/

"Мы объединились вчетвером, пытаемся бороться, всего же, знаем, нас человек 12-13. Правда, потерпевшими нас никто не признает: вы никто, машины - не ваши машины, а объект преступления, с материалами дел вас никто знакомить не будет". 



Белорусы, которые еще в 2011-2012 годах купили на внутреннем рынке внедорожники стоимостью более 60 тысяч долларов каждый, уже два года пытаются вернуть свои машины - хотя бы на время. Но время играет против них - один из владельцев уже уведомлен судом, что его Land Cruiser за 75 тысяч долларов будет по приговору суда передан собственнику, проживающему в Российской Федерации.

Да мы уже не верим в то, что ситуация решится в нашу пользу, мы только не понимаем, почему государство настолько не хочет нас, собственных граждан, защищать! - эмоционально начали разговор обратившиеся в редакцию AUTO.TUT.BY Валентин из Молодечно и Альберт из Минска. Последние два года они вместе с еще несколькими белорусами борются за свою собственность - купленные на вторичном рынке автомобили Toyota Land Cruiser. Правда, "их собственностью" машины считают только сами собеседники - и правоохранительные органы, и суд уже не раз сказали им, что машины - не их, а сами они в этой пренеприятнейшей ситуации - никто.

Валентин купил свой Land Cruiser 2008 года выпуска в 2011-м - на столичном авторынке, за 62 тыс. долларов. 

Оформили покупку, поставил на учет в ГАИ по месту жительства - соответственно, прошел сверку, получил номера, прошел техосмотр и стал ездить. Даже за границу один раз успел выехать. Но 7 августа 2012 года ко мне пришли сотрудники таможни и предъявили постановление об изъятии моего автомобиля как объекта административного правонарушения, ссылаясь на то, что некое лицо ввезло данный автомобиль в 2010 году, не уплатив таможенные пошлины, - рассказывает мужчина.

По его признанию, конечно, он был в шоке, но как законопослушный гражданин предоставил машину таможне - "до выяснения всех обстоятельств", как уверили его тогда. Попутно мужчина стал выяснять, что же послужило причиной изъятия, и ему удалось узнать, что из-за одного и того же преступника в это же время пострадал не он один: "Нас таких около 12-13 человек". 

Проблема в том, что обстоятельств незаконного ввоза своих автомобилей белорусские владельцы не знают до сих пор - их с ними не ознакомили, так как они не являются участниками процессов (вначале - административных, потом уголовных), разбросанных по разным территориальным правоохранительным структурам и судам. Не удалось выяснить обстоятельств столь крупной аферы, из-за которой пострадали так много человек, и AUTO.TUT.BY - в Следственном комитете рассказать нам о делах не смогли.
 

"Выманили из дома и забрали машину"

Альберта же, который в конце апреля 2012 года купил свой Land Cruiser 2010 года выпуска за 75 тысяч долларов, и вовсе "выманили из дома и забрали машину".

Позвонили сотрудники райотдела милиции: "Здравствуйте, такая-то машина - ваша? Есть подозрение, что она участвовала в ДТП, нужно посмотреть. Подъезжайте, пожалуйста, по такому-то адресу, нужно провести осмотр на яме"

Альберт - снова же законопослушный гражданин - поехал. Оказалось, звали его на таможню.

И как только я заехал на территорию, за мной закрылись ворота и было сказало: "Все, ты свободен, машина остается здесь". Конечно, я начал возмущаться, но ситуация складывалась так, что хоть ты головой о стену бейся - машина остается.

С тех пор - то есть с августа 2012 года - мужчины пытаются вернуть свои автомобили, узнавая об их судьбе и собственных перспективах только лишь окольными путями: в получении официальной информации им было отказано.



Первоначально нам сказали, что машины изъяты как предмет административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.5 КоАП РБ "Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию", затем виновные в его совершении были найдены, возбудили уголовные дела по ст. 231 УК "Уклонение от уплаты таможенных платежей", а осудили по крайней мере одного из преступников по ст. 235 УК - за легализацию ("отмывание") материальных ценностей, приобретенных преступным путем.

"Машина россиянину не нужна, наши проблемы ему неинтересны, он давно получил страховку по угону и забыл про этот Land Cruiser"

Мужчины выяснили, что их автомобили были похищены в России, затем поставлены на учет в Брестской области, затем - распроданы по Беларуси.

Самое непонятное - как каждый из этих автомобилей до нас сменил по два владельца на внутреннем рынке, ставился-снимался с регистрационных учетов, сотрудники ГАИ каждый раз сверяли номера - и все было в порядке!

Как позже пояснили AUTO.TUT.BY в ГАИ, установить подлинность заводских номерных агрегатов может только эксперт, сотрудник ГАИ лишь должен обратить внимание на возможные попытки видоизменения номера и далее направить подозрительный автомобиль на экспертизу: "Но за то, что номера подлинные, сотрудник, проводящий сверку, отвечать не может и не должен".

В случае Валентина идентификационная экспертиза, назначенная таможней, так и не смогла установить первичные обозначения идентификационных номеров - они были уничтожены. Подлинные номера кузова Land Cruiser Альберта же были установлены.

Через собственные связи я получил информацию о первичном номере, через знакомых в Москве даже нашел контакты первого - якобы единственного законного - владельца моей машины. Мы попытались с ним переговорить - и были откровенно посланы: машина ему не нужна, наши проблемы ему неинтересны, он давно получил страховку по угону и забыл про этот Land Cruiser.

Забегая чуть вперед, скажем, что суд Жабинковского района Брестской области своим приговором от 19 марта 2014 года постановил "вернуть изъятый [у Альберта] джип Toyota собственнику - Павлу И., проживающему в Российской Федерации". На суд в Жабинку, кстати, Альберта позвали - по его словам, "довольно хамским тоном по телефону", - чтобы опросить об обстоятельствах покупки и снова сказать: "Вы свободны".

Валентин же с помощью юриста еще пытается бороться за свой Land Cruiser - дело по этой машине еще находится у следователей, - правда, уже почти смирился с тем, что автомобиль ему не отдадут.

Мне непонятно лишь одно - почему наши правоохранительные органы отказали и мне, и другим потерпевшим в просьбе отдать нам машины на ответственное хранение: да, мы стали заложниками ужасной ситуации, потеряли огромные деньги, но по крайней мере эти два года мы могли бы ездить на своих авто, эксплуатировать их - пусть с ограничениями, но ездить! Никому нет дела до обычного гражданина, пострадавшего от преступных действий третьих лиц. Я даже готов был внести эти неуплаченные таможенные платежи от своего - добросовестного приобретателя - имени, но и такой возможности мне не дают.

Переписка владельцев Toyota с представителями правоохранительных органов Беларуси умещается на десятках листов - а машины, по словам пострадавших, "гниют на стоянке".



В Конституции сказано: "Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством", - в данной ситуации и Валентин, и Альберт искренне недоумевают, "почему никто не защищает их". - Ведь ни у кого нет сомнения, что мы законным путем купили эти машины и являемся добросовестными приобретателями?

Сомнений в этом, действительно, нет - ни у юристов, ни у правоохранительных органов, ни у AUTO.TUT.BY. Но белорусское законодательство четко регламентирует: собственность, выбывшая из обладания владельца помимо его воли, должна быть ему возвращена. И точка. 

Статья 283 Гражданского кодекса РБ

Истребование имущества от добросовестного приобретателя
 
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Дальше - суды "по цепочке"?

А дальше пострадавшие белорусские владельцы могут судиться с последними продавцами - теми, кто продал автомобили непосредственно им.

Статья 431 Гражданского кодекса РБ

Ответственность продавца в случае изъятия товара у покупателя
 
При изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателю понесенные им убытки, за исключением случая, когда покупатель знал или должен был знать о наличии этих оснований.
Те же, в свою очередь, являясь добросовестными приобретателями, могут судиться и требовать возврата денег у предыдущих владельцев, а уже те - у преступников. Перспективы, с грустной ухмылкой признают Валентин и Альберт, не обнадеживают. И они уже даже почти смирились с тем, что потеряли все.

- Обидно только, что нас все кинули: ни защиты, ни даже элементарных разъяснений сложившейся без нашей вины ситуации от собственного государства мы не получили.

-12%
-50%
-45%
-10%
-10%
-10%
-20%
-20%