• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


/

 

 

После стихийного сезонного наплыва желающих сдать экзамен по вождению в городе в ГАИ, о котором писал AUTO.TUT.BY, сотрудники столичной Госавтоинспекции, по их словам, направили все свободные ресурсы на решение проблемы очередей на Семашко: выделили несколько сотрудников ДПС, которые помогают инженерам принимать экзамен на площадке, изменили график работы - вместо 8-часового рабочего дня (с 8 до 17 с перерывом на обед) стали экзаменовать выпускников автошкол с 7 утра "до последнего желающего" без обеда. Сейчас в очереди около экзаменационного отдела - единичные будущие водители.

 

 

"Остается поставить палатки и жить тут. Некоторые так и делают". В Минске будущие водители ночуют в очереди, чтобы сдать вождение в ГАИ >>>



AUTO.TUT.BY приехал к МЭО ГАИ через неделю после последнего визита, итогом которого стал проблемный репортаж. Здесь, в живой очереди тех, кто не сдал город с первого раза, по-прежнему пишут списки -  только сегодня в 8.30 утра здесь не сотня человек, а всего 26. "В машину, четыре человека, один за руль, остальные в следующую", - командует инструктор, и мы отправляемся вместе с курсантами в очередной экзаменационный заезд. Рядом со мной - два парня и девушка, они пытаются сдать город далеко не впервые - мужчины пробовали дважды, не считая сдачи с группой, девушка Катя сдает в 8-й раз.


Поведение мужчин - потенциальных водителей на дороге вызывает как минимум недоумение: они, очевидно, не понимают, где на дороге перекресток, а где - переход, почему здесь нельзя разворачиваться, в какой полосе движения едет машина - потому что она движется ровно между полосами, зачем снимать ручник, перед тем как тронуться, и почему возмущенно сигналит водитель кроссовера в третьей полосе, перед которым внезапно решает развернуться курсант из первой.

Екатерина за рулем выглядит достойно - любому опытному водителю видно, что девушка, по крайней мере в отличие от своих коллег, понимает, как включаются передачи и что такое регулируемый, а что - обозначенный перекресток. В ходе экзамена допускает несколько погрешностей, но заслуженно его сдает. Что интересно, автошколу Катя закончила еще в начале 2011 года и после нескольких неудачных попыток сдать на права стала брать дополнительные занятия: "Училась с частным инструктором на Peugeot 206, реально очень помогло. Человек занимался только мной, я сама была настроена не просто сдать, а действительно научиться ездить". Девушка радостно прощается с нами, пообещав экзаменатору, что пока будет ездить под присмотром мужа - насторожило лишь то, что по ее словам, "он сам недавно получил права - с 10-го раза".

Инженер на обратном пути меланхолично пробормотал: "Будет ездить, по ней видно, старается. Мог бы - поставил бы ей экзамен только за то, что на маршруте развернулась на регулируемом перекрестке, как было сказано, - остальные лезут на регулируемый пешеходный переход..."

 

 

"Поклацают по кнопкам - сдал. А в город выезжают - батюшки, да он же не понимает, что такое перекресток!"



Заместитель начальника МЭО ГАИ Минска Владимир Свиридович честно и эмоционально признается, что у него "волосы на голове дыбом встают от того, как они сейчас сдают!" Такого плачевного уровня подготовки будущих водителей, как сегодня, по его словам не было никогда: "Наверное, даже когда в 70-е годы сдавали экстерном, вообще без организованного обучения, было не так плохо". Его слова подтверждает сухая статистика: в первые полгода 2014-го средний общегородской показатель неудовлетворительной сдачи с первого раза - более 72%! Даже в лучших (исходя из результатов) автошколах Минска с первого раза вождение не сдают в среднем 30 из 100 курсантов.

- С теорией таких проблем нет. Вы уже меня простите, но заставить заучить диски с программами или билеты можно и обезьяну! Вот и приходят, выдрессированные в автошколе на тупое запоминание компьютера, поклацают по кнопкам - сдал. А в город выезжают - батюшки, да он же на полном серьезе не понимает, что такое регулируемый перекресток! Он на полном серьезе на скорости втыкает 1 передачу после 4-й, а потом пишет жалобы: то машины плохие, то инженер придирается - мол, меня в автошколе инструктор вообще не так учил!

С инструкторами, кстати, отдельная интересная история: Владимир Филиппович рассказывает, что буквально недавно, утомившись слушать жалобы на то, что "нас не так учили", сотрудники ГАИ предложили руководителям автошкол протестировать на знание ПДД их инструкторов.

- Многие сразу руками замахали - нет, нет, без нас. Ну ладно, заставить-то мы их не можем: сами понимают, что будут к ним вопросы. Некоторые согласились. Посадили мы инструкторов - и впору заплакать: они отвечают на 2 теоретических вопроса из 10 - и на оба неправильно. Все, понимаете? Ну почти все. Чему этот инструктор научит курсанта?.. Так я понимаю теперь, почему переход от перекрестка не отличают!

 

 

 

 

"Зачем платить частнику 300 тысяч в час, если можно за 15 в ГАИ на экзамене практиковаться? А вдруг еще на авось и сдаст?"

Что удивительно, говорит Свиридович, большинство сдающих склонны винить в неудачах кого угодно - машину, инженера-экзаменатора, огульно всю ГАИ с ее "придирками, глупыми знаками и кривыми дорогами" - только не себя и не свою автошколу: "И у них совершенно нет стимула научиться".

Проблема лишь в том, что, если не смогла научить автошкола, то приходится искать кого-то другого - за деньги, разумеется. Час частной практики стоит от 150 до 300 тысяч на машине инструктора - эти тарифы никто ни от кого не скрывает. А если лишних денег нет?

- А вот если нет или их жалко, идут сюда: пересдача в ГАИ стоит 15 тысяч, ходи хоть каждые 6 дней, стой в очереди и "пробуй". То есть парадоксальная ситуация: они заплатили автошколе кучу денег, на выходе получили ноль, а тут пробуют на авось проскочить. Впечатление, что попрактиковаться в вождении на экзамен ходят - у некоторых другой возможности порулить нет. Вот вам и огромные очереди, особенно в традиционно пиковые - июнь, июль - месяцы!

Над предположением курсантов, что их "намеренно валят", Владимир Свиридович невесело смеется: "А зачем мне их валить? Чтобы они еще 10 раз приходили? Мы и так принимаем 900 (!!!) человеко-экзаменов в день! Думаете, у таких неподготовленных экзамены принимать - радость большая? Да инженерам за себя страшно в этих машинах!

А вот что принимают строго, да, сотрудник ГАИ признает. И говорит, что по-другому не будет.

- Автошколе все равно, поймите! Она с них деньги пособирала, сделала вид, что поучила, бумажки [сертификаты] повыписывала, а потом нам отдала. Все, с них спроса нет. А когда они [молодые водители] бьются и убиваются, это наша беда. ГАИ и родителей, а не инструктора автошколы, который правил не знает и учит левой рукой.

 

 

 

 

"Хотят по предварительной записи - будем по предварительной только работать. Но записываться нужно будет лично, как сейчас"

Владимир Свиридович говорит, что в ГАИ Минска сейчас обсуждается возможность вообще отказаться от практики приема экзаменов по живой очереди. 

- Сейчас есть предварительная запись - по ней мы можем принять 100 человек в день. Время ожидания следующей попытки может, конечно, увеличиться, тут уже каждые 6 дней не походишь, - в зависимости от ажиотажа может быть и две, и три недели (18 июля, в день подготовки материала, будущих водителей записывали на следующую попытку на 29-е число. - Прим. ред.) Но ты используй это время с толком, подготовься, а не ходи на авось! В некоторых европейских странах между попытками дается вообще полгода - именно на подготовку, и это правильно.

Автоматизировать предварительную запись, по его словам, пока невозможно по объективным причинам: "Сотруднику нужно видеть документы - что человек, например, записывается на город, сдав площадку и ПДД. Или на площадку - точно сдав теорию". Потому что в ГАИ уже пробовали записывать по телефону и очень быстро отказались от этой идеи: "Столько путаницы было, столько хитрили!"

В ГАИ говорят, что регулярно сообщают о плачевном уровне подготовки водителей и в сами автошколы, и вышестоящие "Белтехосмотр" и Минтранс. Но реакции нет. Сама же Госавтоинспекция не уполномочена вмешиваться в дела этих структур, говорит Владимир Свиридович.

- Когда-то у нас было право контролировать подготовку водителей в автошколах - и этого боялись, ответственно подходили и к посещениям, и к внутренним экзаменам и зачетам. И результаты были другие. А сейчас мне за них - курсантов - страшно. И за других водителей тоже.

 

 

-30%
-15%
-20%
-25%
-20%
-30%
-25%
-10%
-70%
-15%
0065267