/

Подходит к концу сезон отпусков. О том, где предпочитали в этом году отдыхать белорусы и кто ехал на отдых к нам, AUTO.TUT.BY решил поговорить с главным редактором газеты "Туризм и Отдых" Лилией Кобзик в салоне ее Volkswagen Golf 5. Собеседница рассказала об интеллигентных русских туристах, бесполезности "синей фигни" бренда Минска и о том, почему Крым уже не наш. 

Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Volkswagen Golf – это такая табуретка на колесах"

Прошлый автомобиль Лилии – Mazda 3, по ее словам, был очень красивым, тюнингованным и "с ресничками". Однако после 8 месяцев эксплуатации знакомый механик нашел в нем много "косяков" и посоветовал поскорее избавиться от этого авто. Собеседница решила купить в первую очередь надежную машину.

- Я решила, что хватит этих понтов. А какая самая надежная машина? Volkswagen. А какая у него самая надежная модель? Конечно же Golf! К тому же у пятой модели вполне симпатичный дизайн.

За автомобилем Лилия с мужем и знакомым механиком пошли на минский авторынок и в тот же день купили этот дизельный Volkswagen Golf 5 2006 года. Дело было летом 2010 года, и на тот момент машина обошлась нашей героине в те же 11 тыс. долларов, за которые она продала Mazda 3. Выбрав основным критерием в покупке нового авто надежность, Лилия не ошиблась.

Выбрав надежность вместо Mazda 3, Лилия получила более скромную по дизайну панель, а также отсутствие имевшихся в “японце” мультируля и подогрева сидений. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Выбрав надежность вместо Mazda 3, Лилия получила более скромную по дизайну панель, а также отсутствие имевшихся в “японце” мультируля и подогрева сидений. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

- За 4 года я не поменяла в машине ничего, кроме расходников и тормозных колодок. В сравнении с тем, что в Mazda я за 8 месяцев заменила тяги и перебрала подвеску, Golf меня очень радует. Но, с другой стороны, эта машина менее комфортная и более жесткая. Volkswagen Golf 5 – это такая табуретка на колесах.

"Белорусы – очень спокойные люди, но, когда садятся за руль, звереют!"

Однако собеседницу жесткость авто особенно не смущает, ведь передвигается на машине она в основном в городе. Тем более, по ее словам, в Минске сейчас хорошие дороги, на которых на любом автомобиле ездить комфортно. Лилия водит свой Golf по хорошим столичным дорогам по-разному.

- С каким настроением я выхожу утром из дома, так я и еду. Если оно хорошее, то я люблю притопить в пределах скоростного режима. Благо, двигатель 1,9 TDI позволяет мне это делать. Если мне надо улететь – то я улечу!

Под капотом в машине Лилии подозрительно чисто. Она говорит, что регулярно протирает тряпочкой крышку двигателя и другие доступные места. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Под капотом в машине Лилии подозрительно чисто. Она говорит, что регулярно протирает тряпочкой крышку двигателя и другие доступные места. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Также, по словам Лилии, двигатель Golf спасает собеседницу и в ситуациях, когда на дороге встречаются не самые культурные водители.

- Я рада, что Golf позволяет мне оторваться от какого-нибудь неадекватного водителя на совершенно никакой машине с этой “колорадской” ленточкой на антенне. Такие часто хотят показать, что он – машина, а ты – никто. Поэтому лучше держаться от них подальше.

При этом, отмечает Лилия, оторваться от другого можно далеко не во всех случаях. Она говорит, что поведение и характер наших людей часто переносится на дорогу и простой обгон воспринимается уже как вызов: а достоин ли он меня обогнать?

- И тогда у наших людей проявляется какое-то непонятное зверство! И он летит за тобой, чтобы в конце концов "сделать" тебя! Вообще, белорусы очень спокойные люди, но, когда садятся за руль, они звереют и у них возникает повышенная обидчивость и заносчивость.

В городском потоке Лилия обычно слушает радио “Юнистар”. А вот сегодня в ее магнитоле звучал альбом “Крамбамбулі” 2004 года. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
В городском потоке Лилия обычно слушает радио “Юнистар”. А вот сегодня в ее магнитоле звучал альбом “Крамбамбулі” 2004 года. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Для мужчин машина – это средство передвижения, а для женщин – друг"

Лилия говорит, что "зверство за рулем" касается как мужчин, так и женщин. Правда, отмечает собеседница, женщины обычно начинают делать это лишь в ответ. Да и в общем, по ее словам, разница между мужчиной и женщиной на дороге есть.

- Эта разница в том, что в критической ситуации на дороге женщина быстрей растеряется. Ведь женщины делают хорошо то, что делают постоянно. К тому же, чтобы водить машину на уровне, нам требуется времени больше, чем мужчинам. Мой первый год был достаточно стремным.

За 4 года наша героиня наездила около 50 тыс. километров и пока машину менять не собирается. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
За 4 года наша героиня наездила около 50 тыс. километров и пока машину менять не собирается. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Лилия говорит, что никогда в жизни не видела начинающего водителя-мужчину, который бы был очень напряжен, уцепившись в руль, что повсеместно встречается у девушек. При этом, отмечает собеседница, когда женщина наконец научится водить, то делает это она уже не хуже мужчин. Лучше сильной половины, по словам Лилии, женщины ухаживают за своими авто.

- Иногда муж берет мою машину и возвращает в таком состоянии, что просто ужас, сколько там грязи. Вообще, я думаю, что для них автомобиль - это лишь средство передвижения, а для нас – друг. Я не только содержу машину в чистоте, но и всегда бываю с ней на автосервисе, стараюсь вникать, так как считаю, что просто жать на педали и ничем не интересоваться, значит, убивать машину.

Собеседница показывает нам последствия одной из поездок мужа в виде “непонятно откуда взявшегося скола на заднем бампере”. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Собеседница показывает нам последствия одной из поездок мужа в виде “непонятно откуда взявшегося скола на заднем бампере”. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Такое чувство, что для России главным было "отжать" Крым, так как подвижек в привлечении туда туристов я пока не вижу"

Лилия говорит, что не ездит в отпуск на автомобиле, а предпочитает пользоваться услугами турфирмы, в которой работают ее знакомые. В этом году наша героиня отдыхала в Черногории. Интересуемся, куда поехали отдыхать другие белорусы, учитывая, что популярный у наших сограждан Крым в этом сезоне оказался не совсем доступным?

- Рейтинг выглядит следующим образом: Турция, Болгария, Греция. 400 тыс. наших туристов, которые ездили в Крым, размазались по этим регионам, но большинство из них вообще никуда не поехало. По бюджетности отдыха замены Крыму попросту нет.

Собеседница отмечает, что Болгария могла бы стать полноценной альтернативой Крыму по цене, если бы люди покупали туда путевки на стадии раннего бронирования. Но, по ее словам, белорусы непонятно на что надеялись и дотянули до мая, когда окончательно стало понятно, что Крыма в этом году не будет.

- Для туризма очень важна сила инерции: человек возвращается туда, где он знает, что получит за свои деньги. Раньше люди знали, что они получат в Крыму 2 недели отдыха за 200 долларов, а теперь они не предполагают, что происходит на украинских дорогах и какие цены сформировались на полуострове.

Тем более, по словам собеседницы, добираться в Крым стало дороже и проблемнее из-за транзита по территории России и безумных очередей на переправе через Керченский пролив. К тому же, говорит Лилия, у белорусов нет такой мотивации любыми путями попасть на полуостров, как у некоторых россиян.

- У некоторых россиян ведь своя мотивация, чтобы стоять в этих очередях - "Крым наш!" А у нас ее нет. Крым всегда был нашим, а в этом году он уже не наш. Людей пугает неизвестность, хотя те белорусы, которые побывали там в этом году говорят, что все там нормально.

Лилия говорит, что белорусы знают всегда, что они получат за свои деньги в Египте, и поэтому не боятся лететь туда даже спустя 2 дня после какой-нибудь бомбежки. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Лилия говорит, что белорусы знают всегда, что они получат за свои деньги в Египте, и поэтому не боятся лететь туда даже спустя 2 дня после какой-нибудь бомбежки. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Неизвестно, по словам собеседницы, и то, что Россия планирует сделать с туризмом в Крыму в будущем. Она говорит, что пока известен лишь тот факт, что на полуострове хотят сделать игорную зону.

- Россия далеко шагнула в развитии бизнес-технологий в области туризма, но складывается такое впечатление, что она делает в этом смысле откат назад в угоду своим геополитическим интересам. Такое чувство, что им главное было просто "отжать" Крым, ведь я не вижу никаких подвижек, чтобы они думали, как привлекать туристов на полуостров.

"Русские туристы очень интересные, и с ними всегда можно договориться"

Лилия говорит, что и многие россияне не рвутся в Крым, ведь привыкли отдыхать, например, в Европе. Некоторые из них, по ее словам, находят Европу в Беларуси.

- Но мне немного обидно, что российские туроператоры не считают отдых своих граждан в Беларуси выездным туризмом, а называют его региональным. Особенно обидно за те фирмы, которые делают для россиян прекрасные экскурсии, показывая, что мы – другая страна. Они показывают, что Беларусь – страна замков и западной культуры.

Одним из перспективных аутентичных туристических городов в Беларуси, по словам собеседницы, может стать этот районный центр Витебской области с давней историей. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Одним из перспективных аутентичных туристических городов в Беларуси, по словам собеседницы, может стать этот районный центр Витебской области с давней историей. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Лилию радует, что у россиян есть большой спрос на такие экскурсии. Она говорит, что интеллигентные и образованные люди из того же Питера платят вполне европейскую цену в 300 евро за 2 ночи за то, чтобы увидеть аутентичную Беларусь.

- Это люди с достаточным интеллектом, чтобы понимать, что на окраинах их бывшей империи тоже люди со своей историей. Такие туристы очень интересующиеся и начитанные. Спрашивают про Радзивиллов и даже думают, что у нас никогда не было крепостного права.

Однако от общего числа гостей из России желающих посмотреть аутентичную Беларусь немного. Но точного процента Лилия назвать не может, так как потоки гостей с востока из-за отсутствия границы совершенно неконтролируемы. При этом она говорит, что количество российских туристов в Беларуси этим летом не выросло. Не помогло даже то, что Украина в этом сезоне – не направление для русских.

- Часть тех, кто раньше ездил в Украину, рассредоточилась по другим регионам. А вообще, в этом году 40% россиян не поехало отдыхать вовсе. Почему? Ой, наверное, нас за границей уже не любят и мы даже знаем за что…

Лилия считает такие опасения восточных соседей несущественными, ведь россияне тратят много денег, поэтому относиться к ним плохо в Европе никто не станет: бизнес есть бизнес. Поведение массового русского туриста в Беларуси наша героиня также оценивает положительно.

- Русских переделать мы уже не сможем. Они такие, какие они есть. Русские очень интересные и разные. Но главное, с ними всегда можно договориться!

Белорусское гостеприимство можно почувствовать любому пассажиру Лилии: для каждого из них в дверной нише лежит по конфете. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Белорусское гостеприимство можно почувствовать любому пассажиру Лилии: для каждого из них в дверной нише лежит по конфете. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

"Прорыв ЧМ по хоккею в том, что осенью к нам приедет группа из целых 40 финских туристов!"

И если российских туристов в Беларуси хоть и не прибавилось, но осталось по-прежнему много, то о мощных потоках гостей из Европы говорить пока рано. Единственным периодом сезона, когда в Минске на улицах звучала иностранная речь, был ЧМ по хоккею.

- Хоть это и было пропагандистское мероприятие, город ожил и появилась легкая атмосфера веселья. Построили прекрасные арены, отели и дороги. В общем, показали, что мы можем! Но не подумали, что мы будем делать с этим дальше. Не придумали какие-то дальнейшие туристические стратегии.

А без них, по словам Лилии, никто из Европы в Беларусь массово не поедет, даже побывав на чемпионате. Причина этого, по словам собеседницы, в том, что мы еще не создали той "фишки", ради которой в Беларусь хочется возвращаться.

- Да, большая заслуга чемпионата в том, что к нам осенью приедет группа из 40 финских туристов. Это для нас прорыв! Не зря арены строили, улыбались все не зря, ведь к нам едет целых 40 финских парней! Но захотят ли они вернуться в Беларусь после второго визита - вопрос.

Лилия говорит огромное спасибо ЧМ по хоккею за “Чижовка-Арену”, где она 3 раза в неделю занимается фигурным катанием. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Лилия говорит огромное спасибо ЧМ по хоккею за “Чижовка-Арену”, где она 3 раза в неделю занимается фигурным катанием. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

Собеседница вспоминает случай, когда в рекламных целях группу представителей западноевропейских туроператоров возили в Беловежскую пущу. Там, по ее словам, была и дичь, и самогон, и баня с неописуемой красотой природы.

- И что вы думаете? Они сказали, спасибо, нам все очень понравилось, но мы больше не приедем. Действительно, а зачем? И мы должны создавать эту мотивацию, чтобы к нам хотели возвращаться.

"Перед каждыми выборами туриста из Европы у нас перепроверяют по 30 раз. Нет, так бизнес не делается…"

Во-первых, по словам Лилии, весь туризм в Беларуси необходимо разбить на сегменты: транзитный, исторический, активный, ностальгический и городской туризм выходного дня. Во-вторых, создать условия, в которых эти сегменты смогут развиваться.

- Для тех же туров выходного дня в Минске должны быть дешевые хорошие отели, дешевые заведения и бюджетные авиаперевозчики. Ничего этого нет в помине. А интеллектуальное государство должно способствовать появлению городского туризма.

Собеседница говорит, что в минские отели потихоньку начинает приходить современные менеджеры, но пока по советской традиции директорами наши гостиниц являются …генералы. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY
Собеседница говорит, что в минские отели потихоньку начинают приходить современные менеджеры, но пока по советской традиции директорами наших гостиниц являются… генералы. Фото: Станислав Шаршуков, AUTO.TUT.BY

По словам Лилии, наши чиновники хотят развивать городской туризм, но не имеют четкого понимания, как это делать. Она вспоминает провалившуюся попытку сделать бренд Минска.

- Помните эту синюю фигню? А ее и не должно было быть, потому что внутри у нее нет качества. А это качество появляется не только из стараний чиновников, но и от свободы на улицах и творчества. У нас в помине нет такого, как в Белграде, когда, например, в дорогом ресторане неожиданно на сцену выходит пожилая актриса и декламирует "Гамлета"…

Для молодежи, по словам Лилии, тот же Белград может предложить также свою "фишку". Речь идет о многочисленных клубах с направлением "турбо-фолк", аналогов которому больше нет нигде. Возможно, свою роль играет и то, что въехать в Сербию европейцу можно без визы.

- Односторонняя отмена виз с ЕС помогла бы и нам. Но в Беларуси ведь перед такими критическими ситуациями, как выборы, каждого иностранца, который едет через турфирму, по 30 раз перепроверяют. Западные фирмы не понимают такого, что из-за выборов могут "шмонать" их туриста. Нет, так бизнес не делается...
-10%
-40%
-10%
-25%
-27%
-20%
-20%
-21%
-10%
-10%