102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  2. «Жесточайшим образом останавливать». Чиновники взялись за аптеки, которые подняли цены из-за НДС
  3. Весна наступила, но зима не сдается. К выходным вновь похолодает
  4. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  5. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  6. «Личная инфляция»: лекарства и отдельные продукты в феврале подешевели, но в целом цены растут
  7. В Новогрудке кто-то расстрелял из пневматики собаку. Пес умер, волонтеры обратились в милицию
  8. Суды над журналистами, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  9. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  10. Витеблянину с онкозаболеванием за насилие над милиционерами дали 3,5 года колонии
  11. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей
  12. Приход весны, борьба с частниками и акции солидарности. Что происходит в Беларуси 1 марта
  13. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  14. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  15. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  16. МВД добилось своего: свидетели по административным делам могут настаивать на закрытых судах
  17. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  18. Читаете канал «Советская Белоруссия»? Говорим с его автором (нет, это не то же самое, что газета)
  19. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  20. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  21. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  22. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  23. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  24. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  25. Виктор Лукашенко стал генерал-майором запаса
  26. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  27. Лукашенко — главе КГК: Необходимо ввести ответственность и для тех, кто берет в конвертах деньги
  28. Один из главных претендентов на «Оскар» и еще пять премьер марта. Что идет в кино в этом месяце?
  29. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  30. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной


Денис Алдохин/фото Вадим Замировский,

Задумайтесь, когда в последний раз вы видели в городе мотоцикл старше 40 лет? От новых пластиковых спортбайков рябит в глазах, в то время как настоящие раритеты, по которым можно изучать историю, ржавеют, покинутые в сараях, или сдаются хозяевами на металлолом за ненадобностью.

AUTO.TUT.BY присмотрелся к одним из самых интересных  ретро-мотоциклов, на которых передвигаются любители двухколесной старины.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По словам организатора ретро-фестиваля "Кола часу 2014" Олега Гапановича, интерес к ретро-мотоциклам сегодня начинает расти - но, к сожалению, медленно. Редких экземпляров становится все меньше, немногие хозяева задумываются о ценности ржавого мотоцикла, доставшегося в наследство от родителей, отправляя практически музейный экспонат на свалку.

Каким элегантным может быть мотоцикл, созданный почти 40 лет назад, хорошо видно на примере Pannonia T5 1970 г.в., восстановленного мастером Минского электротехнического завода Владимиром Михейчиком.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Старенький венгерский мотоцикл попал к Михаилу совершенно случайно: сосед по даче проводил ревизию в гараже и предложил взять ему ненужную ржавую железку. На одометре мотоцикла красовались 15 тыс. км, что для маленького двухцилиндрового двигателя довольно много. Да и все бы ничего, если бы до этого T5 не провел 15 лет в сарае и два года под открытым небом.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

При первом осмотре понял, что 50% процентов деталей можно просто выбросить, – рассказывает Владимир. – Коррозия серьезно повредила металл, из живого остались только стальная рама и двигатель.

Тем не менее, новому владельцу удалось провести небольшой тест-драйв.

Ничего сложного, почистил карбюратор, добился искры, завел и поехал.

После понадобились целых три года и мотоцикл-донор, чтобы восстановить подаренный Pannonia T5. Кстати, судьба донора, которого Михаил приобрел в Барановичах, была незавидной: подростки купили его за бесценок у местного пенсионера, после чего, доведя мотоцикл до плачевного состояния, выставили на продажу. Тем не менее, покупка преподнесла Владимиру приятный сюрприз – целый бардачок!

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

– Особенность конструкции такова, что аккумуляторная батарея спрятана в бардачке, и постепенно кислота, что наполняет батарею, разъедает его стенки. Поэтому найти целый бардачок у 40-50–летних мотоциклов проблематично. Также у донора я взял обода, спицы, глушитель и колено. А вот пригодный поршень в Беларуси найти не смог, пришлось заказывать новодел из Венгрии.

Некоторые запчасти Владимир изготавливал, используя собственные навыки, благо, что оборудование было под рукой.

Полностью перетачивалась вся ходовая, потому что было интересно не купить новую запчасть, а сделать ее самому. Так как работаю на заводе и с металлом на ты, трудностей особых не испытывал, разве что чертежей деталей не было. Хотя они и не нужны: если подшипник имеет свой размер, деталь под него идет определенная, остается только выточить.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В прошлом электрик, с прокладкой проводки новый владелец Pannonia T5 справился быстро.

Сначала снимал старые провода, затем замерял сечение и делал такие же. Современная проводка значительно бы ухудшила внешний вид мотоцикла, поэтому старался найти хорошо сохранившуюся старую. Например, высоковольтный провод поставил от 21-й "Волги" - нашел на "Поле чудес" в Ждановичах.

Двигатель Pannonia T5, по словам Владимира, довольно надежен, цилиндры выполнены из чугуна, сам мотор – алюминиевый. Для того времени это был настоящий технический прорыв.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Двухтактный двигатель с двухканальной продувкой, ничего сложногоМощность первых таких моторов объемом 247 куб. см была 10 л.с., со временем ее, как в моем мотоцикле, довели до 18 л.с. Pannonia T5 этого хватает за глаза.

По паспорту максимальная скорость Pannonia T5 – 120 км/ч, но Владимир не ездит быстрее 60 км/ч – бережет раритет.

В СССР этот мотоцикл ценили за надежность, экономичность и простоту обслуживания. С собой достаточно было иметь обычную и крестовую отвертки и две запасные свечи. С помощью этого нехитрого набора можно было решить любые проблемы. А расход топлива в те времена, когда бензин стоил копейки, и вовсе был смешной –3-3,5 л/100 км. Бак вмещает 18 л, считайте сами.

Но если Владимир Михейчик сделал ставку на аутентичность, то "Минск" М104 1966 г.в. его сподвижника по ретро-мотодвижению Александра Боровского аутентичен только снаружи. А вот начинка мотоцикла претерпела значительные изменения, став гораздо совершеннее.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Мотоцикл достался мне в наследство от дедушки, – рассказывает Александр Боровский. – Поначалу взялся его отремонтировать, но ни сил, ни знаний не хватило. Только спустя 15 лет я смог восстановить мотоцикл, когда появился опыт, большой выбор запчастей и деньги.

К мотоциклу, по словам Александра, подходит широкий набор современных запчастей, но еще больше можно найти у бывших хозяев 104-ых.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Покупая донора для восстановления, столкнулся с тем, что люди до сих пор хранят в гаражах запчасти 60-70-х годов еще в заводской упаковке. Мне удалось найти новую резину, ободок фары, глушитель.

Александр признался, что ему очень импонировал внешний вид мотоцикла, но расстраивала требующая постоянного внимания техническая часть. Поэтому он решил модернизировать свой "Минск".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Хотелось сделать мотоцикл, который не нуждается в частом обслуживании. Например, в "Минск -104" фильтр контактно-масляный нужно менять каждые 200-300 км, в итоге я отказался от него, поставив фильтр нулевого сопротивления, а также топливный фильтр в баке. В колесах установил не два, а четыре подшипника, японскую цепь марки D.I.D, которая практически не растягивается, поставил 12-вольтовое электронное зажигание, все соединения на втулках заменил подшипниками, все трущиеся детали выточил заново, переделал карбюратор и выточил новую дроссельную заслонку, притер ее, чтобы она плотно прилегала.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

После всех проделанных манипуляций Александр Боровский вот уже 1000 км не задумывается о техническом обслуживании мотоцикла – все надежно и работает, как часы. Все, чем занимается Боровский, – приготовление топливно-масляной смеси, обычный бензин старым моторам противопоказан.

Вдохновитель ретро-мотодвижения и организатор фестиваля "Кола часу" Олег Гапанович для передвижения частенько выбирает практически полностью аутентичную Jawa 350 1970 г.в.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Любовь к этой марке возникла не случайно, первую Jawa 250 купил мой отец, – делится Олег. – Тогда для нашей деревни это был настоящий космический аппарат. Мы с братом буквально выросли возле этого мотоцикла, поэтому знали о нем все. Неудивительно, что, повзрослев, мой брат Виталий купил именно Jawa, только модель помощнее – 350.

Для того, чтобы восстановить мотоцикл, пришлось приобрести целых четыре донора, но даже это не помогло обеспечить экземпляр полностью оригинальными запчастями. Не удалось найти только трубы, которые пришлось заказывать из Чехии.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Проблем с новыми запчастями к Jawa нет. Сегодня марка стала настолько популярной, что в Чехии появилось много фирм, выпускающих детали по старым лекалам. Но что интересно, в Чехии модель 350 большая редкость, преобладает одноцилиндровая 250-ка. Все потому, что, руководствуясь советским принципом, все лучшее отправлялось на экспорт.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Особой гордостью Олега является мотоциклетный шлем 60-х годов. Проблема в том, что их сохранилось не так уж и много, причем небольшого размера, поэтому найти подходящий довольно сложно, ну и с бензином возникают определенные трудности.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

От высокооктанового бензина двигатели старых мотоциклов быстро нагреваются, – делится наболевшим Олег Гапанович. – Самое лучшее решение – это использовать низкооктановый бензин, но найти 72-й или 76-й сегодня невозможно. А 80-й продают только на одной заправке Минска. У европейских любителей ретро-мотоциклов проблема еще острее, ведь у них даже 80-го нет. А любое техническое ноу-хау снижает ценность ретро-мотоцикла.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Мотоцикл Олег использует довольно часто, по его словам, передвигаться очень комфортно. И с каждым годом число людей, разделяющих его увлечение, растет.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Приобрести и содержать ретро-мотоцикл в Беларуси гораздо дешевле, чем автомобиль. Это увлечение, которое многие себе могут позволить, и, согласитесь, мотоциклы 60-70 годов не лишены элегантности, они всегда привлекают внимание. И мы стараемся, как можем, популяризировать ретро-мотодвижение. В этом году организуем интересные конкурсы не только для мотоциклистов, но и для зрителей, которым предложим прийти на "Кола часу 2014"  19 июля в ретро-нарядах. Победителям, воплотившим самые аутентичные образы, вручим ценные призы. А поклонникам ретро-мотоциклов обещаем настоящий музей под открытым небом, где будут представлены даже редкие послевоенные мотоциклы.
-5%
-5%
-10%
-10%
-80%
-10%
-10%
-10%
-40%
-10%