- Дети гибнут из-за ограниченной - для всех участников трагедии - видимости, - констатирует руководитель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник. И приводит в пример три последние "детско-пешеходные" трагедии: третьеклассник Владик Грудьев погиб под колесами Porsche Cayenne во дворе столичной школы, внезапно выбежав из-за припаркованной KIA; 10-летний мальчик на бульваре Шевченко выбежал на проезжую часть в районе пешеходного перехода, перед которым был припаркован автомобиль; двор на улице Розы Люксембург, где погибла 3-летняя Маша, был заставлен машинами - пусть, как говорят в ГАИ, и припаркованными без нарушений.



Эксперт видит три варианта, как можно спасти детей от машин, а водителей - от пожизненных моральных страданий и во многих случаях - тюрьмы. Мы посчитали, за какие деньги можно спасти жизни.
Начнем с самого простого, компромиссного. Оказывается, если подойти к каждому двору с умом и трезвым расчетом, то проблему можно хотя бы попытаться решить. Но пока, видимо, это никому не нужно.
Вариант 1: традиционные, "протоптанные" пешеходные пути через проезжую часть дворовых территорий ограждаются от парковки
- Это проще всего, - говорит Юрий Важник. - Все мирно сосуществуют, риск наездов снижается. Но, к сожалению, не исключается (исключить его смогут только бескомпромиссные второй и третий вариант, но об этом позже. - Прим. ред.)Как это делается? Представители БАЭС уже предложили пути решения данной проблемы для двух конкретных минских дворов: домов на улицах Кунцевщина и Голубева. Рассмотрим на примере первого.
![]() |
Вначале изучается актуальная ситуация: она здесь, как везде, - запаркован каждый свободный участок проезжей части. |
![]() |
Затем изучают маршруты: проще говоря, нужно понять, откуда выходят и к каким объектам активнее всего идут маленькие пешеходы, и на каких именно участках дороги. Они могут ежедневно следовать в школу, детсад, к метро или остановке другого транспорта. Это - зоны риска. |

А потом зоны риска "накладывают" на актуальную схему двора - и становится очевидно, в каких точках ограниченная видимость может привести к трагедии. Если совсем просто - именно из этих зон нужно убрать припаркованные автомобили.
- Конечно, нет никакой гарантии, что трагедия не случится в другом месте, которое невозможно было просчитать заранее, но тогда это скорее судьба... Мы же предлагаем бороться с закономерностями, - говорит Важник.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Но убедить водителей не парковаться на определенных участках - словами или же штрафами - практически невозможно. Спишем на менталитет и "все паркуются, и я буду". Так что - только исключить саму возможность, в данном случае - конструктивными мерами. Например, поставить на проезжей части столбики или бетонные полусферы.
Эксперты подсчитали, что в данном конкретном дворе их понадобится не более двадцати, стоимость каждой - около 100 тыс. рублей. Если устанавливать малые архитектурные формы за счет жильцов - в большинстве своем родителей, между прочим, - то с квартиры получится по 8-10 тысяч. Копейки, не правда ли?
Мера 2: реорганизовать детские площадки
![]() |
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY |
- Существующие детские площадки – это в большинстве своем одна-две травмоопасные металлические конструкции, стилизованные под ракеты или грибки, и песочница, часто используемая совместно с собаками. Детские площадки не ограждены и доступны как для заезда автомобилей, так и спонтанного перемещения малышей в любую сторону, - констатирует эксперт.
По его мнению, детские площадки должны быть реорганизованы как система: "Повышено их качество – увеличена площадь, добавлены современные безопасные привлекательные игровые сооружения, сформирован оптимальный микроклимат (защита от ветра, солнышко и тенек), украшены зеленью и красивой малой архитектурой, скамейками для малышей и мам, ухожены".
Очевидно, детских площадок должно стать меньше, но они должны быть в пешей доступности: площадки разумно вписывать в парки, скверы, существующие детские сады, использовать дворы, в которых еще есть пространство для детей, пустыри.
- Детские площадки в обязательном порядке должны контролироваться с помощью видеонаблюдения, ограждаться от авто, собак, пьяниц, "чужих дядей". А запоры калиток должны быть сделаны так, чтобы их могли открыть только взрослые. Это исключит свободное перемещение детей до 8-9 лет в зонах доступа автомобилей.
Вариант 3: убрать из дворов автомобили
![]() |
Фото: Елена Скоробогатова, TUT.BY |
В идеале - полностью, с помощью инженерных мер. Но закрыть двор "наглухо" - например, с помощью тех же бетонных полусфер, - не вариант: нужно обеспечить беспрепятственный проезд обслуживающей технике и автомобилям экстренных служб. Установить же шлагбаум наше законодательство сегодня позволяет не в каждом дворе.
- Вспомним достаточно эффективную городскую кампанию по предотвращению доступа в подъезды с помощью домофонов: тоже многие сомневались, но в большинстве подъездов домофоны выполняют свою функцию.
Чтобы что-то запретить - нужно предложить альтернативу - то есть создать парковку на аналогичное количество машино-мест в шаговой доступности. Вряд ли это устроит автовладельцев, которые привыкли едва ли не заезжать в подъезд - им будет тяжело смириться, что от машины к дому нужно еще идти.
- Тяжело - это когда видишь, как соседи на улице Розы Люксембург, плача, прикручивают к дереву у места гибели крошечного ребенка траурный веночек. Все остальное можно пережить - ради того, чтобы дети во дворах чувствовали себя безопасно, - уверен эксперт.
Опрос
Как, по вашему мнению, можно спасти детей от машин во дворах? | ||
---|---|---|
Вариант 1: традиционные, "протоптанные" пешеходные пути через проезжую часть дворовых территорий ограждаются от парковки | 22% | |
Мера 2: реорганизовать детские площадки | 30% | |
Вариант 3: убрать из дворов автомобили | 48% | |
С этого устройства голос уже учтен
2 303 ответа