Саша - инвалид ІІ группы (протезирован на обе ноги). Тем не менее это не помешало ему стать студентом одного из гомельских университетов, а с наступлением совершеннолетия получить водительское удостоверение. Саша всегда хотел автомобиль, и вот уже полгода, как он участник дорожного движения. О гомельских автошколах, парковках для инвалидов и о том, чего стоило пройти обучение для экзамена в ГАИ, рассказал AUTO.TUT.BY наш собеседник.
"Даже мой преподаватель по вождению, когда он был за рулем, нередко повторял: "Рук не хватает"
Машину наш герой хотел с детства, и как говорит сам Саша, по нескольким причинам: во-первых, на ней проще - на большие расстояния молодой человек передвигается на костылях, а на авто можно просто подъехать к нужному месту и выйти без костылей. А во-вторых, машина стала для него неотъемлемым условием комфорта в жизни..
![]() |
Автомобиль Александра - дизельный Opel Astra 1993 года, двигатель 1,7 л
|
- Машина обошлась мне в 2,1 тыс. долларов. Потом в Минске мне установили ручное управление, которое стоило 350 долларов. Таким образом, все вместе вышло почти в 2,5 тысячи.
Сейчас Саша считает, что переплатил за машину. К тому же дизельную. Оказалось, что автомобиль с ручным управлением лучше иметь бензиновый и с большим объемом - из-за разгона.
- При повороте налево дизельная машина неудобна тем, что она медленно разгоняется. Ведь что делает обычный во время поворота? Он выжимает сцепление, а рука у него уже лежит на коробке передач - и он сразу же включает передачу. А я так не могу. Чтобы включить вторую передачу, мне нужно нажать рукой сцепление, затем газ, при этом поворачивать руль - и все это делать одновременно. Многие водители сигналят - это неприятно. Даже мой преподаватель по вождению, когда он был за рулем, нередко повторял: "Рук не хватает".
- Еще перед своей первой "автопокупкой" как вариант я рассматривал минивэн. Этот тип кузова мне очень нравится. Он просторный, в нем я "сижу". Именно сижу, а не лежу, как это бывает в низких автомобилях.
Несмотря на то, что водительское удостоверение Саша получил относительно недавно, в день он "наматывает" порядка 50 километров.
- Я подрабатываю курьером. И то, чем я точно доволен в своем Opel, так это его маленьким расходом. На 100 км по городу он берет около 5 литров.
"Сдать экзамен в ГАИ было не так сложно, как пройти подготовку к нему"
Однако больше всего внимания в нашем разговоре Саша уделяет той ситуации, которая сложилась в автошколах при обучении инвалидов. Хотя лучше подойдет слово "необучении".
- Сдать экзамен в ГАИ было не так сложно, как пройти подготовку к нему. Я обзванивал все автошколы города и спрашивал, возможно ли обучение на ручном управлении. В некоторых школах даже переспрашивали: "А что это такое?"
Тем не менее школу, где согласились учить, удалось найти. Он примчался туда, но директор школы сказал, что ради него одного мастер не будет постоянно одевать и снимать ручное управление.
- Вдобавок он хотел, чтобы к сумме обучения я еще и оплачивал зарплату мастера почасово. Сумма вышла бы приличная - около 10 млн рублей. Был другой вариант: я выкупаю группу, и машина записывается исключительно за мной.
Также Саше предложили до момента обучения купить машину, установить ручное управление, после чего переоформить ее на автошколу.
- Или последний вариант, который мне предложили: купить машину у автошколы. За 5,5 тысячи долларов Daewoo Lanos, который уже был с инвалидным управлением.
На вопрос Саши: "Почему так дорого стоит авто, максимальная цена которому 3 тысячи?" - директор автошколы ответил, что ему невыгодно продавать автомобиль задешево.
- "Я должен выжимать по максимуму", - добавил он.
Саша пошел по самому длинному пути, который может возникнуть в подобной ситуации. Он получил разрешение на раздельное обучение, когда практическое вождение инвалиды могут осваивать в Могилеве, Минске или Вилейке, а теорию - по месту жительства.
- Уже в другой автошколе, куда я пришел, чтобы пройти теоретический курс, мне сразу пошли навстречу. Директор-женщина без лишних слов попросила сделать отдельный договор, чтобы я заплатил только за теорию.
Получать практические навыки по вождению Саша поехал в Вилейку. Свой выбор объяснил тем, что в Могилеве он никого не знает, а в Минске за практическое обучение нужно было заплатить 4,5 млн рублей, когда в Вилейке - около двух.
- В Вилейке я обучался совершенно один. Если раньше на обучение там набирали несколько групп по 30-50 инвалидов, то сейчас этого нет.
Практический экзамен в ГАИ Саша сдавал в Молодечно. Не без гордости в голосе он рассказывает, что вызвался сам сдавать все положенные элементы без исключения - несмотря на то, что эстакаду на автомобиле с ручным управлением сдать затруднительно.
- Если на машинах без ручного управления авто ставят на ручник, то на ручном управлении нужно держать тормоз. То есть в начале движения необходимо отпустить сцепление, спустить ручник, держа при этом руль, включить первую передачу и быстро добраться до газа, чтобы авто не откатилось назад.
"Получить водительское удостоверение было важной целью в моей жизни"
Единственное, чего Саша не понимает: почему оборудование, которое может себе позволить любая автошкола, почти везде отсутствует? Процесс установки не такой сложный и долгий, но его отсутствие - это лишение возможности получить водительское удостоверение менее упрямому инвалиду, чем Саша.
- Поначалу думал, что ничего из этого не выйдет. Меня очень многое тянуло назад. Но считаю, что препятствия - это хорошо. Таким образом жизнь проверяет: достоин ли цели, которую захотел достичь. А получить водительское удостоверение было важной целью в моей жизни.
Многие утверждают, что самые вежливые белорусские водители в Минске. И Саша не стал тому исключением. Ему уже неоднократно приходилось ездить по улицам столицы и все чаще убеждаться в том, что у столичных водителей совсем другое отношение к инвалидам, нежели в Гомеле. Но знак "Инвалид" Саша все же хочет убрать с автомобиля.
![]() |
![]() |
- Уступить дорогу, перестроиться из одного ряда в другой - мне этот знак никакого преимущества не дает. Да и не должен давать. Я в первую очередь водитель и не должен рассчитывать на снисхождение. Единственная причина, по которой не снимаю его, - для парковки. Мне тяжело выйти из машины, когда к ней пристраиваются настолько, что невозможно нормально открыть дверь. А как это часто бывает, наши водители просто не замечают или не хотят замечать знак на моей машине - и становятся настолько близко, что я просто не могу распахнуть дверь полностью.
Саша сетует и на малое количество парковочных мест для инвалидов. Со слов собеседника, этого не замечаешь, пока не сталкиваешься с этим сам.
- Хочется попросить водителей, чтобы они не парковались в тех местах, которые предназначены исключительно для инвалидов.
![]() |
![]() |
![]() |
Чтобы зайти на почту, которая находится в паре десятков метров от "инвалидной" парковки, Саше однажды пришлось оставлять машину за 300 метров и возвращаться на костылях.
- Если я паркую авто рядом с нужным мне местом, то могу дойти туда без костылей. Но большие расстояния без костылей мне преодолевать тяжело.