Поддержать TUT.BY
67 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Поддержать TUT.BY может каждый. Вот простой и полезный способ
  2. «Силовики противостоят спонсируемой из-за рубежа революции». Эксперты о протестах у нас и в РФ
  3. Игорь Лосик остановил голодовку после более чем 40 дней
  4. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  5. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  6. Провалы в памяти и догадки свидетелей. В Могилеве продолжают судить главу отделения Белгазпромбанка
  7. Максим Знак остается в СИЗО, Игорь Лосик прекратил голодовку. Что происходило в Беларуси 25 января
  8. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  9. Предложения по Конституции: Утверждать результаты президентских выборов будет Всебелорусское собрание
  10. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  11. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  12. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  13. В 2020 году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  14. А протесты — врозь. Почему Путин не будет гулять с автоматом и в России не запретят синие трусы
  15. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  16. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  17. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  18. Минское «Динамо» обыграло дома «Северсталь». Это третья подряд победа «зубров»
  19. Лукашенко чиновникам про биометрические паспорта: Даже двойки нельзя вам поставить по защите персональных данных
  20. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  21. «Скучно, девочки». Путин прокомментировал расследование ФБК о дворце в Геленджике
  22. Судят соратников Тихановского, но его самого в суд не вызывают. Чем это грозит политзаключенному?
  23. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  24. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  25. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  26. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  27. Погода на неделю: циклон «Ларс» принесет в Беларусь снег, мокрый снег и дождь
  28. Британские СМИ о подробностях крупной аферы: подозреваемый бежал через Минск, за бизнес-джет платил наличными
  29. На вторник и среду синоптики объявили оранжевый уровень опасности
  30. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям


/

Единственная минская автошкола, которая занимается обучением инвалидов, существует с 2008 года. В среднем в "Спецавтомастере" ежегодно выпускают 60 водителей категории В из лиц с ограниченными физическими возможностями. "Цифра ничтожно мала,  считает директор автошколы Иван Костюк.  Ведь в нашей стране огромное количество людей, которым предоставлять такую возможность просто необходимо".

 
Фото: Кристина Горбач, TUT.BY
 

Все началось с переоборудования машин для инвалидов

Отец Ивана Костюка – технарь-самоучка – когда-то предложил сыну заняться переоборудованием машин для людей с ограниченными возможностями. Это было в 2004 году, идея создать автошколу пришла позже – машины переоборудовали, а кадры для их управления в Минске не готовили. Многие инвалиды обращались с просьбами установить ручное управление и попутно интересовались вопросом, где можно получить водительское удостоверение. В 2008 году появилась автошкола "Спецавтомастер", в 2009 г. выпустили первых водителей-инвалидов – всего 10 человек. "Сейчас мы разделили нашу деятельность на две разные организации. Одна занимается обучением, а вторая – переоборудованием", – говорит директор автошколы.
 
Принцип переоборудования машины простой: если у человека нет ног – перенести сцепление, тормоз и газ на рычаг возле руля. Если левой рукой не получается переключить поворотник – вывести его под правую руку. Бывает, что меняют место расположение педалей: человек, к примеру, не может правой ногой нажать на педаль, а может левой, но ему неудобно.

– Стоимость переоборудования машины всегда разная, – рассказывает Иван Костюк. – Каждый заказ индивидуален. Нужно учитывать, какие органы управления нужно переносить, автоматическая или механическая у машины коробка передач. Учитывается марка машины, вернее, ее первоначальная конструкция: одну машину переоборудовать легче, а другую – сложнее.

Фото: Кристина Горбач, TUT.BY

В 2015 году в нашей стране вступает в силу новый технический регламент, который предусматривает, что инвалидам можно переоборудовать, а значит, и ездить только на машинах с автоматической коробкой передач.

– Бывают ситуации, когда нужно переоборудовать машину для инвалида, но на ней собирается ездить кто-то из здоровых членов семьи, в таких случаях мы объясняем, что все рычаги съемные. Их можно легко демонтировать, и они не будут мешать ездить здоровому человеку.

– Автомобиль для здорового человека – чаще роскошь, а для человека с ограниченными возможностями – это личная жизнь, работа, учеба, – считает Иван. –Фактически это социальная адаптация таких людей к нормальной жизни. Без преувеличения могу сказать, что мы адаптируем инвалидов и возвращаем их в нормальную социальную среду. Ведь хочется, чтобы человек считал себя равноправным членом общества, – говорит директор автошколы.
 

Иногородние приезжают обучаться в группе выходного дня

Для инвалидов в автошколе не создаются отдельные группы – люди с ограниченными возможностями входят в состав общих групп. Так, курсанту проще выбрать удобный график: утро или вечер буднего дня, выходной день или график "2 через 2".
 
Чаще всего люди с ограниченными возможностями записываются для обучения в группы выходного дня, потому что в "Спецавтомастер" приезжает много иногородних. В Минске это единственная подобная организация, а всего в Беларуси две или три такие школы.
 
– Зачастую люди приезжают на учебу только на субботу-воскресенье, поэтому мы пытаемся после теоретических занятий ставить в расписание практические, но тут возникает сложность: мастер остается практически без выходных, и это требует дополнительных материальных компенсаций.
 

Учебный класс пришлось перенести, чтобы инвалидам было удобней добираться

– Раньше у нас было два учебных класса на Партизанском проспекте, но проблема заключалась в том, что мы арендовали помещение старого заводского здания на 5 этаже, и добраться туда инвалиду-колясочнику было более чем проблематично, потому что единственный в здании лифт, грузовой, уже много лет не функционировал.
Стал вопрос о том, чтобы подобрать такое помещение, в котором с доступом к учебному классу не было бы никаких проблем. Но получилось, что люди из общества инвалидов сами к нам обратились с предложением арендовать здание на улице Воронянского, в котором с доступом у колясочников нет проблем: наше помещение находится на первом этаже, есть пандус для заезда на коляске.
 

Учебные автомобили. От "жигулей" до Nissan Micra

Первый учебный переоборудованный под нужды инвалидов автомобиль – "жигули-восьмерка". Его сделали в качестве эксперимента, сейчас им практически не пользуются. Сцепление, газ и тормоз были перенесены для управления руками.
 
– На нем мы готовили инвалидов целый год, люди были очень благодарны за такую возможность, – рассказывает Иван Костюк.
 
Сейчас инвалидов обучают на Nissan Micra с автоматической коробкой передач, на этой же машине сдается экзамен в ГАИ.
 
– Лицам с ограниченными возможностями в ГАИ в порядке исключения разрешили сдавать экзамен по вождению на машине с автоматической коробкой передач. Если у человека есть допуск медиков к вождению автомобиля и у него проблемы с опорно-двигательным аппаратом, неважно, какой группы инвалидность, – такие люди учатся и сдают экзамен на Nissan Micra.

Фото: Кристина Горбач, TUT.BY
 

"Поликлиника стала смелее давать справки о допуске инвалидов к вождению"

Проблемы на пути к получению водительского удостоверения у инвалидов зачастую начинаются еще в поликлинике по месту жительства, где не хотят давать допуск к вождению. Далеко не каждая поликлиника, обращает внимание Иван Костюк, которая выносит медицинское решение для допуска к вождению автомобиля здоровым человеком, имеет лицензию, чтобы вынести такое решение инвалиду.
 
– Иногда инвалиды звонят нам и просят проконсультировать, мол, хочу в автошколу – но разрешения в поликлинике не дают, говорят, что я инвалид и водить нельзя. В поликлиниках видят подобные случаи в первый раз и просто представить не могут, что у таких людей есть возможность быть водителями. Далеко не все врачи представляют, как инвалиды будут управлять транспортным средством и на чем они будут учиться.
 
Мы всегда советуем людям обращаться в КУП "24-я поликлиника спецмедосмотров". Я даже могу сказать, что эта поликлиника в последнее время стала смелее давать справки о допуске к вождению инвалидам, потому что они увидели, как мы работаем, узнали, что возможность учить таких людей действительно есть, что существует специальная техника.
 
Фото: Кристина Горбач, TUT.BY
 

Стоимость обучения для всех курсантов одинаковая

Стоимость обучения для полностью здоровых курсантов и курсантов с ограниченными физическими возможностями не отличается. Сейчас она составляет 4,8 млн рублей без учета стоимости топлива. "Я должен сказать, что если мы будем составлять калькуляцию отдельно для инвалидов, то она должна быть выше, причем на порядок. Но мы не разделяем курсантов, стараемся собственными средствами покрывать затраты", – говорит Костюк.
 
– Во-первых, специфика машины: на ней больше нельзя никого обучать, потому что остальных курсантов мы обучаем на машинах с механической коробкой передач, и есть такой факт, как простой машины. Во-вторых, кадровый потенциал: мастер, который будет работать с такими людьми, должен быть где-то психологом, чтобы найти подход к каждому, где-то обладать стрессоустойчивостью, ведь такие ребята – это особый контингент.
 
Специального разрешения для обучения инвалидов автошколе получать не пришлось. Специфика лишь в том, сможет ли автошкола заниматься обучением: будут ли специальные машины, удобный доступ к учебным классам.
 
– На экзаменах инвалидам не делают никаких поблажек, но подходят в ГАИ очень корректно. Если мы приезжаем сдавать экзамен в ГАИ и сотрудники видят нашу спецмашину – пропускают нас без очереди.
 
Фото: Кристина Горбач, TUT.BY
 

"Подобная автошкола должна быть в каждом областном, а то и районном центре"

У иногородних курсантов есть возможность теоретическую часть освоить в автошколе по месту жительства, а практическую – в "Спецавтомастере", но здесь так делать не советуют, потому что эффективность такого обучения получается ниже. На 19 практических занятий в любом случае нужно будет приехать в Минск.
 
– Что нужно делать, так это устранять барьеры получения водительского удостоверения инвалидами. Специализированная автошкола, по моему мнению, должна быть как минимум в каждом областном, а то и районном центре, – считает Иван Костюк.
 
Хочется, чтобы люди с ограниченными возможностями понимали, что у них есть возможность водить машину. Для многих из них автомобиль – это жизненная необходимость. У нас отучился один инвалид, который после переоборудовал для себя "Опель-универсал", стал заниматься коммерческой деятельностью: перевозить строительные материалы, зарабатывать на жизнь. 
-15%
-10%
-10%
-20%
-10%
-28%
-20%