/

"Белнефтехим" на днях объяснил народу, как в дальнейшем в Беларуси будут изменяться розничные цены на автомобильное топливо: за индикатор взяли литр АИ-92-К5-Евро и привязали его цену к доллару. Этот бензин будет стоить $1 - до эквивалента в белорусских рублях, предупредил концерн, его скоро в несколько этапов "догонят", цены на все остальные виды топлива будут пересматриваться "при сохранении существующего ценового соотношения между бензином АИ-92-К5-Евро и другими марками". 



В теории вроде бы все понятно: вот "однодолларовый" 92-й, вот умноженные на коэффициенты цены на дизели и другие бензины. А с практикой есть вопросы: если курс доллара в нашей стране корректируется практически ежедневно, то означает и это, что и цена на топливо будет меняться каждый день? Или же правительство будет "накапливать" инфляцию за какой-то определенный период - если да, то цены будут меняться (читай - расти) каждую неделю? месяц? квартал?

"Белнефтехим" традиционно отказал нам в комментарии: "Все, что мы хотели, уже пояснили [имеется в виду информация о принятом решении в официальном пресс-релизе по поводу очередного подорожания топлива]". AUTO.TUT.BY попытался разобраться с помощью независимого эксперта.

- Индексация розничных цен в зависимости от курса доллара - это сочетание  государственного регулирования и рыночного подхода, - констатирует аналитик, обозреватель в сфере энергетики Татьяна Маненок. Стоит отметить, что на этом рынке того самого рыночного подхода не было никогда: нефтепереработчики направляли свои предложения по изменению цены в концерн, те - в правительство, и далее специальная комиссия либо принимала их, либо секвестировала. То есть розничные цены, хоть и с учетом мнения НПЗ, все же всегда устанавливало государство.

Так что новый механизм ценообразования - это своего рода маленькая победа нефтепереработчиков, которые не один год говорят о том, что стоимость литра топлива должна быть максимально приближена к стоимости одного доллара. С учетом того, что нефть наши НПЗ покупают в России по предоплате за те самые доллары (а он, по данным Нацбанка на 10 сентября, с начала года вырос по отношению к рублю на 10,2%) - вполне справедливо. Равно как и то, что этот индикатор позволит им иметь хоть небольшую, но прибыль (в терминологии "Белнефтехима" - "обеспечивать минимальную эффективность"), которая позволит постепенно "отбивать" затраты на модернизацию (в том числе, и рассчитываться по кредитам, которые недешевы). Кроме того, "нефтянка" до сих пор остается крупнейшим валютным донором белорусской экономики, и действительно важно, чтобы она работала успешно и эффективно.

"Если будут сдерживать инфляцию - дорожать [топливо] будет нечасто"

По мнению Татьяны Маненок, правительство всячески пытается сдерживать рост цен на топливо: "Он вносит значительный вклад в накручивание инфляции, уровень которой уже в августе перешагнул прогнозные показатели" (превысил первоначальный годовой прогноз в 11% на один процентный пункт, к концу года же хорошо если составит скорректированные Минфином 17,3%. - Прим. AUTO.TUT.BY). Плюс каждое повышение розничных цен на бензины и солярку - это социальное напряжение.

- Так что будут сдерживать инфляцию - дорожать будет нечасто. Отпустят - будем пересчитывать и пересчитывать.

Эксперт предполагает, что "накручивать ради прибыли" государство вряд ли станет: "Уже достигнута достаточно высокая для нашей страны цена - и она уже отразится в ценах на продукты и прочие товары и услуги". По мнению Татьяны Маненок, цены будут пересчитывать на каких-то определенных показателях роста доллара: "К примеру, когда курс изменится на 2-3 процента - пересчитают. Раньше - нет смысла, позже - уже невыгодно".

Напомним, что в следующем году государство собирается снова поднять акцизы на автомобильное топливо - в среднем на 10% с дифференциацией ставок в зависимости от экологического класса. Как ранее поясняли AUTO.TUT.BY представители нефтетрейдеров, акцизы в розничной цене бензина "забирают" от 16 до 24%. То есть в индикативном однодолларовом литре 92-го - 20 центов акцизов. Если они добавят еще 10% - не так страшно.
 

Цены на топливо - на табло обменников?

И все же нельзя полностью исключить вариант, что стоимость марки-индикатора АИ-92 привяжут к курсу доллара в прямом смысле слова и будут ежедневно устанавливать новые цены на бензины и дизель. Технически это возможно - и сегодня нефтетрейдеры ежедневно корректируют прямым пересчетом валютную стоимость литра топлива на белорусских заправках.

Разумно ли - другой вопрос. Но мы не удивимся.
-33%
-20%
-33%
-20%
-25%
-25%
-25%
-20%
-50%