154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  2. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  3. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  4. Дерматолог — о симптомах и опасности крапивницы
  5. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  6. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  7. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  8. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  9. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве прошла встреча Лукашенко и Путина
  10. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  11. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»
  12. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  13. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  14. Гинеколог — о заболевании, которое может не иметь симптомов и при этом мешать женщине родить
  15. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  16. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  17. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  18. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  19. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  20. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  21. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  22. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  23. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  24. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  25. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  26. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  27. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  28. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  29. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  30. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты


/ фото: Дмитрий Брушко,

МКАД-2 - дорога с уже не простой судьбой: решение о ее строительстве было принято в 2010 году, но только за последние полгода информация о том, быть ей или все-таки нет, менялась не раз. За "не быть" аргументом было простое и понятное всем "нет денег", за "Дороге - быть!" - желание властей разгрузить столицу, и в частности действующую кольцевую, чтобы "Минск не задохнулся в этой грязи". Деньги, сказали, найдем.

Весной нынешнего года началось активное строительство МКАД-2. AUTO.TUT.BY отправился посмотреть, как строят дорогую дорогу, которая сегодня... никому не нужна?

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 

Что это будет?

Вторая МКАД, как стало известно недавно, будет "бетонкой" - то есть дорогой с цементобетонным покрытием. Хотя изначально ее разрабатывали как трассу с асфальтобетонным покрытием. В чем разница?

В стоимости? Незначительно. Дорожники подсчитали расходы на устройство 1 тыс. м2  дороги с цементо- и асфальтобетонным покрытиями, и разница получилась в "копейки" - по меркам, естественно, масштабного дорожного строительства.

В сроках эксплуатации? Да, однозначно. Капитальный ремонт асфальтобетонной дороги нужно делать каждые 10-12 лет, цементобетонной - каждые 25 лет.

- Естественно, при условии должного ухода за дорогой, - поясняет представитель заказчика строительства, заместитель начальника управления подрядных работ РУП "Минскавтодорцентр" Марат Капустик. По его словам, белорусские дорожники уже умеют ухаживать за такими дорогами, да и по устройству покрытия не стоит сравнивать новые "бетонки" - например, М3 Минск - Витебск и строящуюся МКАД-2 - с, например, старым участком М10 Гомель - Кобрин: другие технологии, техника, материалы, другое обслуживание. Плюс на МКАД-2 стыки будут армировать - чтобы исключить появление трещин.
 
Это бетонке, судя по всему, около 25-30 лет. Как говорят дорожники, она сохранилась неплохо, хоть и видны огрехи эксплуатации: плохо проливали швы, допустив попадание влаги внутрь, поэтому есть трещины. С покрытием МКАД-2, обещают, такого не будет.
Этой бетонке, судя по всему, около 25-30 лет. Как говорят дорожники, она сохранилась неплохо, хоть и видны огрехи эксплуатации: плохо проливали швы, допустив попадание влаги внутрь, поэтому есть трещины. С покрытием МКАД-2, обещают, такого не будет.

Есть разница и в сроках сдачи в эксплуатацию: если после организации асфальтобетонного покрытия по дороге можно открывать движение спустя два-три дня, то "бетонка" должна "отлежаться" около месяца - не менее 28 дней. 

А вот, кстати, почему дорога, планируемая как асфальтобетонная, к середине 2014-го стала цементобетонной, вопрос интересный. Дорожники вполне резонно уверяют, что такие дороги - относительно недорогие и "почти вечные". Но свою роль, похоже, сыграло и то, что государству сейчас, говоря простым языком, некуда девать цемент: после модернизации белорусских цементных заводов стоимость нашего цемента стала неконкурентоспособной на внешних рынках, так что единственная надежда - на внутренний. А на устройство покрытия второй МКАД цементобетона понадобится немало - по нашим расчетам, около 300 тыс. м3, по актуальным рыночным ценам - на сумму около 30 млн долларов.

 

МКАД-2 в цифрах

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Протяженность строящейся дороги - 88,4 км, общая протяженность кольца - более 160 км (с учетом существующих участков М2 Минск - Национальный аэропорт Минск и Р80 Слобода - Паперня)

Количество полос движения - 4 (по 2 в каждом направлении)

Ширина проезжей части - 15 метров, общая ширина дороги с разделительной полосой и укрепленными обочинами - от 22 метров

Перспективная интенсивность движения - около 20 тыс. автомобилей в сутки

Количество транспортных развязок - 11 (в разных уровнях)

Удаление трассы от МКАД - от 8 до 22 км

Кто и за какие средства будет строить новую "бетонку"?

Пока ее строит государство - за средства кредита Банка развития, а также фонда нацразвития. На "транспортный налог", собранный с автовладельцев, дорожники особо не рассчитывают: "Допустим, в бюджет соберут запланированные 1,6 трлн рублей. Половину - в регионы. Оставшуюся половину, которая должна быть направлена на республиканские дороги, сюда полностью точно не отдадут, равно как и Минск не отдаст на МКАД-2 все средства от госпошлины. Да и суммы несопоставимые - в актуальных ценах на завершение строительства второй кольцевой нужны 6-7 трлн рублей ($600-700 млн)", - говорит Марат Капустик. Эта стоимость - не окончательная: срок строительства МКАД-2 - до 2017 года, дорожает же все, по словам дорожников, постоянно, причем прямой зависимости стоимости стройматериалов от курса доллара нет. 

Буквально на днях, 22 мая, руководство Минтранса встречалось с представителям крупного австрийского концерна Strabag AG. Возможно, именно австрийцы займутся строительством МКАД-2 в качестве субподрядчиков - у них, в отличие от белорусских дорожников, есть и опыт, и оборудование. Австрийская сторона уверила, что может прийти в нашу страну "как со своими новыми технологиями строительства бетонных дорог, оборудованием, так и реализовать проект "под ключ". Пока есть три варианта сотрудничества с австрийцами: концессия, подрядная деятельность и привлечение финансовых ресурсов.
 

"Строим в сжатые сроки, ждем финансирования": что сейчас происходит на участках строительства МКАД-2?

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

МКАД-2 будут строить в два этапа, первый из них, от автодороги М-3 Минск - Витебск (район Острошицкого городка) до автодороги М-6/Е 28 Минск - Гродно (район Аксаковщины) протяженностью более 46,8 километра - будет реализован в 5 очередей. В этом сезоне - то есть пока позволит погода, с весны до глубокой осени 2014 года - планируют построить участки 1-й, 2-й и начала третьей очередей: с нулевого до 28-го км будущей МКАД-2 (от автодороги М-3 Минск - Витебск через Н8955 Семков Городок - Казеково до Р28 Минск - Молодечно - Нарочь). 

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
 
- Ежедневно здесь работают более 150 единиц техники и более 200 рабочих. Пока наш главный враг - погода: буквально ежечасно приходится корректировать задачи и перенаправлять технику. Почва здесь - глина и суглинок, идет дождь - техника на определенных участках не проходит, перебрасываем на другие, - поясняют представители подрядчиков.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Сегодня деньги на проведение работ есть, но, как говорит представитель заказчика строительства МКАД, "за май их освоят полностью, будем ждать нового финансирования".

- МКАД реконструировали, а фактически - построили с нуля за 2,5 года: это более 56 км трехполосной трассы с развязками и прочей инфраструктурой. Было бесперебойное финансирование - и на работах была занята почти вся республика: столичным дорожниками помогали коллеги из регионов. Будет такое же финансирование второй кольцевой, мы тоже сможем привлечь к работам коллег из Бреста, Гродно, Могилева, Витебска. Тогда точно уложимся в сроки, а может, и опередим, - говорит Марат Капустик.

20 км новой дороги обещали открыть уже в нынешнем году.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BYФото: Дмитрий Брушко. TUT.BYФото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY


Пилотный километр

Показать, как будет выглядеть новая "бетонка", дорожники должны к 1 августа - сейчас идет работа по строительству "под ключ" одного километра дороги: не первого, говорят, выбирали исходя из ландшафтных особенностей территории. Сейчас там ведутся подготовительные работы, осталось немного: слой щебня и цементобетонное покрытие. 

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
С помощью вот таких бетоноукладчиков делают цементобетонное покрытие: укладывается сразу вся ширина проезжей части в одном направлении, техника требует непрерывной подачи бетона. Толщина покрытия, кстати, на МКАД-2 будет 24 см.
С помощью вот таких бетоноукладчиков делают цементобетонное покрытие: укладывается сразу вся ширина проезжей части в одном направлении, техника требует непрерывной подачи бетона. Толщина покрытия, кстати, на МКАД-2 будет 24 см.

 

Кому нужна эта дорога?

Принимая окончательное решение о строительстве МКАД, власти учитывали в первую очередь то, что существующая МКАД достигла предела пропускной способности - в пиковые дни по ней проезжают до 120 тысяч автомобилей. Однако стоит ли рассчитывать, что вторая МКАД, расположенная в среднем в 15 км от первой, разгрузит городской трафик? Вряд ли.

Значит, она, возможно, нужна, чтобы освободить город от транзитного движения большегрузов? С точки зрения интересов перевозчиков это пока сомнительно - большинство логистических центров, а также других объектов притяжения в сфере грузоперевозок по-прежнему находятся в столице или непосредственной близости от нее. Другой вопрос, если в перспективе их вынести из Минска и приблизить ко второй кольцевой.

Дорога проходит по Минскому, Дзержинскому, Смолевичскому районам, поселку Сокол. По разные стороны от нее - города-спутники Заславль и Смолевичи. Но на карте наглядно видно, что вторая кольцевая никак не упростит сообщение между ними и столицей - где, как известно, работают и учатся большинство жителей городов-спутников.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Возможно, МКАД-2 будет полезна местному и дачному трафику, но... Не дороговата ли дорога для дачников? По крайней мере пока очевидно, что без серьезного комплексного подхода к перераспределению транспортных - особенно большегрузных - потоков новая кольцевая вряд ли будет полезна Минску и столичному региону. Возможно, что-то изменится к 2017 году - когда "бетонку" полноценно откроют для движения.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
-20%
-15%
-25%
-52%
-25%
-26%
-20%
-15%
-40%