, а на кольце пропускать машины справа"

Про польских водителей есть шутка. "В Европе есть две беды: то, что поляков много, и то, что их много везде", – рассказывает Дмитрий. По его словам, сами польские водители на это не обижаются, а лишь смеются и говорят, что он прав. По его наблюдениям, в последнее время на дороге становится все больше румынов.

Основные направления у Дмитрия – Англия и Россия. Компаний из Беларуси, которые работают с Британией, совсем немного – можно сосчитать на пальцах. Дмитрий ездит на острова уже 3-4 года. Туда он чаще всего возит профили для роллетных систем производства одной из минских компаний. А вот в Беларусь из Англии почему-то грузов нет.

Фото: Виталий Дернейко

Кроме типичных грузов, случаются и необычные: Дмитрию доводилось везти фейерверк на Олимпиаду в Сочи (из-за нехватки документов пришлось простоять на белорусской границе лишних семь часов) и памятник Гагарину в Лондон. А когда-то давно он возил на Балканы российскую выставку восковых фигур.

В первую поездку в Британию Дмитрий поехал с коллегой, для которого это направление не было новым. С левосторонним движением проблем не возникло: "Он мне объяснил, что надо следить, чтобы бордюр был слева, а на кольце пропускать машины, которые едут справа".

Фото: Виталий Дернейко


"Преимущество Европы – бесплатный интернет во многих местах"

Из Франции в Англию дальнобойщики попадают паромом из порта Кале. Это, возможно, не самый быстрый способ, но он дешевле, чем проезд тоннелем под Ла-Маншем. Два месяца назад в порту при загрузке на паром к Дмитрию под машину пробрались нелегалы. "Я ждал своего парома в очереди, когда рядом с машиной прошли двое "туристов", похожих на гостей из Северной Африки. Потом прошла еще одна пара. В зеркалах я увидел, как они обходят тягач, ложатся на землю и заползают ко мне на оси".

Дмитрий отмечает западную культуру вождения: там чаще пропускают, дают без проблем перестроиться. А еще там более либеральное отношение к водителям. "Политика такая: не нарушаешь – и ты никому не нужен. Никаких проверок на дороге, ни вопросов о твоем здоровье, как в России". Коллеги из других стран неплохо отзываются о белорусских дорогах и ценят безопасность в нашей стране. "А еще преимущество Европы в том, что там в очень многих местах есть бесплатный интернет", – смеется Дмитрий.

По дороге Дмитрий встречает разных людей. При нас он вспомнил о давнем случае в Венгрии, когда ему из Беларуси переслали деньги по Western Union. Первый попавшийся местный житель посадил его в свою машину и помог найти нужное отделение банка. Оказалось, что оно закрыто уже несколько месяцев. Венгр помог белорусу разобраться с ситуацией и найти другой банк, а пока тот оформлял перевод, принес горячий кофе. Дмитрий хотел дать ему в знак благодарности деньги, но мужчина наотрез отказался.

"Говорят, на трассе Рига - Москва могут "разгрузить" машину даже на ходу"

Спрашиваем о случае, который сделал Дмитрия знаменитым. "О том, что где-то на стоянке могут "выгрузить" машину, я раньше слышал, но думал, что это сильно преувеличено", – начинает рассказывать он. В его фирме такого никогда не случалось, и даже нет инструкций, что делать в таком случае. Хотя порезов на тентах хватает: так злоумышленники проверяют, стоит ли брать груз.

Фото: Виталий Дернейко

"В основном воруют одежду, шоколад, бытовую технику. Говорят, на трассе Рига - Москва ночью могут разгрузить машину даже на ходу, при этом водитель ничего не заметит".

Машину Дмитрия трое чернокожих молодых парней попытались разгрузить под Лондоном летом прошлого года - в ту поездку, которая сделала его известным, водитель вез одежду и обувь из Англии в Москву. Проснулся оттого, что машину качало, выглянул в окно и увидел порезанный тент. "Бандиты попались или очень глупые, или очень наглые, привыкшие к безнаказанности", – считает Дмитрий. Когда он повернул ключ в зажигании и в машине загорелся свет, парни совсем не обратили на это внимания.

Выбежав из машины, водитель увидел, что прицеп открыт, а часть груза уже в небольшом грузовике, припаркованном чуть далее. "Все было на автомате. Толкаясь с грабителями, я заметил, что один из них уже заводит свою машину. Тогда я запрыгнул к ним в кабину, а парень, видимо испугавшись, выскочил. Я успел вытащить ключ из замка и помчался к ближайшей заправке". Так грабители не только ничего не получили, но и лишились своего транспорта. Позже оказалось, что у них поверх настоящего номерного знака был наклеен "липовый".

Фото: Дмитрий Махнач
Фото с места преступления Дмитрий сделал мобильным телефоном. Белый грузовик оставили сбежавшие грабители
Фото: Дмитрий Махнач

За защиту груза Дмитрий получил денежную премию, а председатель ассоциации международных автомобильных перевозчиков БАМАП вручил ему грамоту и наручные часы с гравировкой. Потом БАМАП номинировал его на награду Международного союза автомобильного транспорта за героизм. Получит ли он ее – узнаем в следующем году.

Фото: Виталий Дернейко

"Водителя, который читает книги, встречаешь раз в год"

На стоянках Дмитрий время от времени катается на роликах. Для него это не хобби, а способ поддержать себя в форме. Дмитрий начал кататься, последовав примеру литовского коллеги. Пару лет назад на стоянке литовец спросил, не нужно ли Дмитрию что-нибудь из продуктов, после чего надел ролики и укатил на них в сторону магазина. "Раз в детстве получалось на коньках, нужно попробовать и на роликах", – подумал тогда Дмитрий. Катается он около трех лет, но считает себя новичком. Еще при возможности Дмитрий сам разгружает машину, ведь работа сидячая, а разминаться нужно.

Фото: Виталий Дернейко
Фото: Дмитрий Махнач
При нас Дмитрий кататься не стал: покрытие на стоянке не позволяло. Поэтому он поделился семейным снимком.

Хобби, связанных с работой, у Дмитрия нет. Правда, в детстве он собирал марки, а потом отдал коллекцию своим детям. Теперь, когда в компанию приходят письма со всей Европы, сотрудницы отклеивают марки с конвертов специально для Дмитрия.

Фото: Виталий Дернейко

Что изменилось за то время, пока Дмитрий работает в этой сфере? "Раньше водители в дороге читали книги, на стоянках менялись ими. А сейчас все сидят в интернете. Кого-то, кто читает книги, встречаешь раз в год".
-30%
-12%
-20%
-50%
-40%
-30%
-15%
-20%
-55%
-15%