/ фото: Дмитрий Брушко,

МКАД-2 - дорога с уже не простой судьбой: решение о ее строительстве было принято в 2010 году, но только за последние полгода информация о том, быть ей или все-таки нет, менялась не раз. За "не быть" аргументом было простое и понятное всем "нет денег", за "Дороге - быть!" - желание властей разгрузить столицу, и в частности действующую кольцевую, чтобы "Минск не задохнулся в этой грязи". Деньги, сказали, найдем.

Весной нынешнего года началось активное строительство МКАД-2. AUTO.TUT.BY отправился посмотреть, как строят дорогую дорогу, которая сегодня... никому не нужна?

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 

Что это будет?

Вторая МКАД, как стало известно недавно, будет "бетонкой" - то есть дорогой с цементобетонным покрытием. Хотя изначально ее разрабатывали как трассу с асфальтобетонным покрытием. В чем разница?

В стоимости? Незначительно. Дорожники подсчитали расходы на устройство 1 тыс. м2  дороги с цементо- и асфальтобетонным покрытиями, и разница получилась в "копейки" - по меркам, естественно, масштабного дорожного строительства.

В сроках эксплуатации? Да, однозначно. Капитальный ремонт асфальтобетонной дороги нужно делать каждые 10-12 лет, цементобетонной - каждые 25 лет.

- Естественно, при условии должного ухода за дорогой, - поясняет представитель заказчика строительства, заместитель начальника управления подрядных работ РУП "Минскавтодорцентр" Марат Капустик. По его словам, белорусские дорожники уже умеют ухаживать за такими дорогами, да и по устройству покрытия не стоит сравнивать новые "бетонки" - например, М3 Минск - Витебск и строящуюся МКАД-2 - с, например, старым участком М10 Гомель - Кобрин: другие технологии, техника, материалы, другое обслуживание. Плюс на МКАД-2 стыки будут армировать - чтобы исключить появление трещин.
 
Это бетонке, судя по всему, около 25-30 лет. Как говорят дорожники, она сохранилась неплохо, хоть и видны огрехи эксплуатации: плохо проливали швы, допустив попадание влаги внутрь, поэтому есть трещины. С покрытием МКАД-2, обещают, такого не будет.
Этой бетонке, судя по всему, около 25-30 лет. Как говорят дорожники, она сохранилась неплохо, хоть и видны огрехи эксплуатации: плохо проливали швы, допустив попадание влаги внутрь, поэтому есть трещины. С покрытием МКАД-2, обещают, такого не будет.

Есть разница и в сроках сдачи в эксплуатацию: если после организации асфальтобетонного покрытия по дороге можно открывать движение спустя два-три дня, то "бетонка" должна "отлежаться" около месяца - не менее 28 дней. 

А вот, кстати, почему дорога, планируемая как асфальтобетонная, к середине 2014-го стала цементобетонной, вопрос интересный. Дорожники вполне резонно уверяют, что такие дороги - относительно недорогие и "почти вечные". Но свою роль, похоже, сыграло и то, что государству сейчас, говоря простым языком, некуда девать цемент: после модернизации белорусских цементных заводов стоимость нашего цемента стала неконкурентоспособной на внешних рынках, так что единственная надежда - на внутренний. А на устройство покрытия второй МКАД цементобетона понадобится немало - по нашим расчетам, около 300 тыс. м3, по актуальным рыночным ценам - на сумму около 30 млн долларов.

 

МКАД-2 в цифрах

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Протяженность строящейся дороги - 88,4 км, общая протяженность кольца - более 160 км (с учетом существующих участков М2 Минск - Национальный аэропорт Минск и Р80 Слобода - Паперня)

Количество полос движения - 4 (по 2 в каждом направлении)

Ширина проезжей части - 15 метров, общая ширина дороги с разделительной полосой и укрепленными обочинами - от 22 метров

Перспективная интенсивность движения - около 20 тыс. автомобилей в сутки

Количество транспортных развязок - 11 (в разных уровнях)

Удаление трассы от МКАД - от 8 до 22 км

Кто и за какие средства будет строить новую "бетонку"?

Пока ее строит государство - за средства кредита Банка развития, а также фонда нацразвития. На "транспортный налог", собранный с автовладельцев, дорожники особо не рассчитывают: "Допустим, в бюджет соберут запланированные 1,6 трлн рублей. Половину - в регионы. Оставшуюся половину, которая должна быть направлена на республиканские дороги, сюда полностью точно не отдадут, равно как и Минск не отдаст на МКАД-2 все средства от госпошлины. Да и суммы несопоставимые - в актуальных ценах на завершение строительства второй кольцевой нужны 6-7 трлн рублей ($600-700 млн)", - говорит Марат Капустик. Эта стоимость - не окончательная: срок строительства МКАД-2 - до 2017 года, дорожает же все, по словам дорожников, постоянно, причем прямой зависимости стоимости стройматериалов от курса доллара нет. 

Буквально на днях, 22 мая, руководство Минтранса встречалось с представителям крупного австрийского концерна Strabag AG. Возможно, именно австрийцы займутся строительством МКАД-2 в качестве субподрядчиков - у них, в отличие от белорусских дорожников, есть и опыт, и оборудование. Австрийская сторона уверила, что может прийти в нашу страну "как со своими новыми технологиями строительства бетонных дорог, оборудованием, так и реализовать проект "под ключ". Пока есть три варианта сотрудничества с австрийцами: концессия, подрядная деятельность и привлечение финансовых ресурсов.
 

"Строим в сжатые сроки, ждем финансирования": что сейчас происходит на участках строительства МКАД-2?

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

МКАД-2 будут строить в два этапа, первый из них, от автодороги М-3 Минск - Витебск (район Острошицкого городка) до автодороги М-6/Е 28 Минск - Гродно (район Аксаковщины) протяженностью более 46,8 километра - будет реализован в 5 очередей. В этом сезоне - то есть пока позволит погода, с весны до глубокой осени 2014 года - планируют построить участки 1-й, 2-й и начала третьей очередей: с нулевого до 28-го км будущей МКАД-2 (от автодороги М-3 Минск - Витебск через Н8955 Семков Городок - Казеково до Р28 Минск - Молодечно - Нарочь). 

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
- Ежедневно здесь работают более 150 единиц техники и более 200 рабочих. Пока наш главный враг - погода: буквально ежечасно приходится корректировать задачи и перенаправлять технику. Почва здесь - глина и суглинок, идет дождь - техника на определенных участках не проходит, перебрасываем на другие, - поясняют представители подрядчиков.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Сегодня деньги на проведение работ есть, но, как говорит представитель заказчика строительства МКАД, "за май их освоят полностью, будем ждать нового финансирования".

- МКАД реконструировали, а фактически - построили с нуля за 2,5 года: это более 56 км трехполосной трассы с развязками и прочей инфраструктурой. Было бесперебойное финансирование - и на работах была занята почти вся республика: столичным дорожниками помогали коллеги из регионов. Будет такое же финансирование второй кольцевой, мы тоже сможем привлечь к работам коллег из Бреста, Гродно, Могилева, Витебска. Тогда точно уложимся в сроки, а может, и опередим, - говорит Марат Капустик.

20 км новой дороги обещали открыть уже в нынешнем году.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BYФото: Дмитрий Брушко. TUT.BYФото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY


Пилотный километр

Показать, как будет выглядеть новая "бетонка", дорожники должны к 1 августа - сейчас идет работа по строительству "под ключ" одного километра дороги: не первого, говорят, выбирали исходя из ландшафтных особенностей территории. Сейчас там ведутся подготовительные работы, осталось немного: слой щебня и цементобетонное покрытие. 

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
С помощью вот таких бетоноукладчиков делают цементобетонное покрытие: укладывается сразу вся ширина проезжей части в одном направлении, техника требует непрерывной подачи бетона. Толщина покрытия, кстати, на МКАД-2 будет 24 см.
С помощью вот таких бетоноукладчиков делают цементобетонное покрытие: укладывается сразу вся ширина проезжей части в одном направлении, техника требует непрерывной подачи бетона. Толщина покрытия, кстати, на МКАД-2 будет 24 см.

 

Кому нужна эта дорога?

Принимая окончательное решение о строительстве МКАД, власти учитывали в первую очередь то, что существующая МКАД достигла предела пропускной способности - в пиковые дни по ней проезжают до 120 тысяч автомобилей. Однако стоит ли рассчитывать, что вторая МКАД, расположенная в среднем в 15 км от первой, разгрузит городской трафик? Вряд ли.

Значит, она, возможно, нужна, чтобы освободить город от транзитного движения большегрузов? С точки зрения интересов перевозчиков это пока сомнительно - большинство логистических центров, а также других объектов притяжения в сфере грузоперевозок по-прежнему находятся в столице или непосредственной близости от нее. Другой вопрос, если в перспективе их вынести из Минска и приблизить ко второй кольцевой.

Дорога проходит по Минскому, Дзержинскому, Смолевичскому районам, поселку Сокол. По разные стороны от нее - города-спутники Заславль и Смолевичи. Но на карте наглядно видно, что вторая кольцевая никак не упростит сообщение между ними и столицей - где, как известно, работают и учатся большинство жителей городов-спутников.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Возможно, МКАД-2 будет полезна местному и дачному трафику, но... Не дороговата ли дорога для дачников? По крайней мере пока очевидно, что без серьезного комплексного подхода к перераспределению транспортных - особенно большегрузных - потоков новая кольцевая вряд ли будет полезна Минску и столичному региону. Возможно, что-то изменится к 2017 году - когда "бетонку" полноценно откроют для движения.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
-50%
-58%
-60%
-20%
-20%