Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  2. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  3. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  4. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  5. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  6. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  7. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  8. Глава Нацбанка: Сбережения храню в белорусских рублях и имею хорошую доходность
  9. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  10. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  11. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  12. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  13. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  14. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  15. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  16. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  17. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  18. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  19. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  20. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  21. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  22. Под звуки «Калыханкi». В Минске прощаются с Леонидом Борткевичем
  23. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  24. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  25. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  26. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  27. Что происходит в Беларуси 15 апреля
  28. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  29. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  30. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они


/

16 мая президент подписал указ №222, обязывающий предпринимателей иметь сопроводительную документацию и сертификаты соответствия Техрегламенту Таможенного Союза на товары легкой промышленности. AUTO.TUT.BY решил посмотреть, на чем ездит один из "небедных", по мнению президента людей, который полтора года сражался против подписания данного указа.

Активист Республиканского общественного объединения "Перспектива" Вячеслав Пилипук показал нам свой Peugeot 307 SW и рассказал, почему новые условия работы для предпринимателей невыполнимы.



"С таким качеством дизтоплива у нас нет альтернативы бензиновым автомобилям"

Как оказалось, Вячеслава можно смело назвать не только активистом, но и ветераном белорусского предпринимательского движения. Будучи военным и попав под сокращение, с 1989 года наш герой занимался бизнесом – от торговли астраханскими арбузами до оптовых поставок продовольствия из Германии. Постоянно перепрофилировать свое дело, по словам собеседника, приходилось оттого, что государство с 1994 года постепенно создавало препятствия для того или иного вида предпринимательства.
 
- К 2004 году я понял, что у нас в стране, чтобы ни от кого не зависеть в бизнесе, нужно работать только с конечным покупателем. А поскольку моя жена хорошо разбирается в моде, было решено заняться розничной торговлей женской одеждой.

Исходя из потребностей нового бизнеса, в 2008 году Владислав выбирал и автомобиль. Для постоянных поездок в Москву за товаром нашему герою нужна была большая трассовая машина с маленьким расходом топлива.
 
- Сначала я рассматривал универсал Opel Astra, но Peugeot 307 SW мне просто больше понравился по дизайну. Эту машину 2006 года выпуска с дизельным двигателем объемом 1,6 л еще с французскими номерами я нашел по объявлению, встретился продавцом, посмотрел на СТО и забрал.

Вячеслав говорит, что на то время – это была достаточно редкая машина и обошлась она с пробегом 70 тыс. километров в 16 тыс. долларов
Вячеслав говорит, что на то время это была достаточно редкая машина и обошлась она - с пробегом 70 тыс. километров - в 16 тыс. долларов
 
Вячеслав признается, что машина для него – не самоцель, а всего лишь инструмент для успешного достижения целей в бизнесе. И в этом плане, по его словам, Peugeot не разочаровал: автомобиль не только мягко идет по трассе, но и расходует в таком режиме всего лишь 3,5 литра солярки на "сотню". Однако называть дизельный двигатель француза неоспоримым плюсом "сосед в пробке" не берется.
 
- Проблемы с ним начались уже в первую зиму: из-за низкого качества нашей зимней солярки она постоянно замерзала в баке. Поменяв из-за этого топливный фильтр раза четыре, я начал покупать дизель на заправках только в канистры, отогревать его в гараже и уже в теплый добавлять антигель. Теперь я точно уверен, что с таким качеством дизтоплива в Беларуси не существует альтернативы бензиновым автомобилям.

Хотя дизельный двигатель Peugeot и "капризный" к нашей солярке, однако совершенно не шумный и не потребовавший еще никаких непредвиденных вложений.
Хотя дизельный двигатель Peugeot и "капризный" к нашей солярке, однако совершенно не шумный и не потребовавший пока никаких непредвиденных вложений


"Если по Москве тащиться 60 км/ч, то по тебе за минуту проедет пару джипов"

И винит в своих зимних бедах качество белорусской солярки Вячеслав неспроста, ведь, по его словам,  при заправках в Польше или Литве проблем у него никогда не возникало. Также, в отличие от Беларуси, в этих странах нет проблем и при езде по зимним дорогам с очень низким клиренсом 307 SW.
 
- Все дороги зимой там не только хорошо почищены, но и абсолютно сухие! На трассы в той же Польше сыпят нормальные реагенты, а не нашу ужасную химию. У меня даже было желание на всю зиму выехать куда-нибудь в Европу и провести ее там.

Приятная летом опция панорамной крыши с электроприводом сбоев пока не давала, в отличие от множества другой барахлившей в Peugeot электроники
Панорамная крыша с электроприводом сбоев пока не давала - в отличие от множества другой барахлившей в Peugeot электроники
 
Однако в связи с постоянными поездками в Москву за товаром чаще нашему герою приходилось бывать в России. Дорога от границы до Москвы была для него не очень приятна из-за ее "низкого качества, множества населенных пунктов и гаишников". А вот передвижение по самой Москве для нашего героя не было таким страшным, как о нем говорят.
 
- Единственное, к чему нужно привыкнуть в Москве, – это скоростной режим, который намного выше минского. Если ты там будешь двигаться 60 км/ч, по тебе просто проедет пару джипов. А самой большой проблемой для меня, как и для многих, являются их пробки - в них люди просто живут.

Если сложить два ряда сидений 307 SW объем багажника достигает 1875 л., который в свое время под завязку набивался на "Черкизоне"
Если сложить два ряда сидений 307 SW, объем багажника достигает 1875 л - в свое время это под завязку забивалось на "черкизоне"

И, по впечатлениям нашего героя, водители в Москве не отличаются пониманием и взаимопомощью. Собеседник вспоминает случай, когда старенькая "Волга" стала на проезжей части и парализовала движение, но на просьбы водителя "прикурить" откликнулся лишь Вячеслав.
 
- Представьте, сколько машин проехало мимо человека с семьей в этой заглохшей в дождь "Волге", пока я не добрался до него, отстояв почти всю создавшуюся пробку! Я просто понимал, если помочь этому человеку, то хорошо будет нам всем, поэтому остановился мы "прикурились" – и пробки не стало.

Проехав 200 тыс. километров по разным дорогам и пробкам Вячеслав полностью перебрал подвеску, однако марке не изменил и уже присматривается к кроссоверу Peugeot 3008
Проехав 200 тыс. км по разным дорогам, Вячеслав полностью перебрал подвеску, однако в марке не разочаровался и уже присматривается к кроссоверу Peugeot 3008
.

"О каких сопроводительных документах на товар можно говорить, если московские поставщики не выдают нам даже чек!"

В последние же несколько лет Вячеслав бывает в Москве не так часто, потому что уже не возит товар лично, а пользуется услугами транспортных организаций, которые доставляют одежду проверенных временем поставщиков. Эти поставщики хоть и вызывают доверие у ипэшников, однако, по словам собеседника, до сих пор не выдают никаких сопроводительных документов и сертификатов на одежду, как того требует союзное законодательство и нашумевший Указ Президента №222. 
 
- О каких сопроводительных документах и сертификатах соответствия на товар мы можем говорить, если наши российские поставщики никак не маркируют одежду и даже не выдают на нее чек! Эти поставщики – предприниматели на оптовых рынках Москвы, которые нигде не зарегистрированы и "крышуются" крупными фирмами, решающими за них все вопросы с налоговой и другими службами.

"Московские оптовые рынки – это огромные государства в государстве, поэтому изменить на них что-то крайне сложно", – говорит предприниматель
"Московские оптовые рынки – это огромные государства в государстве, поэтому изменить на них что-то крайне сложно", – говорит предприниматель
 
А попадает одежда на такие рынки, по словам Вячеслава, следующим образом: первый импортер ввозит через таможню в Россию большую партию товара под видом, например, труб, а дальше продает эту одежду за "черный нал" мелким оптовикам. А они уже перепродают ее незарегистрированным предпринимателям на оптовом рынке, где закупаются белорусские ипэшники. Но существуют в России, по наблюдениям собеседника, и более порядочные поставщики, у которых есть хотя бы сопроводительная документация.
 
- Таких - процентов 5 от общего количества. А вот поставщиков еще и с сертификатами – и того меньше. Хотя, согласно законодательству Таможенного Союза, сертифицировать товар обязан либо производитель, либо первый импортер. Мы обращались в Правительство Российской Федерации с просьбой навести порядок на своих оптовых рынках, но они лишь подтверждали наличие такой проблемы и обещали принять какие-то меры, что ни к чему впоследствии не привело.

"Пусть наши чиновники не предпринимателей учат, а своих российских коллег, как нормально работать!"

Подписание президентом этого Указа, по словам Вячеслава, привело к тому, что многие российские поставщики не хотят уже и связываться с белорусскими предпринимателями, мол, зачем нам сотрудничать с белорусами, выискивая для них эти сертификаты, если товар россияне и казахи берут без документов. С другой стороны, в России на этой волне появился уже целый рынок поддельных сертификатов соответствия Техрегламенту.
 
- Интернет пестрит объявлениями о "сертификатах за два часа", и никого не волнует, что сертификация – это лабораторные исследования одежды, которые длятся неделями. У нас были даже такие случаи, когда белорусским предпринимателям в России выдавали сертификаты на одежду, а при проверке выяснялось, что исследования проводились в лаборатории, которая сертифицирует исключительно низковольтное оборудование.
 
Вячеслав отмечает, что даже украинцы уже не принимают товар, сертифицированный в России, из-за боязни, что документы будут "липовыми". Абсолютно же легальные сертификаты в России можно получить в абсолютно легальных лабораториях, в которых, правда, нет ни оборудования, ни специалистов. Наш герой рассказывает о новом тренде российских чиновников – дарить детям лаборатории, существующие лишь на бумаге, но внесенные в официальный реестр и застрахованные от всяческих проверок.
 
- Как видите, в России порядка нет, и эти обстоятельства предприниматели изменить не могут. Но чиновники продолжают нас учить, как работать. Так идите поучите лучше своих российских коллег, а то нашли слабых! Но с нашими, знаете, в России круто разговаривают…

"На одном из совещаний молодые чиновники поддерживали наши предложения, пока слово не взял замминистра торговли"

Учитывая, что указ уже подписан и надежд на изменение ситуации в России у наших предпринимателей нет, они не только ждут официальных разъяснений действия этого документа, но и предлагают власти варианты решения проблемы.
 
- Есть вариант вообще не покупать товар в России, а брать его в тех же Турции, Европе или Китае, где он даже дешевле. Но если предприниматель привезет оттуда, например, сто разных моделей брюк, то сертифицировать каждую единицу из размерного ряда будет стоить огромных денег, никто это не потянет. Поэтому мы предлагаем правительству сертифицировать не товары, а производство на фабриках, как это делают в цивилизованных странах.

Вячеслав не только активно отстаивает права предпринимателей, является экологическим активистом, но и состоит в организации этнических украинцев, коим сам является. "Ленточку на машину я повесил в начале Евромайдана в знак солидарности с украинским народом", – уточняет собеседник
Вячеслав не только активно отстаивает права предпринимателей, является экологическим активистом, но и состоит в организации этнических украинцев, коим сам является. "Ленточку на машину я повесил в начале Евромайдана в знак солидарности с украинским народом", – уточняет собеседник

Так, "Перспектива" предлагает направлять комиссии из четырех человек из ответственных ведомств на производства и смотреть, соответствует ли оно стандартам, или брать образцы продукции на лабораторные исследования. Более того, он отмечает, что производители заинтересованы в рынке Таможенного Союза и даже готовы оплачивать чиновникам такие поездки.
 
- И когда мы на одном из совещаний высказали такое предложение, то его очень положительно восприняли молодые чиновники. Однако был там и замминистра торговли, который не согласился. И причины отказа понятны: при выдаче сертификатов соответствия производствам, бюджет страны не будет пополняться доходами от оплаты предпринимателями этой процедуры.

"Пусть тот, кто писал этот Указ, сходит на рынок и проконтролирует его действие, а не прикрывается 22-летними налоговыми инспекторами"

В сложившейся ситуации, по словам Вячеслава, можно уже не теоретически, а исходя из опыта, говорить о возможных протестах предпринимателей. Он вспоминает не только однодневные забастовки на рынках прошлым летом, но и конфликты с налоговыми органами, сопровождавшиеся даже драками.
 
- Прошлым летом был случай, когда на одном из рынков налоговики хотели конфисковать партию несертифицированного товара у предпринимателей, и один из инспекторов имел неосторожность толкнуть бизнесмена. Его избили и порвали на нем одежду. Дело, в общем, дошло до того, что через некоторое время с одной стороны стояла стенка предпринимателей, а с другой – ОМОНа. В такой обстановке переговоры длились с 11 утра до 5 вечера.

При всем этом Вячеслав не боится остаться без работы, ведь он снова может перепрофилировать бизнес -в этот раз на услуги. Второй вариант – заниматься предпринимательством за рубежом. Но подобные ситуации неприятны еще и тем, говорит предприниматель, что из-за чиновников, которые разрабатывают законы, потом страдают ни в чем не повинные налоговые инспекторы, только вышедшие с университетской скамьи.
 
- Мало того, что чиновники ввели в заблуждение президента и убедили его подписать этот указ, так они еще и подставляют молодых проверяющих, которые сталкиваются с негативной реакцией предпринимателей. Я считаю, что чиновники сами должны пойти на рынки и проконтролировать его действие. Не посылайте туда "рядовых солдат" как пушечное мясо.
-30%
-15%
-15%
-15%
-7%
-50%
-40%
-10%
-50%