/

В субботу под Минском прошел ежегодный фестиваль фолк-музыки "Камяніца". AUTO.TUT.BY отправился в Музей народной архитектуры и быта, чтобы посмотреть на водителей в национальной одежде. Автомобилисты в вышиванках показали нам свои машины и рассказали, почему таких мероприятий проводится мало, при каких условиях они бы заговорили на белорусском языке и как реагируют окружающие на их одежду.

Агент по недвижимости: "Лучше уж выбивать попсу из голов молодежи попсовой вышиванкой, чем какой-нибудь попсовой белорусской группой"

На въезде на парковку фестиваля первым мы встретили Максима на кабриолете Volkswagen Golf.

Максим. Агент по недвижимости. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Максим. Агент по недвижимости.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

- Я считаю немецкие машины самыми качественными и надежными, поэтому рассматривал только "немцев". Этот Golf 1998 года мы с отцом нашли весной 2012-го на минском авторынке и в тот же день забрали его за 7500 долларов. Понравилось, что это кабриолет - такая машина дает ощущение свободы в движении.

Есть в кабриолете, по словам Максима, и минусы: собеседник неоднократно сталкивался с проблемой поиска деталей для своего авто.

- Было очень сложно найти вентилятор радиатора и панель приборов для кабриолета, от обычного "гольфа" они сюда не подходят. Приходилось покупать в Литве. 

Плюсами своего кабриолета собеседник называет компактность и экономичный двигатель объемом 1,6. Пользуясь моментом, он говорит, что не стоит бояться покупать машины с открытым верхом и для зимней эксплуатации, ведь с включенной печкой он чувствует себя в авто прекрасно. Максим за рулем каждый день.

- Я резкий и неспокойный водитель, но нарушаю скоростной режим только в тех местах, где нет камер фиксации и не стоят гаишники. 

Максим недолюбливает гаишников и таксистов. Последние, по его словам, любят подрезать и нагло ведут себя на дороге. Он поясняет, что водители такси считают, раз они на работе, то могут вести себя как хотят. А в остальном культуру вождения в Минске Максим считает развитой, чего не может сказать о культуре национальной.

- Единственный раз в году проводится фолк-фестиваль такого масштаба, и я сюда приезжаю уже в третий раз, чтобы увидеться с друзьями и побывать в Музее народной архитектуры и быта. Но, к сожалению, таких мероприятий проводится очень мало, ведь белорусская национальная культура не вписывается в советскую государственную идеологию.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Несмотря на это, по наблюдениям Максима, современная фолк-музыка и национальная культура постепенно развиваются благодаря прогрессивной молодежи. Однако сам собеседник фолк-музыку активно слушал 5 лет назад, а со взрослением перестал.

- У меня раньше было много друзей, которые любили эту музыку и разговаривали по-белорусски. А сейчас мы все подросли и перешили на рок-н-ролл. Но с фолк-музыкой у меня связаны самые теплые воспоминания, и когда я вижу 17-летних ребят на этом фестивале, понимаю: будущее у нас есть. Главное, чтобы это не осталось их юношеским ребячеством.

В юношестве, по словам собеседника, осталось у него и общение исключительно на белорусском языке. Сейчас Максим тоже разговаривает на "мове", но лишь с парой белорусскоязычных друзей.

- И я бы снова с удовольствием заговорил на родном языке, если бы моя профессия была связана с обучением людей, политикой либо презентацией нашей страны за рубежом. Белорусский язык – это символ нашей независимости. Но я, общаясь по-русски, остаюсь патриотом, ведь любовь к Родине - в голове, а не в языке.

Называя себя патриотом, Максим говорит, что надел сегодня вышиванку не в первый раз и вовсе не для понтов. Собеседник рассказывает, что он часто ходит в ней по улицам и даже в бары. Говорит, что окружающие очень позитивно реагируют на такую одежду.

- Да, я слышу такие утверждения, что носить вышиванку в Минске сейчас стало модно и попсово. Но лучше уж выбивать попсу из голов молодежи попсовой вышиванкой, чем какой-нибудь попсовой белорусской группой.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Предприниматель из Бобруйска: "В обществе с советским менталитетом такие мероприятия не могут проходить каждые 2 недели"

Переместившись на стоянку фестиваля, замечаем микроавтобус Ford Transit с водителем в вышиванке. Сергей приехал с сестрой и другом на "Камяніцу" из Бобруйска.

Сергей (справа). Индивидуальный предприниматель. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Сергей (справа). Индивидуальный предприниматель.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

- Я выбирал себе машину-трудягу для бизнеса и дальних поездок. Transit у меня и раньше был, поэтому другие варианты я даже не рассматривал. Эту машину мне знакомый пригнал из Германии в Литву в 2010 году, и там я ее забрал. Автомобиль 2003 года обошелся мне тогда с растаможкой в 8800 евро.

Сергей говорит, что машиной он доволен, и за 4 года эксплуатации он в ней ничего не менял. Правда, по словам собеседника, как и все "форды", его авто ржавеет, а подвеску иногда приходится перебирать из-за дорог, по которым он ездит.

- Я часто на ней путешествую в Крым и Карпаты. Сиденья я сзади убрал, и когда выдвигаюсь – ставлю в кузов кровать, кладу лодку и свои рыбацкие принадлежности. Для таких выездов, может, стоит и Mercedes Sprinter уже взять – это настоящий дом на колесах.

Кровати в кузове Сергея мы не обнаружили, зато на фестиваль он прихватил с собой самовар. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Кровати в кузове Сергея мы не обнаружили, зато на фестиваль он прихватил с собой самовар.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Собеседник говорит, что старается ездить со скоростью до 100 км/ч. А вот в родном Бобруйске, по его словам, особенно и не разгонишься, так как в городе нет дорог. "Нет дорог, нет проблем", – смеется Сергей.

- А культура вождения в Бобруйске на уровне. Если выезжаешь из двора, всегда пропустят, никто на дороге тебе не сигналит, да и гаишники у нас все культурные. В Минске, кстати, по моим наблюдениям, то же самое.

В Минск на фестиваль Сергей приехал, по его словам, чтобы послушать хорошую музыку и пообщаться с нормальными людьми. Интересуемся, почему, по мнению гостя из Бобруйска, фолк-фестивалей в Беларуси – единицы.

- Менталитет наших людей "задушили" еще раньше. А в обществе с советским менталитетом такие фестивали не могут проходить каждые 2 недели. 2-3 таких мероприятия в год, думаю, хватит.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Сергей говорит, что скорее у нас будут вкладываться деньги в концерты российских исполнителей, нежели в фолк-фестивали. "Российский шовинизм никто не отменял", – поясняет собеседник, который не разговаривает на белорусском языке вовсе.

- По-белорусски я говорить хорошо не умею, так как учился в русской школе в Бобруйске. И пытаться начинать разговаривать на "мове" я пока не хочу, так как это будет просто коверканье языка.

Собеседник говорит, что многие заговорили бы по-белорусски, если бы он стал единственным государственным языком. По его словам, к этому мы обязательно придем, что является лишь вопросом времени. Элемент развития национальной культуры, по мнению Сергея, не только в языке, но и в национальной одежде.

- Должна быть своя культура, которую не надо забывать. Я в вышиванке часто хожу и по улице, и в какие-нибудь заведения. В Бобруйске все нормально реагируют, у виска точно не крутят…

Экономический аналитик: "Нет интереса к таким фестивалям, и то, что он вообще проводится, - большой плюс"

Попрощавшись с Сергеем, замечаем девушку Марию в майке с национальным принтом за рулем малолитражки Opel Corsa.

Мария. Специалист по экономическому анализу в некоммерческой организации. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Мария. Специалист по экономическому анализу в некоммерческой организации. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

- Я рассматривала еще вариант Skoda Fabia, но в этой машине очень понравилось, что есть крепление для перевозки велосипеда. Эту Corsa 2009 года из Германии я купила в прошлом октябре за 11 тыс. долларов.

За это время Мария в своем авто еще ничего не меняла, кроме воздушного фильтра, и, в принципе, довольна машиной. Говорит, что Corsa очень удобна для города компактностью и расходом 7 литров в смешанном цикле.

- Единственное, хотелось бы двигатель помощнее, чем 1,2. Хотя я езжу спокойно, со скоростью потока. В сравнении с Киевом и Москвой у нас ездят намного лучше, а вот в Европе все же спокойнее, чем в Беларуси.

На фестиваль "Камяніца" Мария приехала, чтобы совместить приятное с полезным: послушать фолк-музыку и посмотреть Музей народной культуры и быта. Интересуемся, почему, по мнению собеседницы, такая возможность бывает у белорусов только раз в году.

- Думаю, что у нашей аудитории нет большого интереса к фолк-фестивалям, и то, что он вообще проводится, – уже плюс. Да и мои знакомые, которые были тут в прошлом году, говорят, что сегодня на мероприятии значительно больше людей.

По мнению Марии, если государство и не развивает национальную культуру, то, по крайней мере, палки в колеса не ставит. Сама собеседница, по ее словам, уже на протяжении всей жизни не меняет своего отношения к белорусской культуре.

- Это проявляется в моей четкой идентификации, что я – белоруска, белорусы – отдельный народ, а Беларусь – это Беларусь и ничто иное.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

При этом Мария признается, что по-белорусски говорит очень плохо из-за того, что несколько лет жила за границей и потеряла эту практику. Она говорит, что с удовольствием бы заговорила на "мове", если бы это синхронно сделали все ее друзья.

- Также огромным стимулом заговорить по-белорусски стало бы закрепление его в качестве единственного государственного языка.

А пока друзья Марии хоть и не говорят на "мове", зато подарили ей на день рождения майку с национальным принтом. Хотя, говорит, собеседница, она и сама собиралась купить себе такую.

- Если раньше купить что-то такое было практически невозможно, то сейчас появились люди, которые выпускают такую продукцию. Я ходила в ней по городу. Как реагируют люди? Никак. Молчат.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Строитель с сыном: "Надо же нам где-то было отпраздновать 500-летие Оршанской битвы"

Недалеко от Марии припарковался на Opel Astra Николай с сыном Витей - оба одеты в вышиванки.

Николай. Строитель. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Николай. Строитель.
Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

- Мне нужна была неприхотливая машина в кузове универсал для работы. Четыре года назад я пригнал это авто 2002 года из Литвы за 5500 долларов. Мог бы купить и Volkswagen Passat, но не хотел быть тем белорусом – героем песни Лявона Вольского про "пассат универсал".

Николай говорит, что ничего критического, кроме расходников, за 4 года эксплуатации в машине он не поменял. Он рассматривает авто исключительно как средство перемещения, и Astra его полностью устраивает.

- Конечно, в минус 25 дизель может и не завестись, но это бывает очень редко. Возможно, она и гниет у меня, но я не самый классный автовладелец, поэтому большого внимания машине не уделяю. Просто езжу из одной точки в другую и вожу инструменты в багажнике.

Собеседник говорит, что ездит он "па-шляхетнаму". Николай объясняет, что не хочет своей манерой езды кому-то что-то доказывать и относится ко всем участникам движения с уважением.

- Я просто получаю удовольствие от езды, чему способствуют и другие наши водители, не считая владельцев BMW. Культура вождения у нас значительно выше, чем в России, но очень не дотягивает до немецкой.

На фестиваль народной культуры Николай приехал, чтобы не только пообщаться с друзьями, но и провести фотосессию в вышиванках с сыном Витей.

- Музыка для меня здесь далеко не основная цель, да и нет тут каких-то очень хороших групп. Тут просто хорошая атмосфера. Ну, и нужно же где-то отпраздновать 500-летие Оршанской битвы!

Николай считает, что таких мероприятий было бы больше, если бы сегодня на "Камяніце" ходили толпы народа и некуда было поставить машину. При этом он считает, что и сегодняшнее событие говорит о том, что люди стали выходить из советской спячки.

- Возможно, наши люди еще и за границу поездили, посмотрели, как относятся к своей культуре поляки и литовцы, и подумали: а чем мы хуже?

Однако, по мнению Николая, люди без помощи государства не способны качественно восстановить национальную культуру.

- Мы видим, к какому культурному упадку привели действия государства. Если в начале 90-х было хоть какое-то "адраджэнне", то сейчас мы видим, в каком состоянии наша культура и язык.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Сам Николай свободно говорит по-белорусски с теми, кто обращается к нему на "мове". Собеседник говорит, что также учит своего почти трехлетнего сына родному языку.

- У него даже любимая песня с 7 месяцев – это NRM “Мама, тата, гэта я”, которую он напевает с того самого возраста.

При этом Николай не уверен, что Витя в детском саду и школе будет разговаривать по-белорусски. Он говорит, что для этого должно измениться общество, чего ждать нам придется долго. Быстрее это может произойти только при наличии воли государства.

- Национальная идея всегда идет сверху, поэтому роль государства здесь определяющая. Я в этом полностью убежден.

Туманны не только перспективы Вити заговорить в жизни по-белорусски, но и не велик шанс в нашей стране найти ему национальную одежду по размеру.

- У меня есть и белорусская вышиванка, но чтобы сделать фотосессию, пришлось одевать украинскую, ведь размер на Витю в Беларуси не сыщешь.

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
-80%
-10%
-20%
-9%
-20%
-50%
-20%