104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  2. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  3. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  4. «В детстве комплексовала и боялась, что нет будущего». Глухой автоинструктор — о жизни и работе
  5. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  6. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  7. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  8. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  9. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  10. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  11. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  12. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  13. Кризис и волны релокейта не помеха? Резидент ПВТ пошел развивать технологические проекты в регионах
  14. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  15. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  16. Суд за надпись «3%» и пять лет колонии за «изготовление ежей». Что происходит в Беларуси 3 марта
  17. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  18. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  19. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  20. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  21. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  22. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  23. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  24. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  25. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  26. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  27. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  28. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  29. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  30. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском


/

Недавно Александр Лукашенко встретился с белорусскими писателями. Подробности совещания президента с интеллигенцией AUTO.TUT.BY решил узнать у популярной писательницы Натальи Батраковой. В салоне своей Mazda CX-7 она рассказала, почему белорусская литература не в лучшем состоянии, чем ее приятно удивил глава государства и каких авторов она бы включила в школьную программу.


Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Наверное, из-за большого расхода эту машину и сняли с производства"

Наталья говорит, что давно является поклонницей Mazda из-за соотношения цена-качество этих авто и подхода к клиентам в дилерском центре. До этого у нее была CX-7 прошлого поколения.

- Я живу за городом и люблю ездить за грибами, поэтому выбирала полноприводную машину с высоким клиренсом. Из линейки Mazda на тот момент этот автомобиль был единственным вариантом, о котором я в итоге ни разу не пожалела. К тому же в автоцентре можно сдать старый автомобиль и с доплатой приобрести новый.

В 2011-м Наталья обменяла старый кроссовер на новый, рестайлинговый. Точную цену своего авто собеседница не помнит. Говорит, что у нее, как постоянного клиента, была скидка.

- Базовая комплектация Mazda - с широким набором опций. Дополнительно я поменяла только "голову" с дисплеем и GPS-навигацией.

Наталья говорит, что светлый салон был также немаловажной составляющей при заказе авто у дилера
Наталья говорит, что светлый салон был также немаловажной составляющей при заказе авто у дилера.

Единственное, чего, по словам нашей героини, ей не хватает в CX-7 - это складывающихся зеркал, облегчало бы парковку в городе. Также машина не совсем удобна для городской езды и из-за расхода бензина - 15-17 литров.

- Но к этому нужно быть готовым, ведь здесь стоит турбированный двигатель объемом 2,3 литра и мощностью 232 "лошадки". Хотя, думаю, именно из-за большого расхода ее и сняли с производства.

Расходы на обслуживание авто, по словам Натальи, оказались приблизительно такими, как и в других автоцентрах. За 3 года она делала лишь плановые ТО. Правда, пришлось заменить и переднюю фару, в которой к окончанию гарантии обнаружился заводской брак.

- На Mazda мне заменили ее за 3 дня до окончания гарантии! Думаю, в такой ситуации некоторые автоцентры под каким-нибудь предлогом могли бы и отмахнуться от клиента.

За 3 года собеседница проехала почти 72 тысячи километров и говорит, что уже ждет, когда Mazda вновь выпустит подобный автомобиль
За 3 года собеседница проехала почти 72 тысячи километров и говорит, что уже ждет, когда Mazda вновь выпустит подобный автомобиль.


"Почему-то водители из Брестской области в Минске ведут себя наглее остальных"

Наталья рассказывает, что манера ее езды зависит от настроения, она старается не нарушать правил и редко получает штрафы за небольшое превышение скорости.

- Но я не нарушаю таких основополагающих правил, как двойная сплошная или запрещенный поворот. Я полностью отдаю себе отчет на дороге, ведь за рулем практически каждый день с 1992 года.

С тех пор, по наблюдениям Натальи, многое изменилось. Машин стало в разы больше, но, как ей кажется, "дураков" на дорогах пропорционально возросшему количеству водителей становится меньше. Люди становятся культурнее, и сейчас в Минске намного чаще пропускают при перестроении, чем раньше.

- Но все равно остаются, например, те, кто не включает "поворотник" при повороте. Целый поток снижает за ним скорость, а если бы он обозначил свой маневр, люди бы его быстренько объехали и не создавали заторов. Это и элемент культуры вождения, и привычки: я включаю поворот даже в лесу. Автоматически.

В бардачке Натальи - 3 ножа для сбора грибов. Она говорит, что в лесу CX-7 ее не подводила ни разу
В бардачке Натальи - 3 ножа для сбора грибов. Она говорит, что в лесу CX-7 ее не подводила ни разу.

Собеседница не считает, что поведение на дороге зависит от марки авто или от достатка водителя. Чаще она замечает лишь различие в вождении у людей из разных регионов.

- Может быть, мне просто попадались такие люди, но водители не из Минска, а особенно из Брестской области, порой ведут себя нагло. Наверное, они у себя там ездят гораздо свободнее, и когда приезжают в Минск, то продолжают, как дома, превышать скорость и не обращать внимания на знаки.

"С такими ценами наш человек скорее купит килограмм колбасы, нежели книгу"

И если культура вождения в Беларуси за последние 20 лет все-таки стала лучше, то с развитием литературы в годы независимости страны есть проблемы. Наталья называет несколько причин, которые привели литературу в такое состояние.

- Во-первых, у нас до сих пор на книги НДС 20%, что делает их очень дорогими. Если человек будет выбирать, купить ему килограмм колбасы или книгу по этой же цене - он, конечно же, выберет продукт питания. В той же Украине книжки вообще не облагаются НДС, а в России этот налог снижен, по-моему, до 10%.

Для Натальи Батраковой проблема продаж не так остра. Она говорит, что ее книги хорошо покупают, а год назад они появились и на российском рынке
Для Натальи Батраковой проблема продаж не так остра. Она говорит, что ее книги хорошо покупают, а год назад они появились и на российском рынке.

Проблема, по мнению писательницы, и в скромном финансировании библиотек. По ее словам, новые книги поступают в единичных экземплярах, и на них может быть очередь в несколько десятков читателей.

- Уважаю труд работников библиотек, которые получают 2-3 миллиона, но при этом проводят прекрасные литературные праздники и вечера. Для многих, кто посещает такие мероприятия, - это луч света и радости в повседневной жизни.

Третьим "тормозом" в развитии литературы и открытии новых имен в литературе Наталья называет сложность доступа для частных лиц к главному и уважаемому ею распространителю литературы - "Белкниге".

- Некоторые начинающие авторы готовы издать книгу небольшим тиражом за свой счет. Но как она попадет на полки книжных магазинов? А ведь это так важно для автора - обрести читателя! Насколько мне известно, сделать это крайне сложно. Надо как-то упростить этот путь, и тогда на книжных полках мы увидим гораздо больше новых имен.

"Живые эмоции Лукашенко на встрече с писателями меня приятно удивили"

Одна из проблем белорусской литературы, говорит собеседница, это и отсутствие национального конкурса для начинающих писателей. Этот вопрос она и подняла на недавнем совещании с интеллигенцией у президента.

- Я выступила на совещании по собственной инициативе, сказала, что Беларуси необходим национальный конкурс, на котором бы открывались новые имена. Это мероприятие должно быть максимально открытым, освещаться медийно, чтобы имена победителей знали, чтобы их книги ждали в магазинах.

Наталья говорит, что Лукашенко идею услышал и поручил присутствовавшим на встрече представителям министерств заняться этим вопросом. Да и в целом встреча у президента оставила у нее приятное впечатление.

- Я заметила, что вопросы литературы для президента - это не только работа: я видела живые эмоции, которые меня приятно удивили.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Наталью порадовало, что на встречу были приглашены представители двух противоборствующих писательских союзов.

- Очень хорошо, что на встречу пригласили писателей из разных союзов, главу ПЕН-Центра Андрея Хадановича, таких, как я, - не состоящих ни в каких союзах. Надо учиться слушать друг друга, но прежде чем кого-то услышать, надо дать ему возможность высказаться.

"Я была бы счастлива, если бы мою книгу перевели на белорусский язык"

Также на совещании поднимался вопрос популяризации белорусскоязычной литературы и общего развития родного языка. Интересуемся: Наталья не пишет на "мове" из-за того, что ее книги не продадутся?

- Вовсе не поэтому. Просто со мной рядом никогда не было людей, которые разговаривали на белорусском. Если бы в моей молодости такие люди встретились, наверняка, мне это стало бы интересно. Я не могу писать книги на белорусском, потому что у меня нет достаточного лексического запаса, я не думаю на этом языке. Но я буду счастлива, если кто-нибудь в будущем переведет мои книги на "мову".

Писательница правит свои рукописи даже в то свободное время, когда ждет кого-нибудь в машине
Писательница правит свои рукописи даже в то свободное время, когда ждет кого-нибудь в машине.

Популяризацию белорусского языка Наталья считает абсолютно правильной, а вот о причинах, почему этой проблемой обеспокоилось даже высшее руководство страны, судить не берется.

- Многие сейчас говорят, что это связано с событиями в Украине, но я не берусь комментировать такие вещи. Я могу лишь повторить то, что популяризация белорусского языка - правильное решение. Поступательно, без кренов, без разделения общества на своих и чужих, в зависимости от языка, на котором говорят.

"У нас есть много авторов, но о них нигде не говорят. Год книги помните? Нет"

Еще одним отголоском совещания, по наблюдениям Натальи, стало то, что Союз писателей Беларуси начал отчитываться о проведенных им литературных конкурсах, которые, оказывается, были.

- Но об этих конкурсах следовало бы сообщить не по факту их завершения, а накануне. А то они сейчас заявляют, что конкурсы были просто везде и повсюду. Почему о них никто не знал - это какие-то междусобойчики?

Более того, собеседница отмечает, что и сейчас непонятно, кто победил в этих конкурсах, какие были номинации и призы.

- Просто отчитались: конкурсов - много! И все. А если бы они написали подробности, то это бы дало авторам понимание, когда, куда обращаться и на что рассчитывать. К примеру, победитель конкурса "Первая глава" издательства "Регистр" получает приз - издание книги.

Интересуемся, а есть ли вообще в Беларуси достойные современные авторы.

- Об этом вы можете спросить в любой библиотеке, и вам назовут целый список современных белорусских авторов. Я же могу назвать Тамару Лисицкую, Сергея Климковича, Юлию Ляшко, Михаила Голденкова, Игоря Полякова и Алену Масло.

Наталья говорит, что постоянно старается делать свое творчество лучше. Именно поэтому она иногда слушает собственные стихи в машине, чтобы найти то, что можно исправить
Наталья говорит, что постоянно старается делать свое творчество лучше. Именно поэтому она иногда слушает собственные стихи в машине, чтобы найти то, что можно исправить.

Возможно, есть и такие современные авторы, которых Батракова включила бы в школьную программу? У Натальи внучка и внук - школьники.

- В школьную - не знаю, но Женю Пастернак и Андрея Жвалевского я рекомендовала бы для внеклассного чтения. Они умеют разговаривать с детьми на одном языке, на равных. После прочтения их книг, например, моя внучка стала больше читать. Если эти авторы пробудили у нее интерес к чтению, то наверняка такой же интерес появится и у других детей.

Но вышеперечисленных авторов знает совсем небольшое количество людей. Наталья говорит, что ситуация вряд ли кардинально поменяется, пока о белорусской литературе не заговорят СМИ.

- У нас был Год книги. Помните? Но никто ничего не заметил! А ведь есть у нас и книги, и авторы, просто о них нужно чаще говорить и писать.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
-33%
-30%
-50%
-15%
-25%
-10%
-30%
-15%