• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  2. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  3. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  4. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  5. Новый глава НОК, возможные санкции Украины, суды и приговоры. Что происходило 26 февраля
  6. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  7. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  8. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  9. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  10. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  11. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  12. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  13. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  14. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  15. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  16. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  17. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  18. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  19. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  20. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  21. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  22. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  23. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  24. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  25. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  26. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  27. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  28. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  29. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  30. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат


/ фото автора,

Гомельчанин Сашок Koт (именно так парень представился) самостоятельно сконструировал два кастом-байка. Уговорить парня рассказать о своем увлечении оказалось непросто: хоть он и владелец эпатажных велосипедов, ездит на них в основном по тихим безлюдным улочкам, предпочитая быть в тени. За последние четыре года интерес Сашка к кастомизации только растет. Сейчас он думает о создании третьего эксклюзивного велосипеда, не похожего на два предыдущих.



Стелющийся по асфальту кастом-байк

Как известно, понятие кастомайзинг (создание вещей под индивидуальный вкус потребителя) затрагивает многие сферы – от моды до автомобилестроения. Интересоваться велокастомайзингом Сашок начал случайно. Четыре года назад ему на работе выплатили премию - около 400 долларов. Приближался Новый год, и он задумался, какой подарок себе сделать.

- Вдруг вспомнил статью о необычных велосипедах, которую прочел в журнале "Хулиган". И сразу осенило - велик!



Желание не купить, а самому сконструировать велосипед возникло сразу же. Образование у Сашка техническое, работал он на то время инженером-конструктором в строительной сфере. Впрочем, его познания в конструировании не имели ни малейшего отношения к велосипедам, так что начинать пришлось с нуля.

Итак, идея есть, средства на ее реализацию – тоже. А дальше - чистый лист. С вдохновением помог интернет: буйство фантазии, воплощенной в эксклюзивные велосипеды, потрясло воображение.

Вооружившись карандашом, Сашок принялся делать наброски на бумаге. Нарисовал несколько эскизов, остановившись на том, который больше пришелся по душе.



- Потом стал думать, где брать материалы. Начал сложные поиски облегченных алюминиевых труб для рамы. Хотелось, чтобы она была легкой и обошлась недорого. Но такой товар продают исключительно оптом, - рассказывает он. - В общем, понял: варить раму придется из обычных водопроводных труб. Они толстые, тяжелые, но другого выбора у меня не было.

Затем стал искать людей, у которых есть сварочный аппарат и трубогиб, потому что в запроектированной мной конструкции предусматривались изогнутые трубы. А колеса купил готовые, решил не заморачиваться, хотя есть умельцы, которые и колеса сами делают. Остановил свой выбор именно на этих из-за обилия спиц.


Когда Сашок конструировал велосипед, меньше всего думал о функциональности. Просто, говорит, примерил на себя роль дизайнера. Изначально на этом велосипеде стоял другой руль, посадка была вертикальной. Затем заменил руль - и посадка стала горизонтальной. В ближайшее время планирует переделать немного и раму. К слову, декоративный рисунок на раме вырезан лазером из ржавого листа металла.



- Самое трудное было начать. Некоторые говорят: "А что тут такого в этом велосипеде? Я тоже так могу: взял трубу, сварил, и все". Я говорю: "Ну, хорошо, сделай, возьми трубу и свари, тогда и обсудим", - улыбается Сашок.

Первый велосипед рождался в муках: его создание растянулось на месяцы, хотя, по сути, можно было сделать гораздо быстрее. Но не все зависело только от Сашка, потому зачастую возникали накладки. В общем, от задумки до ее воплощения прошло где-то полгода. Для парня это был первый опыт общения с техникой изнутри. До этого он не мастерил, не разбирал и не собирал велосипедов. Да и посоветоваться было не с кем, приходилось самому находить пути решения.


Когда байк был готов, ездить на нем совершенно не хотелось. "Перегорел", - говорит Сашок. Отошел только через пару недель, взглянул на свое творение по-другому, уже с позиции велосипедиста. Проехался – и понравилось.

- На таком велосипеде хочется ездить комфортно, расслабленно, не напрягаясь. Я тогда радовался незнакомому ощущению: велик тяжелый, длинный, управляется необычно. Накат потрясающий: несколько раз крутанул педали и катишься долго-долго.



Этот байк условно можно отнести к классу чопперов со всеми вытекающими - минимально универсален, максимально красив. Можно сказать, техноскульптура: им лучше любоваться. Хотя в ближайшее время будет заменен руль и посадка станет гораздо приятнее. Обычные велосипеды удобнее, но тут удобство абсолютно осознанно принесено в жертву красоте: это часть образа - максимально низкий, практически стелющийся по асфальту кастом-байк.

Купил велик и сразу разобрал

Первый кастом-байк Сашок сделал еще в 2010 году. Мысль обзавестись вторым возникла спустя три года из-за недостатков первого: покататься вечером в свое удовольствие - это одно, а маневрировать по городу – совсем другое, из-за своей конструкции велосипед неудобен для повседневного пользования.

- Мне захотелось более утилитарного велика - городского дорожного, чтобы сесть и поехать быстро.

Пока Сашок взвешивал все "за" и "против", увидел в продаже белорусский велосипед "Спадарожнiк", который выпускает частная компания на базе минского мотовелозавода.

- Я прикинул: 2 млн за красивый городской велосипед не такие большие деньги, и стал счастливым обладателем раскладного велика с небольшими колесами. Но скажу честно, не проехал на нем ни метра - принес из магазина и сразу разобрал. Если в работе над первым великом я сначала нарисовал эскиз и потом уже конструировал, то со вторым все было иначе: я не представлял, каким он окажется в итоге, - рассказывает Сашок.

В этом проекте была разрезана и удлинена на 10 см рама, теперь она стала нераскладной. Руль самодельный, вилка, сиденье и крылья тоже неродные, покрышки заменены на более массивные – все это покупалось по отдельности и в итоге сложилось в единую мозаику.



Работу закончил месяца через три. Велосипед сам по себе получился необычный, веселый, потому в его расцветке не хотелось монохрома. Сашок решил выразить в этой модели свое мироощущение. Как нельзя лучше для этого подошел триколор флага Эфиопии и надпись One Love - девиз растафарианства (религиозное течение, зародившееся на Ямайке, которое популяризировал Боб Марли: основной принцип – любовь к ближнему своему).



- Когда выехал первый раз, радовался. По сравнению с первым этот велик гораздо удобнее: сижу на нем вертикально, мне комфортно, кручу педали внизу – не впереди, как на первом. Минус у него один – колеса небольшого диаметра, из-за чего на ямках трясет, ну и педали приходится крутить чаще, опять же, из-за размера колес.


Первый велик отличается от второго тем, что в первом – одна скорость, во втором - три. Тормоз на первом - ножной, на втором – ручной. Выглядят они по-разному, потому что относятся к разным классам: первый можно условно отнести к чопперам (chop в переводе с англ. - "рубить"). В 50-х годах в Калифорнии была популярна кастомизация мотоциклов: на них ставили высокие рули, длинные вилки, максимально обрезали крылья – удаляли все лишнее, чтобы мотоцикл был максимально легкий, прозрачный. Велосипеды такого плана подражают мотоциклам, между ними просматриваются общие моменты.



Второй велосипед в стиле лоурайдер (lowrider в переводе с англ. - "низкий ездок"). Мода на низкие машины, опять же, пошла из Штатов 60-х годов прошлого века. Отсюда и подражательство велосипедов этим машинам.

Есть еще и третий класс таких велосипедов - круизеры. Он более традиционен, и Сашок говорит, что следующий его велосипед будет чем-то средним между чоппером и круизером.

Ну и о финансовой стороне вопроса: каждый кастом-байк обошелся Сашку приблизительно в 500 долларов.

"Каждый хочет быть не каждым"

Главное правило кастомайзинга – никаких правил. Что хочешь, то и делай. Нравится тебе ездить лежа – езди лежа, нравится стоя – езди стоя. Нравится крутить педали на переднем колесе – пожалуйста. Хочешь три колеса на велосипед поставить – ставь, хочешь боковую коляску - никто не возражает. Можно все, на что хватает фантазии.

- Я делаю ставку на визуальную составляющую. Мне нравятся красивые вещи, как, наверное, и большинству людей, - говорит Сашок. - Каждый хочет быть не каждым и стремится свою индивидуальность чем-то выразить: кто-то стихи пишет, кто-то граффити рисует на стенах, а мне интересно велики конструировать, я себя в этом хорошо ощущаю. Я не первый, кто в Гомеле мастерит велосипеды, до меня несколько парней занимались тем же. Но, по-моему, все уже отошли от этой темы, их нигде не видно.

В Беларуси велокастомайзинг не развит вообще, считает Сашок, тогда как в крупных российских и украинских городах уже много людей интересуются красивыми и необычными велосипедами и объединяются в клубы.



- К примеру, в 2012 году я был в Москве на кастом-фэсте (Kustom Groove Bike). Чувствовал себя там как в раю: полно людей, объединенных общей темой, выставка кастом-байков, розыгрыши призов, диджейские сеты, конкурсы. Был свидетелем массовой покатушки: едет куча необычных великов, прохожие останавливаются на тротуаре и просто дар речи теряют: что это проехало только что? – рассказывает он. - В России это движение пошло из Москвы. Один человек съездил в Голландию, привез в начале 2000-х первый необычный велосипед, сам загорелся идеей и смог зажечь других и понеслось: сейчас это магазин, клуб, мастерская под брендом Р.А.С.Т.А.байк, они проводят фестивали. Движение настолько прижилось, что в наших широтах это название стало нарицательным – все необычные велосипеды, как серийные, так и самодельные, стали называть растабайками.

К слову, о серийных. Есть заводские велосипеды необычной конфигурации и конструкции, цены на которые – от 1 до 6 тыс. долларов и выше. И спрос на них есть.

В целом импульс велокастомайзингу задали американцы, а в традиционно велосипедных странах Европы эта тема отлично прижилась, и сейчас существует множество клубов с отделениями по всему миру.

- Пока не вижу большого интереса у белорусов к этой теме. Долгое время велосипед выполнял утилитарные функции. В СССР он ассоциировался с бедностью. К сожалению, до сих пор этот комплекс на постсоветском пространстве остался: если у тебя нет машины, значит, ты ничего не достиг в жизни. В Беларуси подобных велоклубов нет, да и людей, которые ездят на индивидуальных велосипедах, не так уж и много, и большинство из них, конечно, живут в столице.

Недавно Сашок познакомился с ребятами, которые организовали в Минске мастерскую под названием Park Road, сделали уже два велика и не собираются на этом останавливаться. Говорит, подошли они к делу серьезно: есть свое оборудование, трубы для рам заказывают из Европы. "Думаю, они могут стать отличным катализатором для популяризации такой велотемы в Беларуси".

Что касается реакции прохожих на свои велосипеды, то парень уже к ней привык. Она бывает полярной: кто-то приветственно бибикает и поднимает вверх большой палец - мол, здорово, лайк! - а кто-то насмехается и показывает Сашку средний палец. 



- Кто-то снимает на видеокамеру или мобильный, кто-то просит сфотографироваться рядом с великом, выражая восторг. Кто-то бросает едкие комментарии типа: "Ха-ха, байкер". У каждого свое видение мира, и я не собираюсь никого переубеждать, - рассуждает собеседник. - Что касается меня, то, когда вижу какую-нибудь необычную вещь, мне, прежде всего, интересно: хочется рассматривать, думать, что человек вложил в нее, почему так сделал. Если что-то кажется нелепым или смешным, не стану смеяться и тыкать пальцем. Наверное, такие проявления от общей культуры человека зависят. Главное, я утвердился в мысли, что самые честные люди на земле – это дети. Они что видят, то и говорят. Мне очень нравится, когда моим великам радуются дети: "Какой велик классный, хочу себе такой".



А на реакцию взрослых Сашок уже перестал обращать внимание. У него такая позиция: "Вы имеете право на свое мнение, а я имею право на свой велик".
-15%
-10%
-40%
-50%
-20%
-20%
-50%
-15%
-50%
0072143