• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Слесарь минского предприятия "МАЗ-МАН" Сергей Муха держит в руках покрытую ржавчиной старенькую фару от ГАЗ-АА. На ней внутри сохранилась нечеткая запись мелом: 6/41. Да-да, она изготовлена именно в июне 1941 года! Страшная дата: в этом месяце началась Великая Отечественная война...
 
 
Война для семьи Сергея - не чужое слово: прадед воевал в Первую мировую и Гражданскую войны, дед сражался на фронтах Отечественной войны. Благодаря им, у правнука и миллионов других людей сейчас над головой мирное небо. 
 
Поэтому не случайно, выбирая машину, Сергей остановился на легендарной полуторке ГАЗ-АА, ставшей наряду с танком "Т-34" одним из символов Великой Победы.
 

– Автомобиль, точнее, его остатки – раму, переднюю ось и передок кабины – купил по объявлению около полугода назад, - рассказал собеседник. – в свою очередь выкупил это железо на пункте приемки металла. Машина, по-видимому, выработала свой ресурс настолько, насколько это возможно: заклепки на раме расшатаны и частично выпали, некоторые поперечины лопнули от перегрузов и нещадной эксплуатации; балка передней оси погнута. Значит, скорее всего, машина попала в аварию или наехала на препятствие, что и стало роковым в ее судьбе. Годные детали, видно, поснимали, а уставшую раму с кабиной и испорченной передней осью так и оставили умирать под забором на долгие годы и в конце концов сдали в металлолом. 
 
Чтобы вернуть автомобиль к жизни, Сергею приходится буквально собирать с миру по нитке: в Украине купил заднюю рессору и рычажок опережения зажигания на руль. В Латвии – ряд деталей по трансмиссии, в Эстонии – оригинальный задний фонарь, в России – детали по ходовой, всякие кронштейны и многое другое.

– Некоторые запчасти пришлось заказывать из Америки – там их, к счастью, выпускают и по сей день для восстановления Ford-AA – далекого предка нашей полуторки. Да и в родной Беларуси объездил почти все города – рассказывает Сергей. – Только чтобы собрать комплект колес, пришлось съездить в четыре города!
 
Вот несколько фотографий аналогов деталей, которые уже приехали из США: прокладка ГБЦ, прерыватель стоп-сигнала и пыльники рулевых тяг.
 

- Рама у меня 1936 года, а это значит, что надо комплектовать машину именно на этот период, что немного усложняет задачу. Но довоенная машина со штампованными радиусными крыльями гораздо красивее послевоенной с уже квадратными крыльями из плоского металла. Многое удалось найти, но и многое еще предстоит отыскать. На сегодняшний день не хватает заднего моста, радиатора, задней стенки и дверей кабины, передних штампованных крыльев и многого другого. 


 
- Машину стараюсь собрать из оригинальных деталей, но они в большинстве своем сильно пострадали от времени. Почти каждую из них приходится пескоструить, рихтовать, подваривать, приводить в порядок. Для кого-то, может, это и тяжелая работа, мне же в удовольствие. Важно и отношение к делу, ведь это не просто кусок железа, это наша история, – поделился владелец.


 
Для восстановления автомобиля Сергею пришлось обзавестись массой литературы, посвященной ГАЗ-АА. Копиями заводских чертежей для восстановления кабины с ним поделился коллега по увлечению.
 
 
– Кстати, в моем автомобиле есть запчасти, выпущенные еще до 1933 года: тогда советская промышленность еще только поднималась на ноги, поэтому некоторые неосвоенные детали приходилось покупать в Штатах. Клейма на них сохранились до сих пор. На опорном тормозном диске просматривается штамп с надписями "PATENTED", "made in USA, "PORSAFETY", "BENDIX BRAKES", а на поворотном кулаке четко виден логотип Ford.
 
  
Почти все восстановительные работы Сергей проводит своими руками.
 
– Передняя ось разобралась вполне терпимо. Первоначальное состояние оставляло желать лучшего – некоторые запчасти пришлось искать заново. Уже почти укомплектовал, детали отпескоструены и прогрунтованы. Жду ремкомплект шкворней из Америки - и тогда можно будет ее собирать обратно.
 
 
Колесные диски тоже пропескоструены и прогрунтованы, сейчас мастер ждет камеры из России: когда они приедут, приступит к сборке. Шесть новых шин уже лежат наготове. К сожалению, седьмой (на запаску) пока не хватает.
 
 
Сейчас в работе двигатель и коробка передач. 
 
Двигатель со всем навесным оборудованием Сергею удалось отыскать только послевоенный. Тем не менее он не теряет надежды найти оригинальный мотор Газ-А, соответствующий ранней раме. Пока же у мастера есть только ГБЦ, помпа с патрубком, клапанная крышка и карбюратор Газ-Зенит.
 
  
– Очень выручают неравнодушные люди, делятся запчастями, рассказывают, где можно приобрести необходимые, помогают советами по реставрации. Но все равно дело продвигается намного медленнее, чем хотелось, – констатирует Сергей.
 
Вот, например, этот вакуумный дворник удалось отыскать в гараже у одного бывшего владельца полуторки в Толочине.

– Самой машины уже не осталось, а когда-то снятый с нее вакуумный моторчик дворника так и остался валяться на полке. Поводок упал в разлитую краску и увяз в ней на несколько десятилетий, что, впрочем, и сохранило ему жизнь. Пришлось его выковырять с куском доски, – вспоминает Сергей. – Дома привел его в порядок, отмыв в растворителе.
 
 
Действительно, перед парнем встает много проблем: некоторые запчасти довольно редки и их сложно найти, другие стоят дорого, да и потрепаны они временем так, что порой не так-то просто их восстановить, как ни старайся. 
 
Тем не менее Сергей твердо намерен закончить проект:
 
– Это автомобиль-ветеран, и его неправильно выкидывать на свалку, я обязательно восстановлю эту машину.

 

 

-25%
-46%
-10%
-10%
-50%
-15%
-10%
-50%
-50%
-14%
0066888