/

Несмотря на то, что у автошкол, как и любых других структур в стране, есть несколько контролирующих органов, на практике их деятельность фактически бесконтрольна. По словам представителей ведомств, ответственных за то, чтобы автошколы работали хорошо, в крайне низком сегодня качестве подготовки водителей виноваты... сами будущие водители.



Все хорошо. На бумаге

Сертификаты белорусским автошколам в большинстве случаев выдает УП "Белтехосмотр" (400 из 490 сертификатов на данный момент), оно же и контролирует школы: планово - не реже раза в год, и внепланово - по необходимости. Тех, в свою очередь, контролирует Минтранс - и тоже имеет право на проверки. Загвоздка лишь в том, что проверяют не преподавателя, инструктора, курсанта - бумаги.

- Документы в автошколах чаще всего - комар носа не подточит: все начитали, все отъездили, все посдавали. И - вот парадокс! - везде стоят подписи конкретных курсантов: те действительно сами расписываются за то, чего не получали, - рассказывает заместитель начальника управления технической политики Министерства транспорта и коммуникаций Павел Бречко.

Предполагаем, что это связано с обыкновенным страхом: молодые водители, и так не всегда уверенные в себе, боятся, что автошкола отомстит им за конфликт - например, "завалить" курсанта на внутреннем практическом экзамене ничего не стоит.

- Конечно, боятся, - соглашается заместитель директора УП "Белтехосмотр" Михаил Свистун. - А потом звонят сюда и жалуются: часы не выкатывают, инструкторы заставляют возить по своим делам, обманывают, угрожают. Просишь представиться: автошколу называют, а себя - нет. Так и говорят: "Ага, мы сейчас вам скажем, а вы им передадите, что я нажаловался, и я эту школу никогда не закончу". И сами же признают: за все часы сами расписались, с инструкторами стараются "дружить" и на рожон не лезть. Спрашиваю: "Вот ты за все расписался, что я могу теперь автошколе предъявить - ведь по документам они выполнили все обязательства перед тобой, и ты это подтвердил своей подписью". Молчат. "Ну сделайте что-то, вы же должны!"

Должны отреагировать. Прийти в автошколу с внеплановой проверкой. А там, в бумагах, см. выше - комар носа не подточит.

"Через год-другой курсантов вообще некому будет учить. Инструкторы все в мыслях, как топливо украсть да подзаработать" 

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Не то чтобы контролирующие органы жалеют автошколы, но глубинные причины наплевательского отношения к подготовке водителей видят именно в низком уровне оплаты труда инструкторов.

- Сегодня инструктор получает в месяц около 2,5-3 млн. Ему нужно как-то жить. Я ни в коем случае никого не оправдываю - человек за любую зарплату должен делать свою работу качественно, но ведь тем самым автошкола сама толкает своего сотрудника на нарушения. Поймите, плохо это или нет, сейчас инструктору выгодно готовить своего курсанта так, чтобы тот вернулся к нему на дополнительные занятия - за немалые "живые" деньги! - констатирует Михаил Свистун.

И это действительно выгодный заработок: делать то, что и так обязан, но за 200-300 тысяч (которые идут прямо в карман) в час. Допустим, инструктор одновременно занимается с 3-4 учениками - за день можно заработать почти миллион рублей (треть месячной заработной платы!) без всяких расходов: машина и площадка - автошколы, топливо - осталось от неотъезженных теми же курсантами образовательных часов. 

- Если ничего не изменится в плане зарплат и отношения к сотрудникам, через пару лет просто некому будет учить курсантов, - говорят в "Белтехосмотре". По мнению Свистуна, инструкторов можно и нужно поддерживать материально - но в рамках официальных премий. Причем привязать их размер к результатам работы: за каждого сдавшего экзамен в ГАИ с первого раза - прибавка к зарплате. Даже если это будет 100 тысяч за человека, то, отправив ежемесячно в ГАИ несколько групп, можно получить неплохие деньги. Чем лучше результаты работы инструктора, тем более лестные о нем будут отзывы, тем большее количество новичков будут стремиться попасть на обучение именно к этому мастеру - поощрять можно и за количество обучающихся у конкретного человека (своеобразное "подушевое финансирование").

И в Минтрансе, и в "Белтехосмотре" не исключают и человеческий фактор: можно допустить, что среди будущих водителей попадаются откровенно неспособные курсанты, которым и 40, и 50, и 100 часов практики будет недостаточно. И их тоже обязаны обучить, раз медкомиссия не нашла никаких отклонений и нет оснований не допустить их к управлению транспортными средствами. Вот такие пусть берут допзанятия: хотят - в госструктурах за 70 тысяч в час, хотят - в своей автошколе за деньги, положенные в карман инструктору, хотят - у ипэшников с соответствующими услугами. Но таких неспособных, говорят, единицы, что делать с ними - вопрос индивидуальный, на общую проблему влияния не оказывает.

"Попустительство на внутренних экзаменах - норма": нужно быстрее избавиться от этих курсантов и набрать новых, которые принесут деньги

Ни один из экспертов, с которыми беседовал AUTO.TUT.BY, не верит в то, что 50 часов практических занятий вместо сегодняшних 40-ка полностью снимут все вопросы касательно качества подготовки курсантов. Конечно, лишние 10 часов вождения под контролем опытного инструктора не помешают ни одному молодому водителю - при условии, что они будут не только на бумаге.

Но дело еще и в том, что автошкола не несет никакой ответственности за своего выпускника: она взяла деньги, кое-как поучила, поставила (именно поставила - в редких случаях качественно приняла: "Попустительство на внутренних экзаменах - норма") внутренние экзамены и отправила в ГАИ. Сдали с первого раза - галочка в статистику, не сдали - ну и прощайте, дальше сами. 



- Сам критерий сдачи экзамена в ГАИ после автошколы с первого раза - весьма условный, - уверен замдиректора "Белтехосмотра". - Здесь есть не только фактический уровень подготовки, но и волнение курсанта, настроение инженера, машина, погода - все что угодно. Но ранее мы все же учитывали процент сдачи с первого раза как один из критериев оценки деятельности автошкол. Потом исключили.

Ранее с результатами подготовки водителей каждой конкретной автошколой мог ознакомиться не только "Белтехосмотр", но и каждый желающий, в частности, - будущий курсант: своеобразные рейтинги публиковали СМИ (основываясь на данных ГАИ), сводная таблица результатов экзаменов была в открытом доступе в том же МЭО на Семашко. Теперь же это закрытая информация. Как стало известно AUTO.TUT.BY от источника в ГАИ, автошколы обратились в Госавтоинспекцию Минска с требованием не обнародовать эти цифры - мол, не лезьте в нашу коммерческую деятельность. И будущие водители вынуждены выбирать автошколы исходя из отзывов в интернете, территориальной близости или же потому что "друг Петя там отучился, и вроде ничего, сдал, ездит". Хотя в стране есть автошколы, которые стабильно хорошо готовят курсантов - это признают и в ГАИ, и в "Белтехосмотре", и в Минтрансе, - но их услуги "рекламировать" даже цифрами статистики, говорящими сами за себя, нельзя.

"ГАИ недовольна аварийностью среди молодых водителей? А среди "старых" - довольна?"

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Михаил Свистун хоть и признает, что уровень подготовки в целом по стране низкий - хуже всего сейчас сдают в Минске, лучше всего - в Брестской области, - уверен, что вовсе не молодые водители представляют наибольшую опасность на дорогах.

- Автошкола дает водителю первоначальные навыки управления, и, выпустив его, она документами подтверждает, что он может выехать на дороги общего пользования и безопасно водить автомобиль. Эти навыки оттачиваются в последующем. В автошколе, знаете ли, не учат ездить на красный свет, пить за рулем, сбивать пешеходов. Так что сказать, что во всем виноват первоначальный уровень обучения, нельзя. ГАИ недовольна аварийностью среди молодых водителей? А среди "старых" - довольна? По статистике, водители первого года стажа совершают около 5% учетных (с погибшими или пострадавшими. - Прим. ред.) ДТП, со стажем до 3 лет - около 15%. Значит, остальные 85% смертей и травм - на совести опытных водителей. С ними что делать будем?..

"Мы можем закрывать автошколы - но плакать будут сами курсанты"

Отозвать сертификат у автошколы, в деятельности которой много нарушений, несложно - процедура утверждена законодательством. Сложно выявить эти самые нарушения, а потом - гарантировать возврат средств обучающимся.

- Пока они будут расписываться за то, чего не получили, их жалобы - сотрясание воздуха. Мы можем закрывать автошколы - но плакать будут потом сами курсанты: "Вот вы автошколу нашу закрыли, а кто нам теперь деньги вернет, которые мы заплатили?" А на это мы повлиять не может - только обращайтесь сами в суд и выбивайте. Что тоже неправильно - получается, курсанты тоже становятся жертвами обстоятельств, - констатирует представитель "Белтехосмотра".
-30%
-50%
-50%
-21%
-50%
-10%
-30%
-50%
-10%
-30%