/

На неделе в Минске за один день разбились насмерть 2 мотоциклиста. Чтобы поговорить о причинах несчастных случаев с байкерами и безопасной езде, AUTO.TUT.BY отправился к чемпиону Беларуси по шоссейно-кольцевым мотогонкам Константину Минину. Он показал нам свой спортивный Yamaha R1 и рассказал, почему почти не ездит на нем по городу, не считает междурядье нарушением ПДД и уверен, что на дороги выезжают абсолютно неподготовленные мотоциклисты.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Раньше проехать на одном колесе весь проспект было святым"

Костя говорит, что в детстве он иногда катался по деревне на мопеде. Любовь к мотоциклам появилась чуть позже, и в 22 года он сдал на категорию "А". К этому моменту, в 2006 году, наш герой купил свой первый мотоцикл – Yamaha R6.

- Была цель - научиться действительно хорошо управлять мотоциклом. Сначала мы с друзьями просто катались-"дурковали" по городу, а параллельно учились ездить в поворотах в глубоком в наклоне и использовали для этого транспортные развязки на дорогах общего пользования, да и просто наслаждались очень быстрой ездой. В 2008 году я впервые заявился на чемпионат Беларуси по шоссейно-кольцевым мотогонкам и победил в нем. В том же году отправился тренироваться в Германию на настоящий гоночный трек Лаузицринг и понял, что сильно преувеличивал уровень наших мотогонок на картодроме.

После немецкого трека Костя решил более серьезно заняться гонками и стал участвовать в соревнованиях на других европейских и российских трассах. В минувшее воскресенье он стал чемпионом Беларуси по шоссейным мотогонкам на своем нынешнем Yamaha R1.

- Прошлой своей Yamaha я был полностью доволен, поэтому в 2008 году заказал из Штатов мотоцикл этой же марки, только мощнее. Тогда еще были совершенно другие цены, и новый мне обошелся в 12 тыс. долларов с растаможкой. К тому же при хорошем общении с дилером в США тебе делают еще неплохую скидку.

Мощность литрового мотоцикла, заявленная производителем, составляет 189 л.с. Костя говорит, что это очень относительная цифра, потому как реальные замеры на диностенде показывают совершенно другие, намного меньшие цифры. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Мощность литрового мотоцикла, заявленная производителем, составляет 189 л.с. Костя говорит, что это относительная цифра, потому как реальные замеры на диностенде показывают совершенно другие, намного меньшие, цифры.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Костя усовершенствовал свой мотоцикл: гоночная подвеска, сцепление, "правильная" цепь со звездами, магниевые диски, гоночный пластик и еще много чего для адаптации заводского варианта под мотогонки. Серьезной доработке подверглась электроника и двигатель. Собеседник говорит, что ездит на Yamaha по городу очень редко и лишь для того, чтобы перегнать его из одной точки в другую.

- Да и, честно сказать, страшно мне сейчас ездить по городу, когда я вижу кругом столбы и машины. А вот раньше проехать весь проспект на одном колесе было святым! Это были эмоции, шоу для окружающих, в частности, девушек. А на самом деле страдали ерундой и чудом остались живы, ведь было много ситуаций на грани.

Кое-что осталось для девушек и сейчас мотоцикле нашего героя, например, эта надпись. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Кое-что осталось для девушек, и сейчас на мотоцикле нашего героя, например, эта надпись.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Костя вспоминает эпизод, когда они с друзьями стартовали со светофора и на скорости 140 км/ч внезапно в поле зрения оказалась выезжающая из двора машина… Также собеседник рассказывает историю, когда они ехали вчетвером на задних колесах по всем полосам проспекта Притыцкого, а женщина вдруг решила выехать на дорогу с мойки задним ходом во второй ряд… Благо, говорит, обошлось в обоих случаях, но воспоминания остались.

- Это все продолжалось 2,5 года. А однажды я вернулся с трека в Брно в Чехии, выехал в город и понял, что ездить, как раньше, уже не выходит. Все эти столбы, бордюры, машины... Я начал по 42 раза просчитывать безопасность ситуации, прежде чем сделать что-то из старого репертуара.

"Существует такой звук выхлопа, который не мешает спящим людям, но слышен автомобилистам"

Собеседник говорит, что со временем стали ездить лучше и безопаснее и другие мотоциклисты. Костя приводит пример: 2 мотоциклиста теперь редко опережают машины с двух сторон, а делают это с одной стороны по очереди. Соответственно, исчезает вероятность того, что водитель дернется вправо и собьет одного из них.

- Лучше стали в этом плане и водители автомобилей. Сейчас они видят мотоциклиста, а раньше мотоцикл воспринимался как отрицательная галлюцинация. И не может не радовать то, что с каждым годом ситуация улучшается. Если ты сегодня едешь на мотоцикле по крайней левой полосе МКАД, то тебе абсолютно все уступают дорогу.

Водители уступают дорогу мотоциклистам не только потому, что видят их, но и потому, что слышат. И если им больших проблем звук "прямотоков" не создает, то жильцам минских проспектов он не первый год мешает спать по ночам.

- Да, люди жалуются на шум мотоциклов, но теперь я слышу далеко не самые агрессивные выхлопные системы, которые мне доводилось слышать. А вот гонять 150 км/ч ночью – это так себе идейка, тем более если у тебя громкий выхлоп.

Резина на мотоцикле нашего героя не предназначена для дорог общего пользования. Комплект стоит 450 евро. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Резина на мотоцикле нашего героя не предназначена для дорог общего пользования. Комплект стоит 450 евро.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Бороться с громкостью выхлопа в Беларуси вскоре будут посредством определения нормы допустимого уровня шума транспортного средства, который будет измеряться при прохождении техосмотра. Костя поддерживает такое нововведение и думает, что это поможет решить проблему.

- В Европе и Америке давно существуют такие нормы. Но важно, чтобы у нас этот допустимый уровень шума был адекватным, а также действие этой нормы распространялось не только на заводские выхлопные системы, но и на установленные владельцем.

Не заводская выхлопная система мотоцикла собеседника также маркирована
Незаводская выхлопная система мотоцикла Кости также маркирована "Только для соревнований" и не вписывается в европейские шумовые параметры для города. Однако он говорит, что на минских проспектах часто слышит намного более громкий выхлоп.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Собеседник не думает, что мотоциклисты будут проходить техосмотр, а на второй день менять часть выхлопной системы, чтобы вернутся к прежнему звуку, а ГАИ сможет контролировать шум мотоциклов и после техосмотра. Костя приводит пример запрета тонировки: водители тоже поначалу клеили пленку обратно на стекло, но вскоре гаишники начали "ездить со светилками и мерять".

- Можно ведь поставить такой выхлоп, благодаря которому мотоциклиста по-прежнему будут слышать водители авто, но он не будет мешать жильцам домов вдоль проспекта. Такой уровень шума существует, и его придерживается большинство европейских стран.

"Абсолютно нормально, когда ты на небольшой скорости пробираешься на мотоцикле сквозь поток"

Слышный для автомобилистов звук мотоцикла – это составляющая безопасности мотоциклиста. Также, по словам Кости, залог безопасности для мотоциклиста – движение со скоростью плюс 15 км/ч к скорости потока.

- Об этом говорят все европейские тренеры, и это уже устоявшееся правило, которое можно увидеть в многих хороших книгах по управлению мотоциклом. Да и вообще, мотоциклисту лучше ехать подальше от потока, ведь народ может заговориться по телефону, внезапно сманеврировать - и будет контакт.

Собеседник не видит ничего плохого в том, что мотоциклисты часто вырываются из потока, двигаясь между рядами. Правда, он уточняет, что это не должно быть на большой скорости и нагло.

- Это абсолютно нормально, когда ты на небольшой скорости пробираешься между рядами сквозь поток, чтобы впоследствии обезопасить себя. Но если поток очень плотный, то лучше "дотошнить" до следующего светофора и с него уже уехать первым.

Костя говорит, что многие, кто считает езду между рядов нарушением ПДД, ошибаются.

- Помните, что расположение транспортных средств определяется разметкой и дорожными знаками, за исключением одноколейных транспортных средств и трамваев. Поэтому, в чем проблема, когда ты на мотоцикле пересекаешь прерывистую линию? Где ты тут нарушаешь правила?

Константин Минин ошибается: пункт 2.50. ПДД гласит, что "полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд". То есть, в одной полосе могут ехать в два ряда два мотоцикла, два мопеда, мотоцикл и мопед, мотоцикл и велосипед, два велосипеда, - но не автомобиль и мотоцикл!

"Сейчас отучиться на категорию "А" в автошколе то же самое, что получить права на велосипед"

Нарушение ППД - не основная причина, почему на белорусских дорогах гибнут мотоциклисты. Гонщик говорит, что это происходит из-за того, что они не соотносят уровень своих навыков с дорожной ситуацией и скоростью. И этому, по словам собеседника, в автошколах не учат.

- Учеба на мотоцикле "Минск" и езда по "восьмерке" с желобом, чтобы просто сдать на категорию "А", очень далека от управления мотоциклом. На нем, например, нужно пользоваться в основном передним тормозом, но тебе настойчиво говорят: "Только на передний не тискай!" Где здесь обучение? Это сейчас равносильно тому, что получить права на велосипед.

Костя хоть и тренировался в автошколе на мотоцикле
Костя хоть и тренировался в автошколе на мотоцикле "Минск", но считает, что полезные навыки получил через дальнейший опыт и тренировки.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Сейчас права на мотоцикл можно получить и без обучения в автошколе при условии наличия прав категории "В". Вскоре учеба станет обязательной, но, чтобы она была и эффективной, по мнению Кости, нужно разработать абсолютно новую программу.

- А для этого нужно в первую очередь обучить будущих преподавателей. К тому же тренер сам должен хорошо ездить на мотоцикле, чтобы объяснить физику процессов и прочие элементы. Также нужно преподносить курсантам психологию поведения на дороге и даже направление взгляда в движении "Куда смотрим - туда едем".

В некоторых европейских странах первое время после получения прав разрешено ездить лишь на транспортном средстве мощностью не более 50 лошадиных сил. Костя не считает нужным переносить это правило в Беларусь.

- Я считаю, что при достойном обучении это лишнее. Если человека научить, что такое развесовка и тормоза, а потом дать хорошую практику, он нормально поедет на любом мотоцикле.

"Давайте съездим со мной на настоящий гоночный трек, и вы уже никогда не будете ездить по городу, как прежде"

Интересуемся у Кости, как ребятам на "спортах" соотносить свои навыки и дорожную обстановку более адекватно.

- Если человек ездит так – это его сознательный выбор. А вообще, давайте съездим со мной на настоящий гоночный трек, и вы уже никогда не будете ездить по Минску, как прежде. Многие после трека вообще в город не выезжают.

Как раз об этом задумалось и государство. Чтобы мотоциклисты не устраивали гонки прямо на столичных проспектах, недавно было принято решение выделить им отдельные площадки для езды за городом. Правда, пока, по словам Кости, таких мест у нас немного.

- Наш полигон для дрэг-рейсинга в Липках, где можно на скорость проехать милю или "квотер", – хорошее дело. Но, чтобы использовать все возможности мотоцикла и свои, нужен гоночный трек. Россия позволила себе построить такое сооружение мирового уровня, а чем мы хуже?

На серьезных соревнованиях Костя выступает на BMW S1000RR, в котором на данный момент перебирается двигатель. Моторная мощность составляет 220 л.с. Максимальная скорость превышает 320 км/ч. Настолько мощных Супербайков, по словам собеседника, в СНГ всего несколько. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
На серьезных соревнованиях Костя выступает на BMW S1000RR, в котором на данный момент перебирается двигатель. Моторная мощность - 220 л.с. Максимальная скорость превышает 320 км/ч. Настолько мощных супербайков, по словам собеседника, в СНГ всего несколько.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Трек Moscow Race Way, по словам Кости, обошелся около 200 млн долларов, "причем приятно сознавать, что это не единственный трек в России". Собеседник не особенно верит, что в Беларуси найдется инвестор с такой суммой. А вот поедут ли байкеры с улиц на площадки, которые все же будут организованы, наш герой утверждать не берется.

- Сейчас нет никакого предмета разговора. Еще совершенно неясно, на какой полигон, когда, на каких условиях и что там будет. Может, они уже нашли инвестора на такой трек, что россиянам завидно будет, а может, просто перекроют дорогу общего пользования и устроят соревнования, где первый раз все пройдет успешно, а на второй раз четверых мотоциклистов на деревья намотает? Пока этот разговор – сплошная абстракция.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
-28%
-10%
-15%
-25%
-25%
-10%
-15%
-10%
-23%
-61%